20 апреля 2015 г. |
А38-5197/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение Автовокзалов и Автостанций" (424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Первомайская, дом 115, корпус А; ИНН 1215158769, ОГРН 1111215005142)
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2015
по делу N А38-5197/2014,
принятое судьей Камаевой А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединение Автовокзалов и Автостанций" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26.06.2014 N 03-08/5109,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" - Чепурного В.В. по доверенности от 18.04.2012 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - ООО "Объединение автовокзалов и автостанций", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее - Управление, антимонопольный орган) от 26.06.2014 N 03-08/5109 об отказе в исключении общества из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2015 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) товарный рынок должен рассматриваться как рынок по продаже билетов на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", где доля рынка, принадлежащая обществу, составляет всего 4-5%.
ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" указывает, что Управление должным образом не разграничило услуги автовокзалов и автостанций, а затем последовательно, мотивированно и согласно требованиям Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220), не обосновало их взаимозаменяемость для определенных потребителей, что привело к необоснованному выводу в определении вида услуги, обращающейся на товарном рынке, ее продуктовой границе и взаимозаменяемости.
В связи с чем, по мнению заявителя, антимонопольный орган пришел к неверному и необоснованному выводу о том, что ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" занимает доминирующее положение на рынке определенного товара.
Отказ в исключении общества из Реестра нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности путем возложения обязанности по соблюдению определенных ограничений антимонопольного законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу выражает несогласие с позицией Общества, просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения; одновременно ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что приказом Управления от 23.04.2013 N 108 ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" включено в Реестр в связи с осуществлением деятельности терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21) с долей более 50% в границах городского округа "Город Йошкар-Ола" (т.1, л.д. 58-60).
Указанный приказ антимонопольного органа заявитель не оспаривал.
26.03.2014 ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" обратилось в антимонопольный орган с заявлением об исключении общества из Реестра (т.1, л.д. 42-43).
В качестве основания исключения заявитель указал на то, что по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл и по его расчетам в 2012 году количество обслуженных Йошкар-Олинским автовокзалом пассажиров по отношению к количеству перевезенных пассажиров по пригородным и междугородным маршрутам составило 5,4%, в 2013 году - 4,6% (т.1, л.д. 56-57).
При рассмотрении заявления ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" и решения вопроса об исключении или отказе в исключении из Реестра Управление провело анализ рынка услуг, связанных с деятельностью терминалов (автобусных станций и т.п.) на территории городского округа "Город Йошкар-Ола", за период с февраля 2013 года по май 2014 года.
При этом продуктовые границы товарного рынка были определены антимонопольным органом по коду ОКВЭД 63.21.21 "Деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.)".
Географические границы рынка определены как административные границы городского округа "Город Йошкар-Ола".
По расчетам антимонопольного органа, доля общества на товарном рынке составила 100%, поэтому оно признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг, связанных с деятельностью терминалов (автобусных станций и т.п.) на территории городского округа "Город Йошкар-Ола" (т.1, л.д. 69 оборотная сторона - 74).
На основании данных аналитического отчета антимонопольный орган принял решение от 26.06.2014 N 03-08/5109, в котором указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований и исключения ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" из Реестра по позиции: деятельность терминалов (автобусных станций и т.п.) в географических границах муниципальное образование "Город Йошкар-Ола" с долей более 50% (т.1, л.д. 41).
Считая решение антимонопольного органа незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 10 гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и исходил из того, что Управление не доказало законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции в полномочия антимонопольного органа входит ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 5.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30, территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории региона, в Реестр (исключении из Реестра).
Порядок формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" (далее - Правила N 896).
В силу пунктов 3 и 5 Правил N 896 формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения; исключение сведений о хозяйствующем субъекте из реестра и изменение содержащихся в реестре сведений осуществляются по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если сведения о хозяйствующем субъекте были включены в реестр по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы.
Согласно пункту 8 Правил N 896 доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете, который и является основанием для принятия решения об исключении сведений о хозяйствующем субъекте из Реестра (пункт 8, подпункт "а" пункта 14 Правил N 896).
Процедура включения и исключения хозяйствующего субъекта из Реестра регулируется Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 N 6 (далее - Приказ N 6).
Основанием для начала действий по исключению из Реестра является, в том числе, аналитический отчет, который составляется в соответствии с Порядком N 220 (пункт 3.16 Приказа N 6).
Условия признания лица, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара (ограниченного в силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе территориальными пределами) определяются статьей 5 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта антимонопольным органом проводится анализ состояния конкуренции на рынке.
Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 220 проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы: определение временного интервала исследования товарного рынка; определение продуктовых границ товарного рынка; определение географических границ товарного рынка; определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в качестве продавцов и покупателей; расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке; определение уровня концентрации товарного рынка; определение барьеров входа на товарный рынок; оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке; составление аналитического отчета.
Из представленного в материалы дела аналитического отчета следует, что анализ состояния конкуренции на товарном рынке проведен в соответствии с требованиями Порядка N 220.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции продуктовые границы рынка определяются в соответствии с функциональным назначением товара.
