г. Киров |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А82-12079/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Турубановой Н.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 2"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2015 по делу N А82-12079/2013, принятое судом в составе судьи Горбуновой И.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 2" (ИНН: 4401082047, ОГРН: 1074401010738)
к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151),
третье лицо: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (ИНН: 4443024537, ОГРН: 1024400518548), открытое акционерное общество "Единый информационный расчетно-консультационный центр" (ИНН: 4401095504, ОГРН: 1084401010924),
о взыскании денежных средств,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 2" (далее - истец, Общество) обратилось с иском в Арбитражный суд Ярославской области к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ответчик, заявитель, Компания) о взыскании 50 000 рублей 00 копеек суммы неосновательного обогащения, расходов по оплате услуг по начислению, сбору и аккумуляции платежей граждан за период с сентября 2010 года по январь 2012 года по услуге "отопление" и "горячее водоснабжение".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил взыскать неосновательное обогащение в сумме 1 049 782 рубля 02 копейки за период с сентября 2010 года по февраль 2012 года. Уточнение требования принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области и открытое акционерное общество "Единый информационный расчетно-консультационный центр" (далее - третьи лица, Департамент и ОАО "ЕИРКЦ" соответственно).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2015 в удовлетворении исковых требований Обществу отказано.
Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт по делу.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что в деле отсутствуют основания для возникновения неосновательного обогащения, так как Департаментом при утверждении тарифов Компании расходы истца на расчетно-кассовое обслуживание не могли быть и не были учтены фактически по причине того, что договорных отношений между сторонами по компенсации расходов истца не имелось. В отношениях между сторонами имеет место двойная оплата денежных средств за обслуживание расчетов с нанимателями жилых помещений, поскольку они включаются в коммунальные платежи и в тарифы по оплате тепловой энергии. Кроме того, истец в исковом заявлении не заявлял требование о компенсации своих расходов на расчетно-кассовое обслуживание, а указывал именно на то обстоятельство, что в состав тарифа на тепловую энергию, утвержденного Департаментом, включены расходы на расчетно-кассовое обслуживание из расчета 3%, которые ответчик в спорный период не нес, поскольку расчеты с населением осуществлялись через управляющую компанию. При этом суд не изучил представленные документы. Так, договор от 01.03.2010 N 04-1/27, подписанный ответчиком с ОАО "ЕИРКЦ", представлен в материалы дела без приложений и не содержит сведений о его изменении или неизменении в связи с новой схемой оплаты поставленной тепловой энергии с 01.09.2010.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что Общество не могло в одностороннем порядке оказывать Компании возмездные услуги по начислению и сбору платежей, поскольку обязанность по оплате полученной тепловой энергии возложена на исполнителя коммунальных услуг (Общество) как фактического абонента. Истец, не желая самостоятельно производить функции по расчету платы за коммунальные услуги, по оформлению и выставлению квитанций гражданам, по сбору платежей, поручил расчетно-кассовому центру выполнение указанных функций. Компания не является стороной по данному договору, следовательно, не обязана производить оплату оказанных расчетно-кассовым центром услуг Обществу. Основанием для включения расходов по начислению и сбору платежей с граждан при установлении тарифов являются заключенные ответчиком с расчетными центрами договоры. Затраты на привлечение ответчиком иных третьих лиц для оказания услуг по начислению и сбору платежей с населения в тарифах 2010, 2011 годов не учтены. Затраты ответчика на услуги по начислению и сбору денежных средств, оказываемые истцом, не могли быть включены в тариф. Поскольку между сторонами отсутствуют какие-либо соглашения. При установлении тарифа для ресурсоснабжающей организации регулирующий орган использует плановые показатели затрат, а в дальнейшем, при выявлении необоснованных расходов организации, корректирует тариф в другие периоды регулирования.
ОАО "ЕИРКЦ" в пояснения по апелляционной жалобе указал, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, а также просит рассмотреть дело без участия его представителя.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в спорный период по многоквартирным домам, находящимся в управлении Общества, и присоединенным к сетям Компании, между Обществом и Компанией сложились отношения по приобретению коммунального ресурса - тепловой энергии для целей оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, при этом договор в письменном виде заключен не был.
Для целей организации автоматизированного начисления и сбора платежей с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных жилых домах, находившихся в спорный период в управлении Общества, Обществом (принципал) и ОАО "ЕИРКЦ" (агент) заключен агентский договор на организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за приобретенные коммунальные и жилищные услуги от 01.06.2010 N 04-1/52 (т.1 л.д.19-26).
