город Омск |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А70-12050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3836/2015) Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу N А70-12050/2014 (судья Бедерина М.Ю.), по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Маяк" (ИНН: 7226004352 ОГРН: 1047200440242) о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Бабушкина Любовь Михайловна по доверенности N 14/0073-15 от 15.01.2015 сроком действия 1 год, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Маяк" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агропромышленная компания "Маяк" (далее - ответчик ООО АПК "Маяк") о взыскании задолженности в размере 590 001 455 руб.
Определением суда Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 исковое заявление Департамента оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования сора.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что основанием для взыскания средства областного бюджета послужило ненадлежащее исполнение Обществом условий соглашения N 01/034-08 от 29.04.2008, в котором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен.
ООО АПК "Маяк" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Департамента, в котором ответчик не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
ООО АПК "Маяк", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд посчитал возможным удовлетворить.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу N А70-12050/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Департамента, установил следующие обстоятельства.
В 2008 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размере 150 033 016 рублей, в том числе компенсация части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 9 394 533 рублей.
Субсидии были предоставлены Департаментом ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий".
В 2009 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства" в размере 65 291 043 руб.
В 2010 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размер в размере 87 749 008 руб.
В 2011 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размере в размере 127 885 981 руб.
В 2012 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлениями Правительства Тюменской области от 04.03.2008 N 72-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размере 103 342 556 руб.
В 2013 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлением от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размере 30 457 881 руб.
В 2014 году Департаментом были предоставлены субсидии ООО АПК "Маяк" в соответствии с постановлением от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положений о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства" в размере 25 241 970 руб.
Полагая, что ответчик обязан вернуть перечисленные ему денежные средства в виде субсидии в общей сумме 590 001 455 руб., а также уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами, истец обратился в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Определением от 26.02.2015 Арбитражный суд Тюменской области оставил без рассмотрения исковое заявление Департамента, что вызвало несогласие истца, изложенное в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд.
Соблюдение как претензионного, так и иного досудебного порядка урегулирования спора в случаях, когда соблюдение данного порядка обязательно в силу закона или договора, при обращении с исковым заявлением в арбитражный суд должно быть подтверждено документально (пункт 8 части 2 статьи 125 и пункт 7 части 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Обществу с 2008 года в течение 7 лет предоставлялись средства областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства (субсидии) на основании Постановлений Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п, от 04.03.2008 N 72-п, от 14.05.2012 N 180-п, Законов Тюменской области "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области", "Об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период".
Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п утверждено Положение о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства (далее Положение), аналогичное Постановлению Правительства Тюменской области N 72-п, регламентирован порядок возврата субсидий (раздел V).
Согласно пункту 5.1. Положения в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объёме.
Пунктом 5.2. предусмотрено, что Департамент АПК не позднее чем в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений принимает решение о возврате субсидий и направляет уведомление о возврате субсидии в полном объёме. Получатель субсидии в десятидневный срок со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платёжным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидий.
Таким образом, уведомление о возврате субсидии является действием, производным от решения о возврате субсидии.
Кроме того, согласно п. 5.3. данного Положения, Решение Департамента может быть обжаловано заёмщиком в соответствии с действующим законодательством.
Пункт 5.4. указывает, что только в случае невозврата субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий", установлено, что в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, департамент АПК не позднее чем в десятидневный срок со дня обнаружения нарушений направляет уведомление о возврате субсидии в полном объеме. Получатель субсидии в десятидневный срок со дня получения уведомления производит возврат субсидий в областной бюджет по платёжным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидий (пункт 4.2).
Таким образом, законодательством Тюменской области установлен особый порядок по возврату субсидии в случае нарушения Получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора и неисполнение такого порядка влечет нарушение прав и законных интересов получателя субсидии, поскольку лишает его права на обжалование соответствующего решения.
Как усматривается из материалов дела и было подтверждено в судебном заседании суда первой инстанции Департаментом, решение о возврате субсидии в порядке и в срок, предусмотренных Положением о порядке предоставления средств областного и федерального бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, не принималось и ответчику не направлялось.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил без рассмотрения исковое заявление Департамента.
Довод апелляционной жалобы о том, что основанием для взыскания средств областного бюджета послужило ненадлежащее исполнение Обществом условий соглашения N 01/034-08 от 29.04.2008, в котором претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен, не опровергает изложенных выше выводов суда апелляционной инстанции, поскольку процедура досудебного порядка предусмотрена Постановлением Правительства Тюменской области от 10.04.2007 N 77-п "Об утверждении Порядка оказания государственной поддержки на развитие материально-технической базы в агропромышленном комплексе Тюменской области в форме предоставления субсидий", Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п "Об утверждении Положения о порядках предоставления средств областного и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства и аналогичным Постановлением Правительства Тюменской области N 72-п.
В соответствии с частью 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оставление искового заявления без рассмотрения не лишает истца права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого определения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате госорганом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 (270), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 26.02.2015 об оставлении иска без рассмотрения делу N А70-12050/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12050/2014
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "Агропромышленная компания "Маяк"
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд, ООО "Аудиторская консалтинговая фирма"Альянс", Тришкин Николай Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-28352/15
23.10.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10939/15
20.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3836/15
26.02.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-12050/14
21.01.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14843/14