Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 июля 2013 г. N 17АП-6412/13
г. Пермь |
|
05 июля 2013 г. |
Дело N А60-52606/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.
при участии:
от заявителя ООО "УТК Марс" - Чехомовой В.Е., доверенность от 04.12.2012
от заинтересованного лица ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508) - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "УТК Марс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 апреля 2013 года
по делу N А60-52606/2012
принятое судьей Н.И. Ремезовой
по заявлению ООО "УТК Марс" (ИНН 6604015145, ОГРН 1056600163718)
к ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УТК Марс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительными: уведомления об оставлении документов без рассмотрения N 12840 от 06.12.2012 и обязать заинтересованное лицо внести в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса и выдать ООО "УТК Марс" свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса; решения об отказе в государственной регистрации от 06.12.2012 и обязать заинтересованное лицо внести запись в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "УТК Марс".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2013 заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга об оставлении документов без рассмотрения N 12840 от 06.12.2012, в остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, отказав в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным отказа ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга в регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что решение ИФНС от 19.11.2012 вступило в законную силу 18.01.2013, то есть в период составления баланса и вынесения решения налогового органа задолженность по налогам и сборам отсутствовала; регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер; наличие недостоверных сведений не является основанием для отказа в госрегистрации.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 11.09.2012 участниками ООО "УТК Марс" принято решение о ликвидации ООО "УТК Марс". Соответствующее уведомление было направлено в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга и 19.09.2012 в ЕГРЮЛ были внесены записи о принятии решения о ликвидации юридического лица (Свидетельство серия 66 N 007133114) и о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначения ликвидатора (Свидетельство серия 66 N007133115).
19.09.2012 объявление о начале процедуры ликвидации ООО "УТК Марс" и назначении ликвидатором Алексеева С.В. размещено в Вестнике государственной регистрации (N 37 (395). Срок для предъявления требований кредиторов составил 2 месяца с момента опубликования соответствующего объявления, то есть до 19.11.2012. В установленный срок ни один кредитор требования ликвидатору не заявил.
19.11.2012 Общим собранием участников ООО "УТК Марс" утвержден промежуточный ликвидационный баланс, который представлен в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга.
26.11.2012 налоговым органом принято решение об оставлении документов без рассмотрения в связи с тем, что представленный промежуточный ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения (уведомление N 12359 от 26.11.2012).
Не согласившись с указанным уведомлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга, 05.12.2012 ликвидатор ООО "УТК Марс" обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным данного уведомления.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-49075/2012 требования заявителя о признании недействительным уведомления N 12359 от 26.11.2012 об оставлении документов без рассмотрения были удовлетворены.
29.11.2012 ООО "УТК Марс" представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга комплект документов для ликвидации юридического лица (вх. N 12841). Также повторно в адрес регистрирующего органа был представлен утвержденный Общим собранием участников ООО "УТК Марс" промежуточный ликвидационный баланс (вх. N 12840).
06.12.2012 заинтересованным лицом принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с непредставлением промежуточного ликвидационного баланса. Представленный 29.11.2012 промежуточный ликвидационный баланс вновь оставлен без рассмотрения, о чем составлено соответствующее уведомление об оставлении документов без рассмотрения (N 12840) с указанием на то, что представленный промежуточный ликвидационный баланс считается не представленным, так как содержит недостоверные сведения.
Полагая, что оспариваемые уведомление и решение вынесены незаконно, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с данным заявлением.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично, признав недействительным уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга об оставлении документов без рассмотрения N 12840 от 06.12.2012, в остальной части заявленных требований отказано.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение ИФНС от 19.11.2012 вступило в законную силу 18.01.2013, то есть в период составления баланса и вынесения решения налогового органа задолженность по налогам и сборам отсутствовала; регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер; наличие недостоверных сведений не является основанием для отказа в госрегистрации.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 1).
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Соответственно на основании представленного уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдается свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Исходя из смысла ст. 11 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, по результатам рассмотрения представленных заявлений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо решение об отказе в государственной регистрации юридического лица по основаниям, указанным в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 Закона о регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "УТК Марс" была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой 18.10.2012 был составлен акт N 216-13 выездной налоговой проверки. 18.10.2012 вынесено уведомление о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Данное уведомление 18.10.2012 было выслано в адрес налогоплательщика заказным письмом, о чем имеется реестр отправки. 19.11.2012 было вынесено решение N 216-13 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что обществом представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе и ликвидационный баланс.
Однако, сама по себе подача в регистрирующий орган всех перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о регистрации документов не является достаточным основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица не соблюден.
Процедура ликвидации юридического лица регулируется положениями статей 61 - 64 ГК РФ.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, нарушение установленного ст. 61-64 Кодекса порядок ликвидации юридического лица и непредставление для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимых документов в регистрирующий орган является основанием для отказа в государственной регистрации. При этом Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что решение инспекции об отказе в государственной регистрации общества от 06.12.2012 является законным, является верным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что наличие недостоверных сведений не является основанием для отказа в госрегистрации, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного.
Довод заявителя жалобы о том, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер, отклоняется, поскольку основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Решение суда в части признания недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга об оставлении документов без рассмотрения N 12840 от 06.12.2012 заявителем апелляционной жалобы не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение ИФНС от 19.11.2012 вступило в законную силу 18.01.2013, то есть в период составления баланса и вынесения решения налогового органа задолженность по налогам и сборам отсутствовала, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Кодекса).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в силу статей 9, 13, 14, 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ликвидационный баланс не является документом, обособленным от первичных учетных документов, оформленных по каждому факту хозяйственной жизни организации.
(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 11925/12 по делу N А55-15285/2011).
Из материалов настоящего дела усматривается, что баланс был сдан ликвидационной комиссией после проведения налоговой проверки и вынесения решения о доначислении налогов и споров. Между тем, зная о результатах проведенной налоговой проверки и после получения решения и уведомления о наличии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций от 18.10.2012 г. (л.д.95), ликвидационной комиссией баланс был сдан без учета доначисленных сумм, что не может расцениваться как добросовестное поведение ликвидационной комиссии.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 апреля 2013 года по делу N А60-52606/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.