В соответствии с пунктом 1.1 договора по настоящему договору принципал поручает, а агент берет на себя обязательства от имени и за счет принципала выполнить работы по организации и ведению аналитического учета, начислению платы за предоставленные собственникам услуги и иные действия, указанные в пункте 2.1 настоящего договора, а принципал обязуется оплатить агенту вознаграждение за выполнение данного поручения.
Согласно условиям пункта 2.1 договора агент (ОАО "ЕИРКЦ") обязуется: вести автоматизированное начисление платежей собственникам (нанимателям) помещений за услуги, оказываемые принципалом (содержание, вывоз ТБО, лифт, старший по дому, капитальный ремонт, отопление, горячее водоснабжение, газоснабжение и др.), производить перерасчет оплаты за услуги, отражать изменения в лицевых счетах собственников - регистрация или снятие с регистрационного учета, смена собственника или нанимателя помещения, изменение площади жилого помещения, ежемесячно формировать, распечатывать собственникам (нанимателям) помещений единых платежный документ на оплату услуг принципала, организовать прием платежей от собственников за оказываемые принципалом услуги через кассы банков, почты, агента, заносить в лицевые счета собственников информацию о произведенных платежах за оказываемые принципалом услуги и показаниях приборов учета, предоставлять принципалу (без дополнительной оплаты) программу Онлайн доступа к каждому лицевому счету собственника (нанимателя) помещения и др.
В силу пункта 3.1 договора размер агентского вознаграждения по договору составляет 3 % от суммы денежных средств, оплаченных потребителями жилых помещений за услуги.
Уплата агентского вознаграждения производится путем ежедневного удержания агентом денежных средств из платежей, поступающих от потребителей за услуги. Размер денежных средств, удержанных в качестве агентского вознаграждения за оказанные принципалом услуги, согласовывается путем подписания акта сверки и акта выполненных работ (пункты 3.2, 3.3 договора).
Пунктом 4.1 договора установлено, что денежные средства, поступающие на расчетный счет агента за оказываемые принципалом услуги, не являются средствами агента, а являются средствами принципала.
В соответствии с пунктом 6.1 договора, он вступает в силу с 01.07.2010, а в начисления платы за обслуживание мусоропровода - с 01.06.2010 и действует до 31.12.2010. Пункт 6.2 договора содержит условие о ежегодной пролонгации условий договора при отсутствии возражений сторон.
В процессе исполнения договора, его сторонами подписывались акты выполненных работ, для оплаты предъявлялись счета-фактуры (т.1 л.д. 28-67).
При расчетах стоимости потребленной тепловой энергии в отношениях между истцом и ответчиком применялись тарифы, утвержденные постановлениями Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области для потребителей ОАО "ТГК-2" по Костромской области от 29.12.2009 N 09/254, от 03.12.2010 N 10/354, от 25.08.2011 N 11/167 (т.1 л.д. 92-99).
В соответствии с заключением по экономической обоснованности тарифов на 2010 год (дело об установлении тарифов от 30.04.2009 N О-1212 (т.2 л.д. 32-38) следует, что услуги РКЦ приняты регулятором в размере - 21480,33 тыс.руб. из заявленных 24633,12 тыс. рублей.
Из заключения по экономической обоснованности тарифов на 2011 год (дело об установлении тарифов от 30.04.2010 N О-1279 (т.2 л.д. 21-31) следует, что услуги РКЦ приняты регулятором в размере - 19 663,674 тыс.руб. из заявленных 22 824,525 тыс. рублей.
Из пункта 3.2.12 раздела "Анализ экономической обоснованности величины расходов по статьям расходов из себестоимости продукции" (т.2 л.д.29) следует, что в данной статье учтены расходы ОАО "ЕРКЦ" по всему жилому фонду, получающему тепловую энергию источников теплоснабжения ОАО "ТГК-2" по Костромской области. Расходы на расчетно-кассовое обслуживание по населению определены исходя из процента, предложенного ОАО "ЕИРКЦ" (3%).
Согласно заключению по экономической обоснованности тарифов на 2012 год (дело об установлении тарифов от 29.04.2011 N О-1596 (т.2 л.д. 11-20) следует, что услуги РКЦ приняты регулятором в размере - 20 181,624 тыс.руб. из заявленных 21 612,346 тыс. рублей.
