г. Вологда |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А66-9738/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Торжок на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 декабря 2014 года по делу N А66-9738/2014 (судья Погосян Л.Г.),
установил:
индивидуальный предприниматель Хорьков Игорь Борисович (172009, Тверская обл., г. Торжок, Ленинградское ш., д. 101, кв. 29, ОГРНИП 307691502300022, ИНН 691506561567; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тверской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Торжок (172002, Тверская обл., г. Торжок, Новгородская наб., д. 1а, ОГРН 1026901914930, ИНН 6915001018; далее - Администрация) о признании недействительными итогов конкурса по лоту N 7 на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, проведенного администрацией города Торжка Тверской области, согласно опубликованного 11.04.2014 на официальном сайте www.torzhok-adm.ru, оформленные протоколом от 20.05.2014 N 3 и признании недействительным договора от 04.06.2014 на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, заключенный по результатам конкурса по лоту N 7 на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок между Администрацией и индивидуальным предпринимателем Беллоной Андрем Христиановичем (с учетом уточнения требований).
При подаче иска в качестве третьего лица, участвующего в деле, истец указал индивидуального предпринимателя Беллона Андрея Христиановича (172009, Тверская обл., г. Торжок, Сиреневый б-р, д. 3, ОГРНИП 304691509100074, ИНН 691500936805; далее - ИП Беллон А.Х.).
Решением суда от 11.12.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме. Кроме того, с Администрации в пользу Предпринимателя взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а с ИП Беллона А.Х. - 2000 руб.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить и прекратить производство по делу. Доводы жалобы сводятся к тому, что отсутствие в протоколе N 3 подписи секретаря комиссии не является существенным обстоятельством для признания результатов конкурса недействительными. Результаты конкурса оспаривались Предпринимателем в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - УФАС ТО), однако решением УФАС ТО от 11.06.2014 по делу N 05-6/2-28-2014 жалоба заявителя признана необоснованной.
ИП Беллон А.Х. в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает ее доводы в полном объеме, просит решение суда отменить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек на основании лицензии от 01.03.2007 серии АСС N 69-033663.
Постановлением администрации города Торжка Тверской области от 04.10.2013 N 574 "О порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок" были утверждены Положение о конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, Положение о конкурсной комиссии по отбору перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщении на территории муниципального образования город Торжок, состав конкурсной комиссии.
Постановлением администрации города Торжка Тверской области от 02.04.2014 N 116 Положение о конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок было принято в новой редакции.
Постановлением администрации города Торжка Тверской области от 05.05.2014 N 162 были внесены изменения в состав конкурсной комиссии.
Положение о конкурсной комиссии по отбору перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщении на территории муниципального образования город Торжок изменено не было.
На официальном сайте www.torzhok-adm.ru администрации Торжка Тверской области 11.04.2014 были опубликованы извещение и конкурсная документация на проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок по 10 лотам.
Предприниматель и ИП Беллон А.Х. подали заявки по лоту N 7 "маршруты N 22 "ул. Старицкая-Митино", N 24 "Газопровод - ул. Володарского", N 11 "ул. Красноармейская - ул. Авиационная - ул. Энгельса".
Согласно протоколу от 20.05.2014 N 3 заседания комиссии по проведению конкурса на право осуществления пассажирских перевоз транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, на основании данных и сопоставления условий предложенных в заявках, победителем конкурса признан ИП Беллон А.Х.
По результатам конкурса 04.06.2014 между Администрацией и ИП Беллоном А.Х. был заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок.