Пунктом 3.1 Порядка N 220 предусмотрено, что процедура выявления товара, которым в силу пункта 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции считается объект гражданских прав (в том числе, работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, включает: предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.
В соответствии с пунктом 3.4 Порядка N 220 предварительное определение товара проводится на основе условий договора, заключенного в отношении товара; разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; товарных словарей или справочников товароведов; заключений специалистов, имеющих специальные знания в соответствующей сфере; иного способа, позволяющего однозначно определить товар.
Согласно пункту 3.5 Порядка при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются: функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства; применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование); качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта; технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления); цена; условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара; иные характеристики.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом проведено предварительное определение товара достаточным образом и однозначно определен товар - услуги терминалов (автобусных станций и т.п.) (код ОКВЭД 63.21.21).
Такой вывод сделан на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, действующих нормативных правовых актов в сфере регулирования отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и исходя из целевого назначения находящегося в собственности заявителя имущества для осуществления деятельности автовокзала по обслуживанию пассажиров и перевозчиков.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" под объектами транспортной инфраструктуры понимаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
В силу пункта 2 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила N 112), автовокзалом признается объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа. В период проведения анализа законодательно уточнено, что объект транспортной инфраструктуры предназначен для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки.
В силу пункта 20 Правил N 112 оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2010 N 234 утверждены Требования к оборудованию автовокзалов (далее - Приказ N 234), обязательные для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании.
Согласно пункту 4 Приказа N 234 автовокзал, на территории которого размещается остановочный пункт, входящий в состав одного или нескольких маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа, по которому (ым) максимальный интервал отправления транспортных средств превышает 2 часа, а общее количество отправляемых из остановочного пункта пассажиров по этому (этим) маршруту(ам) больше 1 тысячи человек в сутки, для оказания услуг пассажирам и перевозчикам имеет в своем составе помещения: для организации работы билетных касс; для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с кассами); для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей; для ожидания пассажирами прибытия или отправления транспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала; для организации работы по приему и выдаче багажа и ручной клади пассажиров (камер хранения); для размещения комнаты матери и ребенка; для размещения общественных туалетов; для размещения пункта общественного питания; для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала; для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала.
Автовокзалы оборудуются перронами отправления, перронами прибытия, посадочными площадками и площадками для высадки пассажиров (пункт 9 Приказа N 234).
На территории и в основном здании автовокзала, автостанции в удобном для ознакомления месте и в понятной форме размещается информация о расположении предназначенных для обслуживания пассажиров и перевозчиков основных служб и помещений автовокзала, автостанции, в том числе залов ожидания, билетных касс, комнаты матери и ребенка (при наличии), пунктов питания (при наличии), пункта медицинской помощи, камеры хранения (при наличии), туалетов, а также указывается направление движения к ним и к транспортным средствам соответствующих маршрутов (пункт 28 Правил N 112).
Таким образом, деятельность автовокзала связана с предоставлением различных видов услуг пассажирам и перевозчикам, а не только услуг по продаже билетов, на чем настаивает заявитель.
Кроме того, исходя из пункта 3.2 Порядка N 220, при определении продуктовых границ оценке подлежал также предмет договоров, заключаемых обществом с перевозчиками на оказание услуг при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и междугородних автобусных маршрутах.
Антимонопольным органом установлено, что имея в собственности соответствующее имущество и принимая на себя обязательства по осуществлению деятельности автовокзалов (автостанций) в городском округе "Город Йошкар-Ола", ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" несет обязанности по оказанию комплекса услуг автовокзала в объеме, предусмотренном законодательством (т.2, л.д. 62-91).
Так, 01.02.2013 Общество заключило договор N 52-02-2013 об организации пассажирских перевозок с ООО "Первая Транспортная Компания", в силу пункта 2 которого автовокзал обязуется: производить своевременную предварительную и текущую продажу билетов на отправляемые маршруты; отмечать в путевых листах водителей фактическое время прибытия и отправления автобусов; осуществлять контроль за наличием билетов на проезд, подтверждая отметки штампом и подписью работника автовокзала; осуществлять совместно с водителем посадку пассажиров в автобус, выдавать надлежаще оформленные посадочные ведомости; информировать водителей о погодно-климатических и дорожных условиях по маршруту; обеспечивать проведение предрейсового технического осмотра автотранспортного средства по предварительной заявке перевозчика, обеспечивать проведение предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспортных средств по предварительной заявке перевозчика; реализовывать билеты на проезд в автобусах на территории автовокзала, а также там, где организована кассовая продажа билетов, производить ее только работниками автовокзала, а в пути следования работниками перевозчика; отправлять транспортные средства с конечного и промежуточных остановочных пунктов в соответствии с расписанием и графиком движения на маршруте с отметкой в путевых листах (т.3, л.д. 92-96).
Следовательно, при заключении договоров с перевозчиками Общество оказывает комплекс услуг, а не только продажу билетов на их транспорт.
Кроме того, ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" утверждены Правилами пользования услугами автовокзала.
