г. Владивосток |
|
21 апреля 2015 г. |
Дело N А59-4991/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ",
апелляционное производство N 05АП-2795/2015
на решение от 12.02.2015
судьи В.Н. Джавашвили
по делу N А59-4991/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению открытого акционерного общества "Славянка" в лице филиала "Южно-Сахалинский" (ИНН 7702707386, ОГРН 1097746264219, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.04.2009)
к администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (ИНН 6518001607, ОГРН 1036506400424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.04.2003)
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284),
о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в отказе от установления размера платы за содержание ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии: стороны и третье лицо не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Славянка" в лице филиала "Южно-Сахалинский" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) администрации муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" (далее по тексту - администрация), выразившегося в отказе от установления оплаты за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, а также об обязании в предусмотренном законом порядке установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.
Определением суда первой инстанции от 11.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - третье лицо, Минобороны РФ).
Решением арбитражного суда от 12.02.2015 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, администрация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, поскольку в силу действующего законодательства размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть установлен по результатам конкурса и указан в договоре управления. Учитывая, что между заявителем и третьим лицом заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ, администрация настаивает на том, что не является уполномоченным органом, который в порядке части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ, Кодекс) вправе устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в п. Лагунное. Обращает внимание на то, что согласно Уставу муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" п. Лагунное не входит в состав указанного муниципального образования, в связи с чем у администрации отсутствуют полномочия по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда - военного городка п. Лагунное.
Общество по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее:
02.08.2010 между Минобороны РФ (заказчик) и обществом (управляющая компания) на основании результатов закрытого конкурса заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ N 1-УЖФ.
Согласно пункту 2.1 целью указанного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в специализированном жилом фонде военных городков, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в специализированном жилом фонде военных городков.
По условиям пункта 3.1.1 настоящего договора заявитель обязан осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилом фонде военных городков в соответствии с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации с наибольшей выгодой в интересах заказчика и в соответствии с целями, указанными в пунктах 2.1, 2.2 договора, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, с требованиями иных нормативных актов.
Пунктом 3.1.6 этого же договора предусмотрена обязанность управляющей компании принимать плату за текущий ремонт общего имущества, а пунктом 4.1 - обязательство осуществлять расчеты и сбор платы за пользование жилым помещением (платы за наём), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании размеров платы, устанавливаемых органами местного самоуправления.
18.11.2013 общество обратилось в администрацию с заявлением N 2203 об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в военном городке, расположенном на территории муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".
Письмом от 06.08.2014 N 03-2701/2014, отвечая на аналогичное заявление от 09.06.2014 N 2125, администрация уведомила заявителя об отказе в установлении размера платы, сославшись на то, что при заключении государственного контракта управления специализированным жилищным фондом общество, как исполнитель, располагало размером платы за содержание и ремонт жилого помещения, которое было определено заказчиком - Минобороны РФ.
Не согласившись с указанными действиями администрации, посчитав их незаконным и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено пунктом 5 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Кодекса размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 158 ЖК РФ предусмотрено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Кодекса).
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 29 названных Правил расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Из буквального толкования указанных норм права следует, что органы местного самоуправления устанавливают плату за пользование жилым помещением (плату за наем), плату за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений не только муниципального, но и государственного жилищного фонда.
Как установлено судебной коллегией, на основании договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ общество осуществляет управление жилыми домами и общежитиями военного городка N 1, расположенного по адресу: Сахалинская область, Южно-Курильский район, п. Лагунное. Указанные жилые дома относятся к специализированному жилищному фонду Минобороны РФ, и решение об установлении платы за содержание и ремонт в отношении этих домов собственником не принято.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что обязанность по утверждению экономически обоснованных тарифов на содержание и текущий ремонт государственного жилого фонда Минобороны РФ, находящегося на территории муниципального образования "Южно-Курильский городской округ", в силу части 3 статьи 156 ЖК РФ возложена на администрацию.
Делая указанный вывод, судебная коллегия принимает во внимание разъяснения Министерства регионального развития РФ, изложенные в письме от 06.03.2009 N 6175-АД/14.
В этой связи довод заявителя жалобы о том, что на администрацию не может быть возложена обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений, поскольку собственниками жилых помещений принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами - управляющей компании, которая оказывает соответствующие услуги заказчику на основании заключенного договора управления от 02.08.2010 N 1-УЖФ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не находит обоснованным и указание администрации на отсутствие у неё полномочий для принятия соответствующего решения ввиду того, что п. Лагунное не входит в состав муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".
Действительно анализ статьи 4 Устава муниципального образования "Южно-Курильский городской округ", утвержденного решением Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от 11.04.2013 N 2, и приложения 19 к Закону Сахалинской области от 21.07.2014 N 524 "О границах и статусе муниципальных образований в Сахалинской области" (далее по тексту - Закон N 524) показывает, что п. Лагунное не указано в перечне населенных пунктов, имеющихся на территории муниципального образования.
Между тем, как справедливо заметил заявитель, статья 5 Устава и приложение 19 к Закону N 524 содержат указание на то, что в состав территории муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" входит двенадцать островов, в том числе остров Кунашир.
Учитывая, что п. Лагунное географически расположен на острове Кунашир, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данное поселение входит в состав муниципального образования "Южно-Курильский городской округ".
Кроме того, о нахождении п. Лагунное в составе муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" свидетельствуют также нормативные правовые акты, принимаемые на территории муниципального образования и размещаемые в общем доступе (в частности, решение Собрания муниципального образования "Южно-Курильский городской округ" от 11.04.2013 N 27).
При таких обстоятельствах действия администрации, оформленные письмом от 06.08.2014 N 03-2701/2014, не соответствуют действующему жилищному законодательству и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные требования, признав незаконными оспариваемые действия администрации, и, обязав последнюю устранить допущенные нарушения.
Выбранный арбитражным судом способ устранения нарушения прав и законных интересов заявителя, исходя обстоятельств настоящего спора и предмета заявленных требований, коллегия находит соразмерным.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на администрацию судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.02.2015 по делу N А59-4991/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4991/2014
Истец: ОАО "Славянка"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Южно-Курильский Городской округ"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