Полагая, что решение конкурсной комиссии, утвержденное протоколом от 20.05.2014 N 3 заседания конкурсной комиссии, было приняло с нарушением Положения о конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, Положения о конкурсной комиссии, истец обратился в Арбитражный суд Тверской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признавая недействительным проведенный конкурс на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров в городе Торжке транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения и заключенный во исполнение его договор, сослался на то, что спорный протокол от 20.05.2014 N 3 в нарушение пункта 9.3, 9.4 Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок (далее - Положение о конкурсе), раздела 7 Конкурсной документации не содержит информации о результатах оценки и сопоставления конкурсных заявок участников конкурса, а также, в нарушении пункта 3.6 Положения о конкурсной комиссии по отбору перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок (далее - Положение о комиссии), не подписан секретарем комиссии. В связи с этим, Администрацией допущено существенное нарушение процедуры проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок и допущенное отклонение от установленных конкурсной документацией и Положением о конкурсе требований, которое могло повлечь иные результаты конкурса по лоту N 7 и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов истца, которые могут быть восстановлены по результатам рассмотрения спора.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В силу статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Положение о конкурсе на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, утвержденное Постановлением администрации города Торжка от 04.10.2013 N 574 "О порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок" в редакции постановления администрации города Торжка от 02.04.2014 N 116, определяет порядок и условия проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок.
В соответствии с разделом 2 Положения о конкурсе решение о проведении Конкурса принимается правовым актом администрации города Торжка. Конкурс является открытым по составу участников. Городские маршруты регулярного сообщения, свободные места на городских маршрутах регулярного сообщения выставляются на конкурс лотами. Организатор конкурса осуществляет публикацию извещения о проводимом конкурсе и об итогах конкурса в официальных печатных средствах массовой информации для опубликования правовых актов муниципального образования город Торжок и иной официальной информации, а также размещение в свободном доступе на официальном сайте администрации города Торжка в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт). Участниками конкурса могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
Порядок рассмотрения, оценки, сопоставления и отклонение заявок установлен разделом 7 Положения о конкурсе.
Основное заседание комиссии проводится в два этапа: на первом этапе комиссия определяет претендентов, соответствующих требованиям в соответствии с разделом 7 настоящей документации, на втором этапе выявляется победитель и подводятся итоги конкурса. Первый этап проводится в срок не позднее 5-ти рабочих дней со дня вскрытия конвертов, второй этап проводится в сроки, установленные в извещении о проведении конкурса.
На первом этапе конкурса один из членов комиссии оглашает результаты рассмотрения конкурсных заявок, представленных на конкурс каждым из претендентов, и выносит вопрос о соответствии претендента требованиям в соответствии с 2 настоящего Положения на голосование комиссии.
По результатам голосования комиссия принимает одно из следующих решений:
а) о допуске претендента к участию в конкурсе;
б) о проверке организатором конкурса достоверности сведений, представленных претендентом для участия в конкурсе, сроках проведения проверки и дате рассмотрения ее итогов;
в) об отказе претенденту в допуске к участию в конкурсе в случае его несоответствия требованиям, предусмотренным разделом 7 настоящего Положения, и (или) представления им ложных сведений или неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Положения, и (или) в случае предоставления документов, оформленных с нарушением требований подпункта "б", подпункта 5.3.2 пункта 5.3 настоящего Положения.
При принятии решений, предусмотренных подпунктом 9.2.1 настоящего Положения, комиссия руководствуется документами, представленными претендентами, результатами проверок достоверности сведений, представленных ими (в случае их проведения).
При соответствии претендента требованиям, предусмотренным разделом 7 настоящего Положения, и представлении им полного комплекта документов, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Положения, оформленных в соответствии с требованиями подпункта "б", подпункта 5.3.2 пункта 5.3 настоящего Положения, решением комиссии он допускается к участию в конкурсе и признается участником конкурса.
На втором этапе конкурса определяются лучшие условия исполнения договора путем оценки и сопоставления условий, предложенных в заявках участников конкурса. Методика оценки конкурсных заявок и методика оценки основных конкурсных критериев установлена разделом 10 Положения о конкурсе.
На второй этап заседания комиссии приглашаются все участники конкурса.
В соответствии с пунктом 9.3.1 Положения о конкурсе конкурсная комиссия оценивает заявки участников конкурса в соответствии с балльной системой, указанной в разделе 6 настоящей документации. По критериям, установленным пунктами 10.1, 10.2 и 10.3 раздела 10 настоящего Положения, баллы проставляются по каждому транспортному средству, планируемому к использованию для осуществления пассажирских перевозок по лоту. После этого определяется средний балл по каждому из критериев, установленных пунктами 10.1, 10.2 и 10.3 раздела 10 настоящего Положения.
