город Омск |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А75-9920/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1984/2015) Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2014 по делу N А75-9920/2014 (судья Зубакина О.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Игримречтранс" (ОГРН 1028601580292, ИНН 8613000220) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при участии в деле в качестве заинтересованного лица - Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела судебных приставов по Березовскому району, о признании постановления от 06.12.2012 N 02701590020962 на сумму 2 889 508,64 руб. не подлежащим исполнению,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Игримречтранс" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице отдела судебных приставов по Березовскому району - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
открытое акционерное общество "Игримречтранс" (далее - Общество, заявитель, ОАО "Игримречтранс") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Управление, Пенсионный фонд) о признании не подлежащим исполнению постановления от 06.12.2012 N 02701590020962 на сумму 3 456 296,90 руб., в связи с несоответствием его положениям статей 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Решением от 25.12.2014 по делу N А75-9920/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ОАО "Игримречтранс".
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал на то, что Пенсионный фонд ограничился направлением инкассовых поручений только на один расчетный счет заявителя, открытый в ОАО "Ханты-Мансийский банк", в то время как Общество располагает несколькими расчетными счетами, открытыми в ЗАО "Тюменьагропромбанк", ОАО "Сбербанк", ОАО "Запсибкомбанк", в связи с чем, оспариваемое постановление вынесено Управлением с нарушением процедуры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет иного имущества плательщика страховых взносов до принятия исчерпывающих мер по взысканию такой задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Не согласившись с указанным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2014 по делу N А75-9920/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на соблюдении процедуры взыскания страховых взносов за счет имущества должника, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления Управление Пенсионного фонда располагало сведениям о том, что расчетные счета заявителя в ЗАО "Тюменьагропромбанк" и ОАО "Запсибкомбанк" закрыты, а на расчетных счетах в ОАО "Сбербанк" и ОАО "Ханты-Мансийский банк" было недостаточно денежных средств для исполнения требования от 16.05.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 3 456 296, 90 руб. Таким образом, заключает податель жалобы, не направление инкассовых поручений на расчетные счета Общества, которые закрыты либо на которых отсутствуют или недостаточно денежных средств для взыскания задолженности по страховым взносам, не привело к нарушению прав плательщика страховых взносов и не свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания задолженности.
ОАО "Игримречтранс" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления лицам, участвующим в деле, в котором Общество не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы.
До начала судебного заседания от Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей ОАО "Игримречтранс" и отдела судебных приставов по Березовскому району, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не заявивших ходатайств об отложении судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
13.04.2012 ОАО "Игримречтранс" предоставило расчет РСВ-1 за 4 квартал 2011 года, по которому Управлением проведена камеральная проверка.
ОАО "Игримречтранс" 03.05.2012 предоставило корректирующий расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 4 квартал 2011 года.
Управлением выявлено занижение базы для начисления страховых взносов, в связи с чем, 16.05.2012 направлено уточненное требование N 02701540073985 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 3 456 296,90 руб., которое в добровольном порядке Обществом не исполнено.
Пенсионным фондом 05.06.2012 вынесено решение N 02701512ВД0017786 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств.
Управлением направлены инкассовые поручения в "Ханты-Мансийский банк" на расчетный счет N 40702810400130010002. В связи с недостаточностью денежных средств на счетах ОАО "Игримречтранс", 05.06.2012 инкассовое поручение поставлены на картотеку (том 1 л.д. 101-108).
В связи с недостаточностью денежных средств на счетах общества пенсионным фондом 06.12.2012 вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов N 02701590020962 (том 1 л.д. 99).
На основании данного постановления 26.12.2014 Отделом судебных приставов по Березовскому району возбуждено исполнительное производство N 21057/12/01/86 (том 1 л.д. 97).
Считая постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика взносов 06.12.2012 N 02701590020962 вынесенным с нарушением закона, Общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
Решением от 25.12.2014 по делу N А75-9920/2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворил требования ОАО "Игримречтранс".
Означенное решение обжалуется Пенсионным фондом в суд апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2010.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ о страховых взносах плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Частью 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком страховых взносов обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок влечет за собой взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление сумм страховых взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов - организации или индивидуальному предпринимателю, в том числе в электронном виде, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (часть 7 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В силу части 8 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ поручение органа контроля за уплатой страховых взносов на перечисление страховых взносов должно содержать указание на те счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление страховых взносов, и сумму, подлежащую перечислению.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание страховых взносов производится с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона (часть 14 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя определяет статья 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 этого Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 этого Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Таким образом, законодателем установлена процедура принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов во внесудебном порядке, состоящая из ряда последовательных этапов, в том числе предусматривающая обязательное принятия органом контроля до постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов решения о взыскании недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах страхователя в банках с направлением инкассовых поручений на все счета плательщика страховых взносов.
