г. Пермь |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А71-10181/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.Л. Паньковой,
судей В.Ю. Дюкина, Т.Л. Зелениной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца - ОАО "Ижевский механический завод": не явились,
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике: Бурменко О.В., доверенность от 12.01.2015,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 января 2015 года
по делу N А71-10181/2013,
принятое судьей А.Ю. Мельниковым,
по иску открытого акционерного общества "Ижевский механический завод" (ОГРН 1121841007958, ИНН 1841030037)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Открытое акционерное общество "Ижевский механический завод" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Удмуртской Республике о взыскании неосновательного обогащения в размере 953 726 руб. 94 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2014 в удовлетворении иска отказано. Дополнительным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 14.03.2014 с истца в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 10 316 руб. 80 коп.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2014 решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.02.2014 по делу N А71-10181/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2014 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 15 ч. 2 ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
При новом рассмотрении дела судом в порядке статей 41, 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об увеличении размера исковых требований до 1 469 566 руб. 94 коп. неосновательного обогащения.
Решением суда от 19 января 2015 года исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Ижевский механический завод", г. Ижевск взыскана сумма неосновательного обогащения 1 469 566 руб. 94 коп., а также взыскано в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 15 757 руб. 74 коп.
Ответчик с решением суда от 19 января 2015 года не согласен, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. По мнению ответчика, учитывая фактические обстоятельства дела и разъяснения, данные в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что в данном случае к заключенному договору аренды подлежит безусловное применение нормы о государственном регулировании размера арендной платы, установленное законодателем позднее даты заключения договора. В рамках настоящего дела определение даты внесения сведений о кадастровой стоимости арендуемых истцом земельных участков в государственный кадастр недвижимости имеет принципиальное значение, однако, судом данный вопрос не был исследован надлежащим образом. Приложение N 2 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 27 не содержит сведений о конкретном размере кадастровой стоимости арендуемых истцом земельных участков, то есть данным нормативным актом кадастровая стоимость спорных земельных участков не определена. Актуальная в настоящее время кадастровая стоимость арендуемых истцом земельных участков определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Удмуртской Республике в соответствии с п.п. 1.2 и 1.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222. Кадастровая стоимость арендуемых истцом земельных участков определена 08.04.2013. Изменение арендной платы по заключенному договору в размере 1,5 процентов от кадастровой стоимости может быть применимо только с момента официального определения размера кадастровой стоимости арендуемых земельных участков уполномоченными органами, то есть с 08.04.2013. Поскольку размер кадастровой стоимости арендуемых истцом земельных участков определен и внесен в государственный кадастр недвижимости только в 2013 году, арендная плата за 2013 год, учитывая заявленный период взыскания неосновательного обогащения, по заключенному договору аренды в размере 1,5% от установленной кадастровой стоимости земельных участков подлежит перерасчету только с 01.01.2014 (п. 9 Постановления Правительства РФ от 01.07.2009 N 582). Дополнительным соглашением к договору N 6 от 06.02.2012 стороны изначально определили порядок определения и размер арендной платы за пользование арендуемыми земельными участками. Признаки неосновательного обогащения со стороны ответчика отсутствуют.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Истец представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на то, что при подписании дополнительного соглашения ответчик нарушил право истца на предусмотренное законодателем применение к отношениям регулируемых цен.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.07.2003 между Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды N 2601, по условиям которого предприятию в аренду передан земельный участок с кадастровым номером 18:26:050000:0011 общей площадью 647 241 кв.м, с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8.
Государственная регистрация договора произведена в установленном законом порядке.
01.11.2005 между Администрацией г. Ижевска (арендодатель) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" (арендатор) подписано соглашение N 2601/1 о внесении изменений в договор аренды земли, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок общей площадью 646 245 кв.м из земель поселений с кадастровым номером 18:26:0:0107, с адресным ориентиром: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8, в Первомайском районе.
В соответствии с п. 2.4 соглашения размер ежегодной арендной платы за участок составляет 15 929 939 руб. 25 коп.
В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок 14.12.2006 Администрацией муниципального образования "город Ижевск", Российской Федерацией в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Удмуртской Республике и Федеральным государственным унитарным предприятием "Ижевский механический завод" подписано соглашение N 2601/192аз, согласно которому Администрация муниципального образования "город Ижевск" уступает, а предприятие принимает на себя права и обязанности по договору аренды от 18.07.2003 N 2601 в отношении земельного участка из состава земель поселений с кадастровым номером 18:26:0:0107 площадью 646 245 кв.м, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Промышленная, 8.
Дополнительным соглашением от 17.09.2008 N 2 стороны изменили кадастровый номер и площадь переданного в аренду земельного участка, а также размер годовой арендной платы. Размер арендной платы за пользование земельным участком рассчитан на основании отчета об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Дополнительным соглашением от 20.05.2010 N 4 объектом аренды стороны установили 8 земельных участков, расположенных по адресу: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8, общей площадью 643 962 кв.м, образованных путем деления изначально арендуемого земельного участка.
Дополнительным соглашением от 20.12.2010 N 5 стороны продлили срок договора аренды до 13.02.2021.
Расчет арендной платы произведен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также постановление N 582) и отчетов об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Дополнительным соглашением от 06.02.2012 N 6 установлен новый размер годовой арендной платы за пользование объектами аренды.
