г. Пермь |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А60-37523/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
от заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Омельченко Д.В., удостоверение, доверенность от 17.12.2014, Афанасьева Н.Ф., паспорт, доверенность от 17.12.2014,
от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Екатеринбург" (ОГРН 1086612000287, ИНН 6612025330): Лим Д.Ю., паспорт, доверенность от 13.01.2015,
от третьего лица - общество с ограниченной ответственностью "Абсолют": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2015 года
по делу N А60-37523/2014,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к ООО "Лабиринт-Екатеринбург"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области (далее - административный орган, Роспотребнадзор) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лабиринт-Екатеринбург" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с конфискацией предметов административного правонарушения: спиртного напитка "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер", крепость 35 %, изготовитель "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), в количестве 615 бутылок по цене 1300 руб. за бутылку на общую сумму 799 500 руб.; виски "ГЛЕН КЛАЙД 3 года", 0,7 л, крепость 40 %, изготовитель "Глен Клайд Виски Лимитед" ("Glen Clyde Whisky Limited"), в количестве 5418 бутылок по цене 500 руб. за бутылку на общую сумму 2 709 000 руб.; виски "Джек Дэниел'с Теннесси", изготовитель "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), в количестве 1370 бутылок по цене 1069 руб. за бутылку на общую сумму 1 464 530 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт - о привлечении общества к административной ответственности.
В обоснование жалобы апеллятор ссылается на то, что инспектируемая в ходе проверки продукция может находиться в обращении только при наличии подтверждения ее соответствия (декларирования) Единым санитарным требованиям (ЕСТ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 продукция винодельческой промышленности (в том числе, виски) входила в 2011 году в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме декларирования. Указывает на то, что в силу п. 8 ч. 1.3 Раздела I Главы II ЕСТ импортные пищевые продукты подлежат оценке на соответствие ЕСТ до их ввоза на территорию государств - членов Таможенного Союза. Спиртной напиток Виски "Джек Дэниелс Теннесси Хани Ликер", крепость 35%, не проходил оценку на соответствие ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технических вспомогательных средств". Ссылается на то, что бензилбензонат не вошел в перечень пищевых добавок разрешенных для применения в производстве пищевой продукции. Указывает, что в соответствии с приложением N19 "Перечень вкусоароматических химических веществ, разрешенных для применения при производстве пищевых ароматизаторов" к ТР ТС 029/2012 бензилбензонат является веществом, которое может использоваться для производства ароматизаторов, следовательно, наличие бензилбензоната как самостоятельного химического вещества в пищевом продукте не допускается. Заявитель также ссылается на протокол лабораторных испытаний N8136/1 от 22.08.2014, согласно которому концентрация бензилбензоната в спиртовом напитке составляет 10,1 мг/л.
Присутствовавшие в судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с поступлением обращения Кольцова С. (вх. N 16824 от 04.08.2014) и требованием прокуратуры Свердловской области от 14.08.2014 о проведении внеплановой проверки управлением на основании распоряжения от 05.08.2014 N 01-01-01-03/15451 (с учетом распоряжения от 18.08.2014 N 01-01-01-03/16399) в период с 05.08.2014 по 01.09.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества "Лабиринт-Екатеринбург" на предмет соблюдения требований законодательства при осуществлении деятельности в принадлежащем ему магазине "Красное и Белое", расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 181.