Как правильно отметил суд первой инстанции, несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности, но и с законностью процедур взыскания, применяемых контрольным органом.
Меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества страхователя представляют собой последовательные этапы единого процесса бесспорного взыскания задолженности по страховым взносам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Нарушение порядка, предусмотренного статьями 19, 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, является самостоятельным основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органа контроля.
Кроме того, согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 N 1032-О-О обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке.
В соответствии с подходом, сформулированным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 8229/10, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 29.11.2011 N 7551/11 по делу N А03-10725/2010, вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.
Указанные выше выводы, относятся и к порядку принудительного взыскания страховых взносов органами контроля за их уплатой, поскольку порядок взыскания недоимки, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, аналогичен порядку взыскания недоимки, предусмотренному Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как следует из отзыва Управления (т.1, л.д. 146-147) на момент вынесения оспариваемого постановления ГУ - УПФ России в Березовском районе ХМАО - Югры располагало сведениями о наличии у ОАО "Игримречтранс" следующих расчетных счетов:
1) в ЗАО "СургутНефтеГазБанк" р/с N 40702810300020100771;
2) в ОАО "Ханты-Мансийский банк" р/с N 40702810400130010002;
3) в ЗАО "Тюменьагропромбанк" р/с N 40702810000170000146;
4) в ОАО "Сбербанк России" р/с N 40702810367120100152;
5) в ОАО "Сбербанк России" р/с N 40702810967120000173.
При этом инкассовые поручения о взыскании задолженности по страховым взносам были направлены Управлением олько на один расчетный счет в ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Не оспаривая данное обстоятельство, Управление в апелляционной жалобе указывает на то, что ненаправление инкассовых поручений на иные расчетные счета Общества, не привело к нарушению прав плательщика страховых взносов и не свидетельствует о нарушении процедуры принудительного взыскания задолженности, поскольку расчетные счета заявителя в ЗАО "Тюменьагропромбанк" и ОАО "Запсибкомбанк" закрыты, а на расчетных счетах в ОАО "Сбербанк" и ОАО "Ханты-Мансийский банк" было недостаточно денежных средств для исполнения требования от 16.05.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 3 456 296 руб. 90 коп.
По мнению суда апелляционной инстанции, изложенная позиция Управления не дает оснований признать соблюденной процедуру принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет денежных средств налогоплательщика, поскольку процедуру обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов следует выполнять по отношению ко всем счетам, на которые законом установлена возможность обращения.
Апелляционным судом установлено, что расчетный счет в ОАО "Запсибкомбанк" действительно был закрыт 31.03.2008 (т.1, л.д. 112), о чем Управлению было известно (т.1, л.д. 146,147). Вместе с тем, по р/с N 40702810967120000173 и р/с N 40702810367120100152 в ОАО "Сбербанк России" имелось движение денежных средств, что подтверждается соответствующими банковскими выписками, представленными в материалы дела заявителем (т.1, л.д. 113, 114, т.2, л.д. 23-30).
При этом предположения Управления Пенсионного фонда о возможном отсутствии или недостаточном количестве денежных средств на счетах, а также получение сведений банка об остатке денежных средств на р/с N 40702810367120100152 в ОАО "Сбербанк", не являются должным способом установления невозможности взыскания заложенности по страховым взносам за счет денежных средств плательщика страховых взносов и основанием для взыскания этих страховых взносов за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, Управлением не подтверждена невозможность взыскания недоимки за счет денежных средств на всех счетах ОАО "Игримречтранс", в связи с чем, у Управления не имелось законных оснований для перехода к следующей стадии принудительного взыскания - за счет иного имущества страхователя, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления недействительным.
Довод Управления Пенсионного фонда о том, что у него отсутствует обязанность по выявлению факта наличия (отсутствия) у плательщика расчетных счетов несостоятелен, поскольку противоречит нормам Закона N 212-ФЗ, в том числе закрепленных в пунктах 2, 14 статьи 19, статье 20 Закона.
Поскольку Пенсионный фонд нарушил порядок взыскания задолженности по страховым взносам, предусмотренный статьями 19, 20 Законе N 212-ФЗ, то суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ОАО "Игримречтранс" требования.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, нормы материального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате подателем жалобы, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2077 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума ВАС от 11.05.2010 N 139) освобожден, распределению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Березовском районе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2014 по делу N А75-9920/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9920/2014
Истец: ОАО "Игримречтранс"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Березовскому району ХМАО -Югры, ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по Березлвскому району ХМАО -Югры
Третье лицо: Отдел судебных приставов по Березовскому району, Отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов в Ханты-Мансийском автономном округе по Березовскому району, Управление Федеральной службы судебных приставов по ХМАО - Югре