Из материалов дела следует, что ответчиком в адрес истца направлялось дополнительное соглашение от 05.02.2013 N 7, где объектом аренды устанавливаются четыре земельных участка общей площадью 50 311 кв.м, расположенные по адресу: г. Ижевск, ул. Промышленная, 8. Размер арендной платы за пользование указанными земельными участками рассчитан ТУ ФАУГИ на основании Постановления N 582 и отчетов об оценке рыночного размера годовой арендной платы.
Истец, полагая, что ответчиком неправильно определена методика расчета арендной платы, без учета нахождения на спорных земельных участках объектов гражданской обороны, ограничивающих их в обороте, и необходимости в связи с этим определения стоимости пользования такими земельными участками из расчета 1,5% от их кадастровой стоимости, что повлекло возникновение на стороне арендодателя неосновательного обогащения в виде получения большей суммы денежных средств в 2013 году, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в полном объеме с учетом указания арбитражного суда кассационной инстанции, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Статьей 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции от 25.01.2013) (далее также Постановление N 73) к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что поскольку спорный договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой, изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений.
Кроме того, внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Согласно положениям пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 ЗК РФ, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 данной статьи. При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
В подп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" указано, что для земельных участков, ограниченных в обороте и не относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, право аренды на которые переоформлено в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, арендная плата устанавливается в размере 1,5% кадастровой стоимости в год.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцом право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками переоформлено на право аренды земельных участков.
Согласно имеющимся в материалах дела кадастровым паспортам помещений, расположенных на спорных земельных участках, и распоряжения ТУ ФАУГИ о присвоении временного реестрового номера федерального имущества объектам учета, закрепленным на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Ижевский механический завод" судом установлено, что на спорных земельных участках расположены объекты гражданской обороны (мобилизационное имущество), что в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничивает данный земельный участок в обороте.
Согласно кадастровым паспортам на земельные участки спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что арендная плата должна исчисляться в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" изменен удельный показатель кадастровой стоимости в отношении спорных земельных участков с цифры "2239,90" на цифру "786,83".
Названное Постановление вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования 19.12.2012 (п. 2 Постановления).
Во исполнение Постановления Правительства УР от 17.12.2012 N 573 органом кадастрового учета были составлены акты определения кадастровой стоимости земельных участков от 08.04.2013, в соответствии с которыми в государственный кадастр недвижимости были внесены следующие сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков:
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:162 - 5 093 937 руб. 42 коп.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:163 - 13 928 464 руб. 66 коп.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:166 - 15 153 558 руб. 97 коп.;
- в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:26:050967:167 - 5 410 243 руб. 08 коп.
Данная кадастровая стоимость определена на основании Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" с изменениями, внесенными постановлением Правительства УР от 17.12.2012 N 573.
Правильным является вывод суда первой инстанции о том, что применение ранее установленных регулируемых ставок арендной платы за земельные участки, ограниченные в обороте, исходя из рыночной стоимости земельного участка или рыночного размера годовой арендной платы на основании отчета независимого оценщика, после введения в действие пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N212-ФЗ) и Постановления N 582, не соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона к Земельному кодексу (Федерального закона N 137-ФЗ), принципам и правилам, установленным в Постановлении N 582.
Истцом за 2013 год по спорному договору аренды внесена арендная плата на общую сумму 2 063 360 руб. 00 коп., рассчитанная исходя из рыночного размера годовой арендной платы в размере 1,5% кадастровой стоимости земельных участков и составляет 593 793 руб. 06 коп.
Произведенный истцом расчет проверен апелляционным судом и признан правильным.
Судом первой инстанции правомерно отклонены и не принимаются во внимание апелляционным судом доводы ответчика о том, что арендная плата за 2013 год по заключенному договору аренды в размере 1,5% от вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков подлежит перерасчету только с 01.01.2014, так как размер кадастровой стоимости арендуемых земельных участков внесен в государственный кадастр недвижимости лишь в 2013 году (08.04.2013).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.03.2012 N 15117/11, стороны руководствуются установленным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В связи с тем, что Постановление Правительства Удмуртской Республики от 17.12.2012 N 573, на основании которого определена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, по состоянию на 01.01.2013 вступило в силу, новый размер кадастровой стоимости земельных участков подлежит применению к отношениям сторон, вытекающим из договора аренды в 2013 году.
Иные доводы апелляционной жалобы других выводов не влекут и подлежат отклонению по вышеизложенным основаниям.
В связи с тем, что неосновательное обогащение в сумме 1 469 566 руб. 94 коп. возникло на стороне ответчика в результате внесения истцом арендных платежей по договору аренды за 2013 год в большем размере, чем размер арендных платежей, подлежащий оплате с учетом требований пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ и подпункта "г" пункта 3 Постановления N 582, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права при рассмотрении дела, которые явились бы основанием для отмены либо изменения судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенное, решение суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.01.2015 по делу N А71-10181/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Л.Панькова |
Судьи |
В.Ю.Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10181/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5942/14
22.04.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4608/14
19.01.2015 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10181/13
29.09.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5942/14
26.05.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4608/14
17.02.2014 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-10181/13