В силу пункта 4 Правил на автовокзале пассажирам оказываются следующие услуги: продажа билетов, хранение ручной клади и багажа, предоставление справочной информации и прочие услуги. Пассажиры имеют право на бесплатное пользование залом ожидания и санитарными узлами, расположенными в основном в здании автовокзала, при наличии билета, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту автобусов регулярных перевозок, отправляющихся в рейс с территории автовокзала.
Также данные правила устанавливают порядок продажи и возврата билетов, пользования услугами справочной службы, пользования услугами камеры хранения, оплаты проезда, провоза багажа и ручной клади (т.3, л.д. 83-91).
По результатам выявления взаимозаменяемых товаров антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что взаимозаменяемых услуг услуги автовокзалов не имеют в силу своей специфики.
Таким образом, продуктовые границы рассматриваемого товарного рынка обоснованно определены антимонопольным органом в виде услуг автовокзала.
Процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает: предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка (пункт 4.1 Порядка N 220).
Арбитражный суд не установил нарушений процедуры определения географических границ товарного рынка.
Единственным автовокзалом в границах городского округа "Город Йошкар-Ола", отвечающим требованиям Правил N 112 и специально предназначенным для обслуживания пассажиров, перевозчиков, а также для обеспечения работы транспортных средств по автобусных маршрутах, является автовокзал, находящийся в собственности ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" (т.2, л.д. 40-41).
Таким образом, в рамках проведенного антимонопольным органом анализа географические границы товарного рынка обоснованно определены административными границами городского округа "Город Йошкар-Ола".
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка N 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка. В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, могут быть также включены физические и юридические лица, которые в течение краткосрочного периода (не более года) могут при обычных условиях оборота и без дополнительных издержек (издержки окупаются в течение года при уровне цен, отличающемся не более чем на 10 процентов от сложившейся средневзвешенной рыночной цены) войти на данный товарный рынок (далее - потенциальные продавцы).
Доводы Общества о том, что неправильно определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, рассмотрен арбитражным судом и признан несостоятельным, поскольку антимонопольный орган определил состав продавцов на основании данных, предоставленных Министерством промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Маристатом, Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле.
Сведения об иных продавцах, фактически оказывающих услуги автовокзалов, с учетом выводов о правильном определении антимонопольным органом продуктовых границ рынка, влияющие на установленный антимонопольным органом размер доли заявителя на момент вынесения оспариваемого решения, отсутствуют.
Также правомерно покупателями услуг автовокзалов (автостанций) определены пассажиры автобусных маршрутов и перевозчики (т.2, л.д. 39-50).
Нарушения расчета объема товарного рынка и доли заявителя на нем в аналитическом отчете отсутствуют.
Арбитражный суд считает также обоснованными выводы антимонопольного органа о наличии труднопреодолимых барьеров входа на данный товарный рынок, какими являются большие капитальные затраты для строительства здания автовокзала (автостанции) либо аренды соответствующего нормативным требованиям комплекса при длительных сроках окупаемости этих вложений, высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке.
Таким образом, арбитражный суд не установил каких-либо нарушений Порядка N 220 при проведении анализа рассмотренного рынка, дающих основания сомневаться в сделанной антимонопольным органом итоговой оценке состояния конкурентной среды на данном рынке.
Антимонопольный орган провел достаточно полный и достоверный анализ рынка услуг автовокзалов, в связи с чем обоснованно пришел к выводу о наличии доминирующего положения ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" и правомерно исходил из отсутствия оснований для исключения общества из Реестра.
Подтверждением факта доминирования заявителя на рассматриваемом рынке является также то, что Общество является правопреемником хозяйствующих субъектов, ранее занимающих доминирующее положение на рынке услуг терминалов (автобусных станций и т.п.), а именно государственного унитарного предприятия Республики Марий Эл "Пассажирские перевозки", ООО "ЦКТ".
Решениями Арбитражного суда Республики Марий Эл по делам N А38-2698/2010, А38-1205/2012, А38-425/2013 установлен факт доминирования на рынке услуг, связанных с деятельностью терминалов (автобусных станций и т.п.) правопредшественников заявителя.
Письмом от 31.01.2013 N 94 ООО "ЦКТ" сообщило, что с 01.02.2013 прекратило оказывать услуги автовокзалов и автостанций, и указало, что данную деятельность будет осуществлять собственник автовокзалов и автостанций Республики Марий Эл - ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" (т.3, л.д. 38). В связи с указанным, на основании проведенного анализа рынка ООО "ЦКТ" исключено из Реестра, а ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" включено в Реестр (т.3, л.д. 22-37).
Вопреки правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил никаких доказательств того, что положение ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" на рассматриваемом рынке отличается от ранее занимаемого положения ООО "ЦКТ".
Изложенное позволяет заключить, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 26.06.2014 N 03-08/5109 об отказе в исключении из Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, соответствует Закону о защите конкуренции и Порядку N 220.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому заключению о том, что оспариваемое решение Управления принято уполномоченным органом, соответствует Закону о защите конкуренции и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Марий Эл законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм антимонопольного законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2015 по делу N А38-5197/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2015 по делу N А38-5197/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-5197/2014
Истец: ООО Объединение автовокзалов и автостанций
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РМЭ