В ходе проверки установлено, что в названном магазине осуществляется реализация алкогольной продукции; при этом управлением сделан вывод о том, в данном магазине осуществлялся оборот алкогольной продукции импортного производства на территории Российской Федерации - без оценки на соответствие реализуемой алкогольной продукции импортного производства Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара, установленным требованиям (Единым санитарным требованиям), а именно:
- виски "Джек Дэниел'с Теннесси виски", 0,7 л, крепость 40 %, изготовитель "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), США, импортер (организация, уполномоченная на принятие претензий) ООО "БИГ" (Россия, 115201, г. Москва, Каширский пр., д. 23), входящего в подарочный набор "Специальное предложение JACK & COKE", состоящий из данного виски и сильногазированного безалкогольного напитка "Кока-Кола", вместимостью 1 л, поскольку на маркировку потребительской упаковки (этикетку) нанесена информация о том, что содержание вредных для здоровья веществ не превышает допустимые уровни, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, а в представленной декларации о соответствии РОСС US.АГ03.Д03341 указано, что продукция соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01;
- виски "ГЛЕН КЛАЙД 3 года", 0,7 л, крепость 40 %, изготовитель "Глен Клайд Виски Лимитед" ("Glen Clyde Whisky Limited"), Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, импортер ООО "РусАлкоИмпорт" (Россия, 140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Яничкин пр., д. 3), так как на маркировку потребительской упаковки (этикетку) нанесена информация о том, что содержание вредных для здоровья веществ не превышает допустимые уровни, установленные Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, а в представленной декларации о соответствии РОСС GB.АE82.Д09706 указано, что продукция соответствует требованиям СанПин 2.3.2.1078-01.
Кроме того, проверяющими сделан вывод, что обществом осуществляется оборот спиртного напитка "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер", крепость 35 %, изготовитель "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), США, импортер ООО "БИГ" (Россия, 115201, г. Москва, Каширский пр., д. 23), датой розлива 15.06.2013, со сроком годности 5 лет при соблюдении условий хранения, с указанием на маркировке потребительской упаковки: состав продукта - вода подготовленная, спирт дистиллированный из кукурузы, виски "Джек Дэниэл'с Теннеси Виски" (вода родниковая, подготовленная, спирт на основе кукурузы, ржи и ячменного солода), сахар, натуральный мед, натуральный ароматизатор (мед), краситель карамельный колер (Е 150d)); единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза - "ЕАС", несоответствующего общим требованиям безопасности, регламентированным TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", поскольку по результатам лабораторных испытаний (протокол лабораторных испытаний от 13.08.2014 N 8136) идентифицировано химическое вещество бензиловый эфир бензойной кислоты (бензилбензоат), которое в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.06.2000 N 200 "О разрешении медицинского применения лекарственных средств" является лекарственным препаратом и имеет регистрационное удостоверение N 2000/200/8 и обладает противопаразитарным действием.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 01.09.2014.
По выявленному факту нарушений управлением в отношении ООО "Лабиринт-Екатеринбург" составлен протокол от 18.08.2014 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с заявлением о привлечении ООО "Лабиринт-Екатеринбург" направлены в Арбитражный суд Свердловской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Часть 2 ст. 14.43 КоАП РФ устанавливает, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Следовательно, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 Кодекса, выражается в совершении действий, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43, повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Как видно из содержания протокола от 18.08.2014 об административном правонарушении, обществу, в частности, вменяется оборот алкогольной продукции импортного производства (два наименования виски) на территории Российской Федерации - без оценки на соответствие реализуемой алкогольной продукции импортного производства Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара, установленным требованиям (Единым санитарным требованиям).
Гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01.
Изготовляемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать санитарным правилам (п. 2.2 СанПиН 2.3.2.1078-01).
Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 01/8201-13-31 от 18.07.2013, норма права, изложенная в абз.9 п.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ, в соответствии с которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, не подразумевает и не может подразумевать в буквальном смысле необходимости наличия у розничного продавца алкогольной продукции как такового сертификата соответствия или декларации о соответствии, поскольку продавец, не будучи изготовителем и/или импортером, не может являться заявителем в области обязательного подтверждения соответствия алкогольной продукции, так как его экономическая (хозяйственная) деятельность связана с выведением из гражданского оборота алкогольной продукции посредством заключения с гражданами договоров купли-продажи, а не с ее производством и/или импортированием, то есть введением в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 982 от 01.12.2009 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" подтверждение соответствия виски осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. В соответствии с Постановлением N 982 импортером - ООО "БИГ" 09.08.2011 была принята декларация о соответствии в отношении виски "Джек Дэниел'с Теннесси Виски", импортером виски "ГЛЕН КЛАЙД 3 года" ООО "РусАлкоИмпорт" декларация о соответствии названного виски принята 03.04.2012.
В соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации к компетенции Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) было отнесено "принятие, внесение изменений и отмена технических регламентов Таможенного союза".