Письмом от 08.07.2014 (т.2 л.д.109) Департамент подтвердил, что при формировании необходимой валовой выручки Компанией в составе затрат учтены расходы на услуги по начислению и сбору платежей граждан: на 2010 год в объеме 18 157,64 тыс.руб., на 2011 год в объеме 19 663,674 тыс.руб., на 2012 год в объеме 20 181,624 тыс.руб.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.02.2013 N 12441/12 указал, что суды при рассмотрении указанных требований должны учитывать обстоятельства, основанные на сведениях Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, согласно которым в структуру тарифа для ОАО "ТГК-2" на 2010 и 2011 годы включены расходы, связанные с расчетно-кассовым обслуживанием по ставке три процента по всему жилому фонду, энергопринимающие устройства которого присоединены к тепловым источникам компании, и исследовать вопросы о том, оказывало ли компании в спорный период какое-либо лицо услуги по начислению и сбору платежей с граждан, заключен ли компанией договор с таким лицом, поскольку выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение для рассмотрения требования управляющей компании.
Компанией были представлены договоры, заключенные для целей расчетно-кассового обслуживания и сбора средств с потребителей.
По договору от 30.11.2006 N 4000-1603-06 (т.2 л.д. 47-52), подписанному Компанией с МУП города Костромы "Информационно-расчетно-кассовый центр по обслуживанию коммунальных платежей", последнее приняло на себя обязательство по выполнению бухгалтерских функций, а именно ведение работ по автоматизированному начислению и учету платежей за потребленную тепловую энергию населению, функции транзита денежных средств, поступающих от населения за потребленную тепловую энергию (пункт 1.1 указанного договора).
01.03.2010 между Компанией (принципалом) и ОАО "ЕИРКЦ" (агентом) подписан агентский договор на организацию работ по ведению аналитического учета и начислению платы за приобретенные коммунальные услуги N 04-1/27 (т.2 л.д. 39-46), по которому агент принял на себя обязательства выполнить работы по организации и ведению аналитического учета, начислению потребителя платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению и иные действия за вознаграждение.
Размер агентского вознаграждения, согласованный сторонами в пункте 3.1 вышеуказанного договора, составил 3% от суммы денежных средств, оплаченных потребителями жилых помещений за услуги.
Письмом от 02.05.2012 N Д/ТЭК-1968 (т.1 л.д. 90) Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области сообщил истцу, что при формировании тарифов на тепловую энергию для потребителей Компании в составе расходов учтены расходы на услуги по начислению и сбору платежей граждан (от платежей населения) на 2011 год в размере 3% по всему жилому фонду, присоединенному к системе теплоснабжения Компании на территории Костромской области.
Полагая, что ответчик незаконно обогатился за счет истца, возлагая на Общество дополнительные расходы по выплате Компании стоимости расчетно-кассового обслуживания в размере 3% от стоимости поставленной тепловой энергии в дома, находящиеся в управлении истца в спорный период, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ярославской области исходил из того, что при формировании тарифов на тепловую энергию на 2010-2012 годы Департаментом расходы на расчетно-кассовое обслуживание были заложены не в процентном соотношении, а в конкретном суммовом выражении по заявке Компании на предполагаемые экономически-обоснованные расходы, ввиду чего информация, содержащаяся в ранее направлявшихся письмах Департамента, не соответствует действительности; при этом суд пришел к выводу, что обязанность Компании по обеспечению сбора платы за потребленную тепловую энергии не предусмотрена действующим законодательством, управляющая компания же, осуществляя сбор с населения коммунальных платежей, исполняла собственную обязанность, возложенную на неё законодательством. Также суд указал, что Управляющая компания не может оказывать ресурсоснабжающей организации возмездные услуги по сбору платежей, поскольку обязанность по оплате полученного коммунального ресурса возложена на абонента в силу закона.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Заявляя исковые требования о взыскании неосновательного обогащения по настоящему делу, Общество фактически полагает, что им по договору с ОАО "ЕИРКЦ" понесены расходы на выплату вознаграждения агенту, обязанность по компенсации которых лежит на Компании. Обязательство Компании по компенсации своих расходов Общество обосновывает включением в тариф Компании затрат на расчетно-кассовое обслуживание, в том числе, как считает Общество, по жилым домам, находящимся в его управлении.
