г. Вологда |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А05-13877/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2015 года по делу N А05-13877/2014 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
открытое акционерное общество "Центр судоремонта "Звездочка" (место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, проезд Машиностроителей, дом 12; ОГРН 10829020026774; ИНН 2902060361; далее - ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 4, лист 71), о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; ОГРН 1022900838168; ИНН 2902042980; далее - управление, фонд) от 08.08.2014 N 039 006 14 РВ 0000299/1 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафа за неуплату страховых взносов по эпизодам занижения базы для начисления страховых взносов:
- на дополнительно выплачиваемое единовременное пособие работникам, получившим трудовое увечье;
- на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;
- на суммы начисленных и выплаченных работникам суточных при однодневных командировках.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества. Мотивируя жалобу, ссылается на необоснованность решения и на нарушение судом норм материального права. Считает, что оплата работникам дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, выплата предусмотренного коллективным договором единовременного пособия работникам, получившим трудовое увечье, а также выплата работникам суточных при однодневных командировках не являются компенсационными выплатами, не относятся к пособиям и иным видам обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. По мнению учреждения, суд неправомерно применил статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), поскольку названой нормой данного Закона не предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами компенсационных выплат, связанных с выполнением работником семейных обязанностей, единовременных выплат, связанных с получением трудового увечья, а также выплат суточных при однодневных командировках. Указывает на то, что законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления не предусмотрен такой вид компенсационной выплаты, как оплата дополнительных дней по уходу за ребенком-инвалидом, так как такая оплата является предусмотренным трудовым законодательством случаем сохранения среднего заработка в рамках трудовых отношений. Ссылается на то, что судом при рассмотрении настоящего дела не были установлены обстоятельства, в связи с которыми обществом произведена дополнительная единовременная материальная помощь, являлась ли данная помощь следствием стихийных бедствий или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, а обществом не представлено в суд документов об установлении указанных обстоятельств.
Отзыв на апелляционную жалобу от ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и ответчика.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, фондом проведена выездная проверка общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (начисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составлены справка о проведенной выездной проверке от 21.04.2014, акт от 07.07.2014 N 039 006 14 АВ 0000299 и принято решение от 08.08.2014 N 039 006 14 РВ 0000299/1 о привлечении страхователя к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов в виде штрафа в размере 287 802 руб. 21 коп. Кроме того, названным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2011 - 2013 годы в общей сумме 1 439 011 руб. 05 коп., а также пени в общей сумме 180 486 руб. 29 коп.
В ходе проверки фондом установлено и в акте проверки зафиксировано, что в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ обществом в том числе занижена база:
- для начисления страховых взносов на дополнительно выплачиваемое в размере 50 % от установленного законодательством Российской Федерации единовременное пособие работникам, получившим трудовое увечье, в общей сумме 332 422 руб. 54 коп., в том числе за 2011 год - на 133 037 руб. 52 коп., за 2012 год - на 140 326 руб.17 коп., за 2013 год - на 59 058 руб. 85 коп.;
- для начисления страховых взносов на выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, за 2011 год в сумме 245 673 руб. 06 коп.;
- для начисления страховых взносов за 2011 - 2013 годы на суммы неправомерно начисленных и выплаченных суточных при однодневных командировках работникам, на общую сумму 118 050 руб., в том числе за 2011 год - на 15 850 руб., за 2012 год - на 46 050 руб., за 2013 год - на 56 150 руб.
Не согласившись с названным решением в указанной части, общество оспорило его в судебном порядке.
По мнению управления, поскольку спорные выплаты произведены в рамках трудовых отношений, то они подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не предусмотрены частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, в связи с этим не являются объектом для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и у учреждения не имелось правовых оснований для включения указанных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов.
Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда о том, что спорные выплаты, произведенные работникам общества, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Доводы управления о том, что выплаты, осуществляемые в связи с оплатой дополнительных выходных дней, предоставляемых лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, подлежат обложению страховыми взносами, правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Судом первой инстанции правомерно принято во внимание то, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей.
На основании пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" средства этого Фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
Спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом, данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена в статье 129 ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка в пользу только той категории работников, которая в силу своих семейных обязанностей осуществляет уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого же Закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:
- выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;
- выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы;
- компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Норма аналогичного характера содержится и в статье 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Следовательно, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе и ТК РФ. Перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, такие выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение фонда по эпизоду совершенных выплат общества за дополнительные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами.
Доводы управления о том, что дополнительно выплачиваемое в размере 50 % от установленного законодательством Российской Федерации единовременное пособие работникам, получившим трудовое увечье, подлежит обложению страховыми взносами, оценены и также правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, пунктом 6.13 Коллективного договора ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" на 2009 - 2011 годы и пунктом 6.13 Коллективного договора общества на 2012 - 2014 годы установлено, что работнику, утратившему профессиональную трудоспособность в результате несчастного случая или профзаболевания, дополнительно выплачивается 50 % от установленного законодательством Российской Федерации размера единовременной страховой выплаты.