Решением КТС N 880 от 09.12.2011 утвержден технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", решением N881 - технический регламент Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", требования которых распространяются, в том числе и на виски.
В соответствии с абз.2 п. 3.2 Решения КТС от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
Таким образом, с 01.07.2013 принятие деклараций о соответствии в отношении виски осуществляется в соответствии с правовыми актами Таможенного союза - в частности, решением коллегии Евразийской Экономической Комиссии (правопреемника КТС) от 09.04.2013 N 76 "Об утверждении положения о регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза".
Требование о необходимости декларирования соответствия пищевой продукции содержится в п. 1 ст. 23 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с которым декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
ЕСТ являются приложением N 2 к решению КТС N 299 от 28.05.2010 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе". Приложением N 1 к указанному решению является "Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза" (далее - Единый перечень).
В силу п. 1.2 ЕСТ требования устанавливают гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольных товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза. При этом документом, подтверждающим безопасность продукции (товаров), является свидетельство о государственной регистрации, единая форма которого утверждена приложением N 3 к Решению КТС N 299.
Правила ЕСТ применялись в отношении виски до 01.07.2013, то есть до даты вступления в силу Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
В соответствии с п. 1 ст. 1 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", который применяется в отношении виски с 1 июля 2013 г., установлены требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования, то есть положения указанного технического регламента заменили положения ЕСТ в отношении пищевой продукции, включая санитарно-эпидемиологические требования.
При этом в соответствии с п. 3.2 Решения КТС от 9 декабря 2011 г. N 880 документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента, до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 26.3 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, прежде всего, протоколом об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, виски "Джек Дэниел'с Теннесси виски" и "ГЛЕН КЛАЙД 3 года" прошли оценку на соответствие Единым санитарным требованиям. Факт их соответствия Единым санитарным требованиям подтверждается свидетельствами о государственной регистрации N RU.40.01.05.018.Е.002915.08.11 от 04.08.2011, N RU.40.01.05.018.Е.000024.09.10 от 07.09.2010.
Из представленных деклараций о соответствии также усматривается, что они подтверждают соответствие указанных виски требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 (приложение 1 индекс 1.8.7) и ГОСТ Р 51074-2003 (раздел 3, п. 4.19). На основании указанных деклараций о соответствии на этикетках соответствующих бутылок виски был размещен знак соответствия "РСТ".
При этом СанПиН 2.3.2.1078-01 (индекс 1.8.7 "Пиво, вино, водка, слабоалкогольные и другие спиртные напитки") и Единые санитарные требовании (п. 8.4 "Пиво, вино, водка, слабоалкогольные и другие спиртные напитки") устанавливают единые требования, предъявляемые к алкогольной продукции по вопросу о содержании предельно допустимых уровней вредных для здоровья веществ.
Следовательно, оборот названного виски производился обществом "Лабиринт-Екатеринбург" при наличии деклараций о соответствии и свидетельств о государственной регистрации с не истекшими сроками действия, которые подтверждают соответствие продукции установленным на территории Российской Федерации - члена Таможенного союза требованиям, и действуют в силу п. 3.2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Поскольку в протоколе об административном правонарушении ООО "Лабиринт-Екатеринбург" вменяется осуществление оборота алкогольной продукции импортного производства без ее оценки на соответствие Единым санитарным требованиям, без документа, подтверждающего соответствие товара Единым санитарным требованиям, а иное нарушение, образующее событие по ч. 1 или ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, не вменяется, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности события административного правонарушения в данной части.
Как следует из протокола об административном правонарушении, обществу "Лабиринт-Екатеринбург" также вменяется оборот спиртного напитка "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер", крепость 35 %, изготовитель "Джек Дэниел Дистиллери" ("Jack Daniel Distillery"), США, импортер ООО "БИГ" (Россия, 115201, г. Москва, Каширский пр., д. 23), дата розлива 15.06.2013, со сроком годности 5 лет при соблюдении условий хранения, с указанием на маркировке потребительской упаковки: состав продукта - вода подготовленная, спирт дистиллированный из кукурузы, виски "Джек Дэниэл'с Теннеси Виски" (вода родниковая, подготовленная, спирт на основе кукурузы, ржи и ячменного солода), сахар, натуральный мед, натуральный ароматизатор (мед), краситель карамельный колер (Е 150d)); единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза - "ЕАС", несоответствующего общим требованиям безопасности, регламентированным TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", поскольку по результатам лабораторных испытаний (протокол лабораторных испытаний от 13.08.2014 N 8136) в данном напитке идентифицировано химическое вещество бензиловый эфир бензойной кислоты (бензилбензоат), которое в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.06.2000 N 200 "О разрешении медицинского применения лекарственных средств" является лекарственным препаратом и имеет регистрационное удостоверение N 2000/200/8 и обладает противопаразитарным действием.