Указанные требования суд апелляционной инстанции считает необоснованными ни по праву, ни по размеру.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление управляющей организацией является одним из способов управления многоквартирным домом.
Исходя из положений пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее также - Правила N 307), определено, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Таким образом, Общество является исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирных жилых домов, выбравших Общество в качестве управляющей компании.
Согласно 37 Правил N 307 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата.
С учетом изложенного, обязанность по выставлению платежных документов собственникам (нанимателям) и сбору платы за коммунальные услуги, в том числе услуги теплоснабжения, лежала именно на Обществе как исполнителе коммунальных услуг.
Из условий агентского договора от 01.06.2010 договора следует, что исполнение данной функции было возложено Обществом на ОАО "ЕИРКЦ", которое обеспечивало выставление платежных документов собственникам (нанимателям) помещений и осуществляло сбор платы, перечисляя её на счет принципала.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее также - Правила содержания) собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования, при этом в соответствии с пунктом 31 Правил содержания размер платы утверждается на основании предложений управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ.
Действующая в настоящее время редакция пункта 29 Правил содержания напрямую предусматривает включение обоснованных расходов на содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в состав расходов за содержание жилого помещения.
В то же время, ранее, в отсутствие прямой нормы, в силу характера данных расходов управляющей компании, непосредственно связанных с осуществлением функций управления многоквартирным домом, они подлежали включению в состав расходов на содержание.
В силу указанных правовых норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество, осуществляя сбор с населения коммунальных платежей, исполняло собственную обязанность, при этом какие-либо возможные убытки, понесенные в процессе хозяйственной деятельности Общества, тем более обусловленные не включением своих расходов в состав утверждаемой платы за содержание, не могут служить законным основанием для возмещения их со стороны других лиц.
Оценивая доводы заявителя жалобы относительно установленных Компании тарифов, и соответственно, включения затрат Общества на оплату услуг агента в состав расходов при установлении тарифов Компании на 2010, 2011 и 2012 годы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Как следует из материалов дела, какой-либо договор, предусматривающий обязательства Компании по осуществлению каких-либо платежей в пользу Общества, отсутствует.
Указанный договор отсутствовал, в том числе как на момент подачи документов на установление тарифов на 2010 (30.04.2009), на 2011 (30.04.2010), так и на момент принятия постановлений Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29.12.2009 N 09/254, от 03.12.2010 N 10/354, от 26.12.2011 N 11/466.
С учетом того, что до 01.06.2010 начисление по домам, находившимся в управлении Общества, по тепловой энергии производила Компания, при подаче документов на установление тарифов на 2010 и 2011 (даты открытия тарифных дел - 30 апреля предыдущего года, т. 30.04.2009 и 30.04.2010 соответственно) Компания в состав расходов могла заявлять только о своих планируемых расходах на расчетно-кассовое обслуживание по домам, находившимся в управлении Общества.
Таким образом, расходы Общества по договору от 01.06.2010 не были и не могли быть принципиально учтены в структуре тарифа Компании в составе экономически обоснованных расходов.
В части доводов Общества относительно наличия составе расходов Компании расходов в размере 3,0 % от планируемых сборов платежей населения по всем жилым домам, присоединенных к сетям Общества в г. Костроме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, заявленные Компанией расходы не были в полном объеме учтены регулирующим органом, а были установлены в конкретном суммовом выражении.
Таблицы экспертных заключений на 2010, 2011, 2012 годы по полезному отпуску тепловой энергии не содержат в своей структуре выделения объема полезного отпуска по населению, ввиду чего принципиально невозможно с учетом установленного на соответствующий период тарифа рассчитать какие-либо 3 % к планируемой сумме платежей населения и сравнить с суммой учтенных расходов.
Равным образом, с учетом снижения учтенной в тарифе суммы от суммы заявленных Компанией расходов указание в экспертном заключении по 2011 году на учет затрат по всему жилому фонду не представляется возможным проверить в отсутствие в экспертном заключении данных по полезному отпуску населения в целом.
Утверждения Общества об обратном ссылкой на какие-либо конкретные расчеты, основанные на материалах экспертных заключений об обоснованности тарифов на 2010, 2011, 2012 годы, не содержат.
В соответствии с частью 1 статьи 64 и статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Между тем, в силу пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы Общества о том, что в состав тарифов включены расходы ответчика, которые последний в спорный период не нес, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований Общества.