Итоговая сумма баллов определяется как сложение средних баллов по критериям, установленным пунктами 10.1, 10.2 и 10.3 раздела 10 настоящего Положения, 10.1, 10.2 и 10.3 раздела 10 настоящего Положения, и баллов по остальным критериям.
В соответствии с требованиями пункта 9.4 Положения о конкурсе секретарь комиссии ведет протокол оценки и сопоставления конкурсных заявок участников Конкурса. Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии в течение трех рабочих дней, следующих за днем окончания проведения оценки и сопоставления конкурсных заявок.
Аналогичные требования к порядку рассмотрения, оценки, сопоставления и отклонения заявок предусмотрены разделом N 7 Конкурсной документации конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, размещенной 11.04.2014 на официальном сайте Администрации.
Согласно пункту 1 Положения о конкурсной комиссии по отбору перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, утвержденного Постановлением администрации города Торжка от 04.10.2013 N 574 "О порядке проведения конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок", конкурсная комиссия по отбору перевозчиков для осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным администрацией города Торжка.
При проведении конкурсных мероприятий комиссия сопоставляет и оценивает заявки участников конкурса; принимает решение об определении победителя конкурса, а также об определении участника конкурса, занявшего второе место и последующие места (раздел 2 Положения о комиссии).
В соответствии с разделом 3 Положения о комиссии работой комиссии руководит председатель комиссии, а в его отсутствие - заместитель председателя. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 % от общего числа ее членов. Решение комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании ее членов. Секретарь комиссии в голосовании не участвует. Решения комиссии оформляются протоколами. Протоколы заседаний комиссии оформляются в трехдневный срок после проведения заседания комиссии, подписываются председателем комиссии и секретарем комиссии.
Судом первой инстанции установлено, что спорный протокол от 20.05.2014 N 3 в нарушение пункта 9.3, 9.4 Положения о конкурсе, раздела 7 Конкурсной документации не содержит информации о результатах оценки и сопоставления конкурсных заявок участников конкурса, а также, в нарушении пункта 3.6 Положения о комиссии, не подписан секретарем комиссии.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что невозможно проверить на соответствие конкурсной документации результаты оценки и сопоставления членами комиссии конкурсных заявок и объективно оценить соответствие выставленных участникам конкурса по лоту N 7 оценок правилам Положения о конкурсе. Выявленные нарушения порядка проведения конкурса привели к нарушению Администрацией принципа равного доступа перевозчиков к осуществлению перевозок.
В силу этого суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Администрацией допущено существенное нарушение процедуры проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок и допущенное отклонение от установленных конкурсной документацией и Положением о конкурсе требований, которое могло повлечь иные результаты конкурса по лоту N 7 и, как следствие, грубое нарушение прав и законных интересов истца.
На основании изложенного исковые требования в части признания недействительным итогов конкурса по лоту N 7 на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок, проведенного администрацией города Торжка Тверской области, согласно опубликованного 11.04.2014 на официальном сайте www.torzhok-adm.ru, оформленные протоколом от 20.05.2014 N 3 правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными по праву и подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.
Таким образом, оспариваемый договор от 04.06.2014 на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения, заключенный по результатам конкурса по лоту N 7 на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования на городском (городских) маршруте (маршрутах) регулярного сообщения на территории муниципального образования город Торжок между ответчиками, может быть прекращен на будущее время в неисполненной части.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Предпринимателя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Судом первой инстанции дана оценка всем доводам, приведенным Администрацией по рассматриваемым вопросам, в том числе по указанным в апелляционной жалобе, поскольку в ней, по существу, ответчик повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, несостоятельны и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тверской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены оспариваемого судебного акт, не установлено.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Администрации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя.
Администрация в силу положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 декабря 2014 года по делу N А66-9738/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Торжок - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-9738/2014
Истец: ИП Хорьков Игорь Борисович
Ответчик: Администрация муниципального образования город Торжок, ИП Беллон Андрей Христианович