По мнению административного органа, контаминация пищевой продукции обнаруженным веществом приобретает опасные для человека свойства, что является нарушением требований главы 2 "Требования безопасности пищевой продукции" TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", ст. 7 "Общие требования безопасности пищевой продукции".
В подтверждение данного вывода управлением в материалы дела представлены протокол лабораторных испытаний от 13.08.2014 N 8136, согласно которому в названном спиртном напитке выявлен бензиловый эфир бензойной кислоты, и экспертное заключение от 13.08.2014 N 8136, составленное на основании указанного протокола, о том, что спиртной напиток "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" не соответствует общим требованиям безопасности, регламентированным TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции".
Позднее, в суд первой инстанции управление представило в материалы дела протокол лабораторных испытаний Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области" (испытательный лабораторный центр) от 22.08.2014 N 8236/1, согласно которому концентрация бензилбензоата в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" составляет 10,1 мг/л.
ООО "Лабиринт-Екатеринбург" в материалы дела представлен отчет от 24.09.2014 об исследовании, проведенном лабораторией "Лабор Веритас" ("Labor Veritas", Цюрих), в котором указано на наличие в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" 8,7 мг/л бензилбензоата.
Таким образом, факт наличия в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" химического вещества бензиловый эфир бензойной кислоты (бензилбензоат) является установленным.
Вместе с тем, исходя из объективной стороны правонарушения, для привлечения лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ управлению следует доказать, что нарушения, допущенные заинтересованным лицом, повлекли либо создали реальную угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Между тем, таких доказательств управлением в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено и в материалах дела (в частности, в протоколе об административном правонарушении) не содержится.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Требования к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим средствам, используемым при производстве пищевой продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом Таможенного союза (п. 8 ст. 7 названного Технического регламента).
Позиция общества "Лабиринт-Екатеринбург" относительно наличия бензилбензоата в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" сводится к тому, что данное вещество является вкусоароматическим веществом, определяющим вкус и (или) аромат пищевой продукции; бензилбензоат используется в качестве сырья при производстве ароматизаторов; именно в составе ароматизатора бензилбензоат присутствует в данном спиртном напитке; концентрация бензилбензоата в спиртном напитке не может привести к вреду для здоровья человека.
Бензилбензоат, химическое название - фенилметиловый эфир бензойной кислоты, латинское название - benzylii benzoas, брутто-формула - C14H12O2, является препаратом против чесотки и других эктопаразитозов; входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; используется в качестве вспомогательного компонента, в частности, используется для изготовления косметических и парфюмерных средств.
Основополагающими характеристиками некоторых спиртных напитков (в частности коньяков, виски, ликеров, настоек и пр.) являются именно их вкус и аромат. Поэтому в составе таких напитков могут встречаться вкусоароматические вещества, придающие напитку вкус и аромат.
Вкусоароматические вещества встречаются в составе вкусов и ароматов различных растений: цветов, деревьев, фруктов, ягод, овощей, а также в ароматах других натуральных продуктов: меда, грибов, продуктов животного происхождения и пр. (натуральные источники вкусоароматических веществ и препаратов). Содержание в алкогольных напитках вкусоароматических веществ может быть обусловлено особенностями сырья и технологиями производства. Ряд напитков специально изготавливается таким образом, чтобы сохранить вкус и запах исходного сырья, а их химический состав обусловлен естественными реакциями, происходящими при производстве (процессами брожения, выдержки и пр.), без добавления ароматизаторов или вкусовых добавок. Наличие вкусоароматических веществ также может быть обусловлено специальным добавлением ароматизаторов в соответствии с рецептурой напитка.