С учетом осуществления Компанией регулируемого вида деятельности, предполагающего ежегодное рассмотрение статей расходов, учитываемых при установлении тарифов, а также контроль регулирующими органом расходования полученных средств, законодательство о тарифном регулировании содержит соответствующие механизмы учета факта недорасходования средств на осуществление регулируемого вида деятельности, что выходит за рамки настоящего спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Таким образом, удовлетворение иска о взыскании неосновательного обогащения возможно при доказанности совокупности следующих фактов: приобретение или сбережения ответчиком имущества за счет истца, отсутствие правовых оснований для получения (сбережения) имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
При этом наличие указанных обстоятельств в совокупности, а также размер неосновательного обогащения должно доказать лицо, обратившееся в суд с соответствующими исковыми требованиями (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что Компания получала оплату потребленной тепловой энергии по тарифам, установленным постановлениями Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области от 29.12.2009 N 09/254, от 03.12.2010 N 10/354, от 26.12.2011 N 11/466, которые в установленном порядке не признаны недействующими и соответственно, подлежали применению, в том числе в расчетах с Обществом, что указывает на обоснованное получение Компанией денежных средств в оплату потребленной тепловой энергии.
Общество в спорный период несло расходы, обусловленные выполнением функций управляющей компании, то есть расходы, связанные непосредственно с собственной хозяйственной деятельностью. Компенсация данных расходов со стороны ресурсоснабжающих организаций действующим законодательством не предусмотрена ввиду наличия иного источника их покрытия, то есть отсутствует факт сбережения ответчиком средств за счет истца.
Департаментом при утверждении тарифов Компании расходы Общества на РКЦ не могли быть и не были учтены фактически ввиду того, что договорных отношений между Компанией и Обществом по компенсации расходов Общества не имелось. Размер расходов, которые Компания планировала понести в связи с ранее существовавшей схемой по начислению и сбору платежей непосредственно от имени Компании по жилым домам, находившимся в управлении Обществом, из представленных документов установлен быть не может, при этом в тариф данные расходы были заявлены Компанией именно как собственные планируемые расходы на расчетно-кассовое обслуживание с учетом существовавшей схемы сбора денежных средств.
Таким образом, указанные выше необходимые основания для возникновения обязательств из неосновательного обогащения в настоящем деле отсутствуют.
Применительно к рассматриваемым отношениям подлежит применению правовая позиция, изложенная в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 N 15894/11, согласно которой поскольку при формировании для ресурсоснабжающей организации тарифа в него не были и не могли быть включены затраты управляющей компании как одного из абонентов, а в заключенных между управляющей и ресурсоснабжающей компаниями соглашениях условие о выплате компании вознаграждения за сбор платежей с покупателей электрической энергии оговорено не было, обоснованным является отказ в удовлетворении требования управляющей компании к гарантирующему поставщику о взыскании расходов, понесенных при сборе коммунальных платежей за полученную энергию.
Считая необоснованным требования Общества по праву, также суд апелляционной инстанции считает необходимым обратить внимание и на их необоснованность по размеру 3% в связи со следующим.
Исходя из условий представленного договора Общества с ОАО "ЕИРКЦ" к услугам агента - ОАО "ЕИРКЦ" по агентскому договору относится целый комплекс мероприятий по всем видам коммунальных услуг, таких как ведение автоматизированной базы по всем видам коммунальных услуг, а также иных услуг (содержание, капитальный ремонт, лифт, старший по дому и др.), ведение лицевых счетов, формирование платежных документов, предоставления Обществу доступа к автоматизированной базе и др.
Установленный размер вознаграждения (3 % от суммы поступающих платежей) с учетом комплексного характера деятельности агента в принципе не позволяет установить, какова в рассматриваемом случае стоимость услуг агента именно по сбору средств по теплоснабжению.
По существу, данный размер вознаграждения как расходов именно на сбор средств по теплоснабжению указан Обществом произвольно и напрямую из договора с ОАО "ЕИРКЦ" не следует.
С учетом всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.02.2015 по делу N А82-12079/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-12079/2013
Истец: ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства N 2"
Ответчик: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2"
Третье лицо: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, Департамент государственного регулирорвания цен и тарифов Костромской области, ОАО "Единый информационный расчетно-консультативный центр", ОАО "ЕИРКЦ"