Управлением в оспариваемом решении установлено, что на основании положений Закона N 125-ФЗ и в соответствии с приказом ГУ АРО Фонда социального страхования Российской Федерации от 03.08.2010 N 5094-В пострадавшим в результате трудового увечья работникам заявителя назначена и выплачена единовременная выплата.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу статьи 56 названного Кодекса трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
На основании статьи 57 ТК РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (часть 3 статья 41 ТК РФ).
В данном случае, условиями коллективных договоров на 2009 - 2011 годы и на 2012 - 2014 годы (пункт 6.13) предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного работникам в связи с причинением вреда здоровью в результате трудового увечья (несчастного случая или профзаболевания) в размере 50 % от установленного законодательством Российской Федерации размера единовременной страховой выплаты. Данная выплата не носит систематического характера, является единовременной социальной выплатой, связанной с потерей физическим лицом трудоспособности в связи с трудовыми отношениями с заявителем.
С учетом указанных норм, определяющих принципы и источники правового регулирования трудовых отношений, единовременные пособия (выплаченные в качестве компенсации морального вреда), выплаченные обществом в соответствии с коллективным договором работникам, получившим повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются компенсационными выплатами социального характера.
Таким образом, данные единовременные выплаты, основанные на коллективном договоре, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими и не относятся к оплате труда работников. Эти выплаты квалифицируются как предоставляемая работникам социальная гарантия и относятся к выплатам социального характера.
Согласно статье 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
При этом применительно к трудовым отношениям моральный вред - это физические и нравственные страдания работника, связанные с неправомерным поведением работодателя, которое может быть выражено как в форме действия, так и бездействия. Признание работодателем факта причинения работнику морального вреда определяет возможность по соглашению сторон определить величину его денежной компенсации.
Поскольку в рассматриваемом случае между работниками общества и работодателем заключен коллективный договор о регулировании социально-трудовых отношений, содержащий, по сути, условие о компенсации работникам морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размерах, согласованных сторонами и установленных в приложении к договору, то принимая во внимание положения статьи 147 ТК РФ, в соответствии с которой оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Довод подателя жалобы о том, что судом при рассмотрении настоящего дела не были установлены обстоятельства, в связи с которыми обществом произведена дополнительная единовременная материальная помощь, являлась ли данная помощь следствием стихийных бедствий или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, а обществом не представлено в суд документов об установлении указанных обстоятельств, не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку данные доводы не были положены в основу оспариваемого решения по рассматриваемому эпизоду, каких-либо претензий относительно обстоятельств выплаты спорных сумм материальной помощи в решении фонда не содержится.
В отзыве на заявление, представленом в суд первой инстанции, такой довод ответчика также отсутствует (том 2, листы 3 - 6).
Кроме того, заявление управлением как контролирующим органом дополнительных доводов, не положенных в основу решения, принятого по результатам проверки заявителя, влечет, по сути, восполнение оснований для доначисления страховых взносов, что недопустимо в ходе судебного разбирательства, поскольку проверка законности и соответствия оспариваемого решения фонда производится судом исходя из тех оснований, которые послужили причинами доначисления страховых взносов по итогам проверки.
С учетом изложенного ссылка фонда на подпункт "а" пункта 3 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признается несостоятельной.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал недействительным решение фонда по эпизоду, связанному с дополнительной выплатой в размере 50 % от установленного законодательством Российской Федерации единовременных пособий работникам, получившим трудовое увечье.
Доводы управления о том, что обществом занижена база для начисления страховых взносов на суммы неправомерно начисленных и выплаченных работникам суточных при однодневных командировках, обоснованно отклонены судом в силу следующего.
При оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников, как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации суточные не подлежат обложению страховыми взносами (часть 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
При этом в силу статьи 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с командировкой (статья 167 ТК РФ).
Статьей 168 настоящего Кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.09.2012 N 4357/12, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В материалах дела усматривается, что нормы расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), установлены приказами общества от 07.05.2009 N 632 и от 27.08.2013 N 577.
При этом проверкой установлено, что представленные в материалы дела командировочные удостоверения работников заявителя оформлены на один день, работники возвращались из однодневных командировок в тот же день к месту своего постоянного жительства, что подтверждается проездными билетами.
Расходы по командировки работников подтверждены документально, поскольку в материалы дела представлены командировочные удостоверения, содержащие данные о продолжительности командировки, соответствующие отметки о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, заверенные подписью полномочного должностного лица и печатью, авансовые отчеты работников, содержащие основания выдачи денежных средств, проездные документы работников.
Следовательно, спорные денежные средства, названые в качестве "суточных", выплаченные обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, поэтому они не подлежат обложению страховыми взносами.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4357/12, согласно которой выплаченные суммы по однодневным командировкам не являются суточными в силу определения, содержащегося в трудовом законодательстве, однако исходя из их направленности и экономического содержания могут быть признаны возмещением иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя, в связи с чем не являются доходом (экономической выгодой) работника.
При таких обстоятельствах суды первой инстанции сделал правильный вывод о том, что произведенные обществом выплаты не облагаются страховыми взносами, в связи с этим суд правомерно признал недействительным решение фонда по эпизоду, связанному с начислением и выплатой "суточных" работникам при однодневных командировках.
В связи с этим требования в обжалуемой обществом части правомерно удовлетворены судом.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 января 2015 года по делу N А05-13877/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13877/2014
Истец: ОАО "Центр судоремонта "Звездочка"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области