Поэтому наличие некоторых концентраций ароматических веществ присуще для спиртных напитков. В то же время, законодательство предусматривает, какие именно вкусоароматические вещества являются допустимыми в пищевой продукции.
Что касается бензилбензоата, то он является душистым (вкусоароматическим) веществом, придающим продукции определенный аромат. Никаких запретов на наличие этого вещества в настоящее время в пищевой продукции законодательством не предусмотрено.
Напротив, законодательство прямо предусматривает допустимость использования этого вещества при производстве пищевых ароматизаторов.
Пункт 8 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" предусматривает, что допускается производство для выпуска в обращение ароматизаторов пищевых: состоящих из вкусоароматических веществ согласно приложению 19 к данному Техническому регламенту; состоящих из вкусоароматических препаратов, изготовленных из натуральных источников вкусоароматических веществ; коптильных ароматизаторов; термических технологических ароматизаторов; состоящих из предшественников ароматизаторов; других ароматизаторов (в состав которых входят компоненты, кроме вышеперечисленных в подпунктах 1-5 настоящей части; смеси вышеперечисленных ароматизаторов.
В приложении 19 к названному Техническому регламенту приведен перечень вкусоароматических химических веществ, разрешенных для применения при производстве пищевых ароматизаторов. Все вещества перечислены с указанием их номеров по нумерации "Вкусоароматические вещества "общепризнанные как безопасные" Ассоциацией производителей ароматизаторов и экстрактов" (FEMA), а также номеров по российской нумерации вкусоароматических веществ, разрешенных к применению при производстве пищевых ароматизаторов (RU), а также с указанием их номеров по классификации, принятой в Европейском совете, в соответствии с регистром вкусоароматических веществ для пищевых продуктов (СЕ).
Бензилбензоат приведен в этом приложении под номером 09.727 (RU), 2138 (FEMA) и 262(СЕ).
Наряду с бензилбензоатом в перечне содержатся такие вещества, как ментол, пищевой спирт (этанол), ванилин, уксусная кислота и пр. Все эти вещества повсеместно используются в приготовлении пищевой продукции. Данные положения Технического регламента Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" подтверждают, что наличие в пищевой продукции бензилбензоата, равно как и других вкусоароматических веществ, не запрещается. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Наличие у вещества токсичных свойств само по себе не означает, что наличие этого вещества в любых концентрациях (даже в самых минимальных) является нарушением.
Токсичный эффект зависит не только от свойств вещества, но от его дозы и периода времени, в течение которого эта доза была принята. Так, токсичным эффектом могут обладать любые вещества при потреблении определенной дозы. В частности, в том же реестре содержатся сведения о токсичном эффекте ряда повсеместно используемых и употребляемых вкусоароматических веществ: ванилина, кофеина, этанола, аспирина, лимонной кислоты, сахара, и пр. Существенное значение имеет и период потребления, так как химические вещества могут беспрепятственно выводиться из организма или перерабатываться в течение определенного периода времени без вреда для организма.
Таким образом, проявление вреда от принятия любого вещества зависит от фактически принятого количества вещества, его концентрации в продукте и от периода потребления.
Каких-либо исследований, касающихся вреда здоровью, причиняемого бензилбензоатом, как в чистом виде, так и во взаимодействии с другими веществами, заявителем в материалы дела не представлено.
В то же время, заинтересованным лицом в материалы дела представлены документы, из которых следует, что бензилбензоат входит в состав пищевых ароматизаторов, например, пищевых ароматизаторов "Ежевика 660", "Яблоко-Корица 676", а также присутствует в составе иных спиртных напитков, в частности, в бальзамах на травах "Старый травник", "Валаамский монастырь. Аптекарский садъ".
Наличие у бензилбензоата фармакологических свойств не означает, что его содержание в пищевой продукции при определенной концентрации (минимальной) создает угрозу здоровью. Использование вкусохимических веществ, обладающих фармакологическим эффектом, специально регламентировано.
