город Воронеж |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А14-10026-2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Захаровой С.В., заместителя начальника отдела правового обеспечения по доверенности от 30.12.2014;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2015 по делу N А14-10026-2014 (судья Федосеева И.В.) по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН 1077762014110, ИНН 7708652888) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации права от 06.05.2014 N 20/004/2014.225 и обязании зарегистрировать право оперативного управления на нежилое здание с кадастровым номером 36:19:8200006:246, площадью 138,5 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская обл., Острогожский р-н, ул. 50 лет Октября, д. 178,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области (далее - заявитель, ФГБУ "Россельхозцентр") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра ВО, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об отказе в государственной регистрации права от 06.05.2014 N 20/004/2014.225, и обязании Управление Росреестра ВО зарегистрировать право оперативного управления на нежилое здание с кадастровым номером 36:19:8200006:246, площадью 138,5 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская обл., Острогожский р-н, ул. 50 лет Октября, д. 178.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве, г. Москва (ОГРН 1097746349535, ИНН 7708701670),
Решением суда от 05.02.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ФГБУ при обращении за государственной регистрацией не предоставило решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления вновь образуемым в порядке реорганизации. Наличие приказа Министерства сельского хозяйства РФ о переименовании юридического лица не исключает обязанности заявителя представить решение полномочного органа о закреплении имущества на праве оперативного управления за вновь созданным юридическими лицом. Согласно Положению о Минсельхозе РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 450, за данным органом не закреплены полномочия по распоряжению государственным имуществом, включая полномочия по принятию решений о передаче имущества в оперативное управление.
В судебное заседание Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г. Москве не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" (далее - Приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 N 288) в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр".
В соответствии с передаточным актом б/н от 27.09.2007, утвержденным зам. Министра сельского хозяйства РФ, и актом приема-передачи здания (сооружения) от 18.09.2007 N 182 ФГУ "Госсеминспекция по Воронежской области" передало правопреемнику - ФГУ "Россельхозцентр" нежилое здание с кадастровым номером 36:19:8200006:246, площадью 138,5 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская обл., Острогожский р-н, ул. 50 лет Октября, д. 178.
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 N 135 Федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в Федеральные государственные бюджетные учреждения.
18.03.2014 ФГБУ "Россельхозцентр" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлениями о государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание с кадастровым номером 36:19:8200006:246, площадью 138,5 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская обл., Острогожский р-н, ул. 50 лет Октября, д. 178.
На государственную регистрацию была представлена выписка из реестра федерального имущества от 30.07.2013 N 2073/269.
Сообщением от 06.05.2014 N 20/004/2014.225 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права оперативного управления.
Считая отказ от 06.05.2014 N 20/004/2014.225 незаконным, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сообщение Управления Росреестра ВО N 20/004/2014.225 от 06.05.2014 об отказе в государственной регистрации права оперативного управления, не соответствуют нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона N122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Пунктом 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного закона документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Пунктом п.2 ст.16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основания отказа в государственной регистрации содержатся в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п.5 ст.2 и п.3 ст.20 Закона N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации права.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьей 18 Закона N 122-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 17 Закона N122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственным учреждением во владение, пользование и распоряжение в пределах, установленных ГК РФ (ст. 214, 296 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 299 ГК РФ и части 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как разъяснили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце втором пункта совместного Постановления от 29.04.2010 N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Согласно части 1, части 2 статьи 16 Закона N122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Статьей 13 Закона N 122-ФЗ установлено, что при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки и установление противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Как следует из материалов настоящего дела, основанием для отказа послужил тот факт, что заявителем не было представлено решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом о закреплении спорного здания за ФГБУ "Россельхозцентр" на праве оперативного управления (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда области относительно того, что данный отказ противоречит требованиям закона и полагает руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (часть 9).
В силу абз. 2 пункта 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества; собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться этим имуществом по своему усмотрению.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" создано во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N566-р и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N288 и является правопреемником федеральных государственных учреждений государственных семенных инспекций по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных территориальных станций защиты растений и относится к ведению Минсельхоза России.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" Учреждение имеет обособленное имущество на праве оперативного управления.
В пункте 1 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 содержится указание на то, что в ведении Минсельхоза России образуется федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" с местом нахождения: 107139, г.Москва, Орликов пер., д. 1/11, (далее - Центр), с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации (л.д. 31).
Согласно пункту 6 приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 структурным подразделениям министерства надлежало, в том числе, обеспечить закрепление за Центром (ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр") имущества федеральных государственных учреждений в оперативное управление в установленном порядке (л.д. 32).
Согласно пункту 2 статьи 58, пункту 1 статьи 59 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N288 содержит указание на вид регистрируемого права, а передаточный акт сведения о расположении спорного объекта.
Дата передаточного акта имеется в заявлении о регистрации права оперативного управления - 18.09.2007 N 182 (л.д. 13).
В сообщении об отказе регистрирующий орган отметил, что Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N288 не является правоустанавливающим документом и носит декларативный характер.
Данный вывод регистрирующего органа ошибочен, поскольку согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 N 566-р и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 N 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр".
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Устава ФГБУ "Россельхозцентр" функции полномочного представителя учредителя учреждения осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, учреждение находится в ведении министерства.
Согласно пунктам 2.1, 4.1 Устава, учреждение имеет обособленное имущество, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является Российская Федерация.
Согласно представленной в материалы регистрационного дела выписке из реестра федерального имущества собственником нежилого здания с кадастровым номером 36:19:8200006:246, площадью 138,5 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская обл., Острогожский р-н, ул. 50 лет Октября, д. 178, является Российская Федерация, данный объект закреплен за ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" на праве оперативного управления.
В соответствии с письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Воронежской области от 01.07.2009 N 6-5073, для закрепления спорного имущества за ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр" на праве оперативного управления издания распоряжения о закреплении указанного имущества не требуется.
Заявителем на регистрацию были представлены два экземпляра (подлинный и копия) выписки из реестра федерального имущества от 30.07.2013 N 2073/26.
Следовательно, представленные в регистрирующий орган документы и сведения, в своей совокупности соответствовали установленным законодательством требованиям и позволяли идентифицировать спорный объект и сделать безусловный вывод о виде права на данный объект и основаниях его возникновения: документами-основаниями возникновения у заявителя права оперативного управления являются в данном случае передаточный акт от 18.09.2007, акт о приеме-передачи здания от 18.09.2007 N 182, распоряжение Правительства РФ от 05.05.2007, Приказ Минсельхоза от 29.05.2007 N 288.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует статья 71 АПК РФ, нормы материального права применены верно.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности сообщения об отказе в государственной регистрации права от 06.05.2014 N 20/004/2014.225.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, подателем жалобы на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.02.2015 по делу N А14-10026-2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-10026/2014
Истец: ФГБУ "Российский сельскохозяйственный центр"
Ответчик: Управление Росреестра по Воронежской области
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ, ТУФА УГИ в Воронежской области