В силу п. 20 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" при использовании в качестве натуральных источников вкусоароматических веществ лекарственных растений и/или вкусоароматических препаратов из лекарственных растений их содержание (в пересчете на сухое сырье или содержащееся в них биологически активное вещество) в 1 кг (л) пищевой продукции не должно превышать количества, оказывающего фармакологический эффект.
Как следует из материалов дела, фармакологическая доза бензилбензоата составляет 20 % для взрослых (или 200000 мг/л). В то же время, содержание бензилбензоата в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" в соответствии с протоколом лабораторных испытаний от 22.08.2014 N 8236/1 составляет 10,1 мг/л. Таким образом, содержание бензилбензоата намного ниже предела, при котором проявляются его фармакологические свойства, и такое низкое содержание не нарушает требования Технического регламента.
В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств того, что существуют какие-либо ограничения на содержание бензилбензоата в пищевой продукции и в спиртных напитках, в частности, и что содержание бензилбензоата в исследуемом напитке превышает эти концентрации.
Технический регламент Таможенного союза 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" допускает использование бензилбензоата в производстве ароматизаторов. Допускается и обращение ароматизаторов, состоящих из бензилбензоата.
При этом нормированию подлежат только некоторые вкусоароматические вещества, специально указанные в Приложении 1 (требования к безопасности ароматизаторов) к данному Техническому регламенту.
Отсутствие нормирования в количественном выражении не свидетельствует о недопустимости использования веществ, указанных в Приложении 19 к регламенту, в любых концентрациях.
Доводы административного органа о существенном вреде здоровью в результате комбинированного воздействия бензилбензоата и этилового спирта объективно ничем не подтверждены.
В представленном заявителем экспертном заключении от 28.10.2014 N 02-01-18-14-02/4727 не проанализированы последствия от употребления конкретного содержания бензилбензоата в спиртном напитке; каких-либо исследований в данном направлении не проводилось.
Для целей данного спора, как правильно указал суд первой инстанции, управление должно было доказать, что потребление бензилбензоата в минимальной дозе (10,1 мг/л спиртного напитка) может нести какие-то самостоятельные последствия для здоровья или может каким-то образом усугубить последствия от употребления спиртного.
Однако никакой оценки последствий от потребления указанной дозы бензилбензоата заявитель не представил. В представленных им документах содержатся только общие предположительные выводы о возможном комбинированном воздействии без учета конкретной концентрации и объема потребления вещества.
Необходимые же документы, подтверждающие безопасность реализуемого товара, обществом "Лабиринт-Екатеринбург" были получены, срок их действия не истек на момент проведения проверки, данное общество предприняло все меры по исполнению возложенных на него обязанностей действующим на момент проверки законодательством в области технического регулирования и защиты прав потребителей; следовательно, вина общества отсутствует.
Общество "Лабиринт-Екатеринбург" как розничный продавец может быть привлечено к административной ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ лишь в том случае, если административным органом будет доказано, что выявленные им нарушения технических регламентов произошли именно по вине продавца, то есть явились результатом конкретных неправомерных действий (бездействия) с его стороны.
В рассматриваемом случае управлением не установлено, что наличие в спиртном напитке "Джек Дэниел'с Теннесси Хани Ликер" бензилбензоата является результатом действий общества "Лабиринт-Екатеринбург".
Пунктом 5 ст. 205 АПК РФ предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Апелляционный суд отмечает, что вывод суда первой инстанции о недоказанности в действиях общества состава вменяемого правонарушения основан на анализе совокупности представленных доказательств, каждое из которых не имеет для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Поскольку по материалам дела апелляционным судом не установлено оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств, довод заявителя о наличии в действиях общества состава административного правонарушения отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела и установленным судом обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции, полагая, что оснований для иных суждений по существу спора в данном случае не имеется, поддерживает вывод суда первой инстанции о том, в действиях общества отсутствует событие и вина в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования о привлечении общества к ответственности ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями законодательства и установленными по делу обстоятельствами, оснований для непринятия которой апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного оснований, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 января 2015 года по делу N А60-37523/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-37523/2014
Истец: Территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Ответчик: ООО "Лабиринт-Екатеринбург"
Третье лицо: ООО "Абсолют"