г. Пермь |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А50П-543/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Васильевой Г.Н., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) - Арланова К.А., паспорт, доверенность от 27.10.2014;
от ответчика ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1095933000503, ИНН 5933007194) - Осинникова Н.И., паспорт, выписка из ЕГРЮЛ, Суменкова Н.П., паспорт, доверенность от 17.10.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория"
на решение Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре от 08 декабря 2014 года
по делу N А50П-543/2014,
принятое судьей Четиной Н.Д.,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края
к ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория"
о взыскании 90 285,99 руб.,
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Пермского края Постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре с иском об обязании ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория" (далее - ответчик, общество) возвратить в бюджет ТФОМС Пермского края средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в размере 9 545,98 руб., уплатить штраф в сумме 79 928,84 руб., пени в размере 811,17 руб. (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края Постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением в части взыскания штрафа, общество обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение в указанной части отменить, поскольку исчисление налога по УСН на полученные средства из ТФОМС является бухгалтерской ошибкой, которая была скорректирована в 2012 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель Фонда просил решение суда в обжалуемой части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции удовлетворено ходатайство общества о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии книги учета доходов и расходов за 2010 год, налоговой декларации за 2010 год, платежных поручений.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки ответчика по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования, за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, с 01.01.2011 по 31.12.2011, с 01.01.2012 по 31.12.2012 Фондом выявлены факты нецелевого использования ответчиком средств обязательного медицинского страхования.
Из содержания акта следует, что средства обязательного медицинского страхования в 2011 году на сумму 79 889,38 руб., в 2012 году на сумму 394,57 руб. необоснованно направлены на погашение налогов, пени, а также на иные расходы, которые не были связаны с деятельностью медицинского учреждения по оказанию медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (л.д. 15-37).
17.05.2013 в отношении общества Фондом вынесено Предписание N 1905/2057, согласно которому обществу предписано в срок до 24.05.2013 направить в адрес Фонда информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений, средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме 79 720,84 руб. за период 2010 года восстановить путем перечисления на собственный счет (счет медицинской организации) по учету средств ОМС за счет средств бюджета, платных услуг населению или средств собственника - восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, за счет средств доходов, полученных от основной (коммерческой) деятельности собственных средств организации (л.д. 43). Указанное предписание обществом исполнено.
В отношении нарушений, выявленных по итогам проверки 2011 и 2012 г.г., 10.09.2013 Фонд направил в адрес общества претензию N 07/4016, в которой предложил в течение 30 дней с момента ее получения исполнить обязательство путем возврата в бюджет ТФОМС Пермского края средства, использованные не по целевому назначению в сумме 192 842,19 руб., уплатить штраф в соответствии с ч. 9 ст. 39 Федерального закона в размере 201 992,51 руб., уплатить пени в размере 5 197,10 руб. (л.д. 44-45).
Неисполнение указанной претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
02.12.2014 Фонд уточнил заявленные требования, исходя из того, что в адрес ТФОМС Пермского края ответчиком были направлены документы, подтверждающие целевое использование средств обязательного медицинского страхования на сумму 183 296,21 руб. (л.д. 85).
Фонд просил взыскать с ответчика, в том числе штраф в размере 79 928,84 руб., исчисленный из расчета: 79 889,38 руб.*100% + 394,57 руб.*10%.
Суд первой инстанции удовлетворил уточненные требования Фонда в полном объеме.
Заявитель жалобы полагает, что взыскание штрафа в названной сумме является необоснованной, поскольку исчисление налога по УСН на полученные средства из ТФОМС является бухгалтерской ошибкой, которая была скорректирована в 2012 году, что подтверждается дополнительными доказательствами.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемой части судебного акта, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ при осуществлении полномочий страховщика территориальные фонды осуществляют контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводят соответствующие проверки и ревизии.
В силу статьи 21 Федерального закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.
Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона N 326-ФЗ, медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в страховую медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ).
Между тем, общество указанные средства в 2010, 2011 и 2012 г.г. включило в налогооблагаемую базу, что повлекло излишнее исчисление единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, который уплачен в бюджет также за счет средств ОМС.
Кроме того, в нарушение положений Соглашения об установлении тарифов на 2011 и 2012 за счет средств ОМС уплачены пени и штрафные санкции
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение Соглашения об установлении тарифов на 2011, 2012 годы в 2011 году средства ОМС в сумме 79 889 38 руб., в 2012 году - в сумме 394,57 руб. были использованы обществом не по целевому назначению по оплате расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС.
В ходе апелляционного пересмотра судебного акта суда первой инстанции сам факт совершения правонарушения обществом не оспаривается.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы общества о незаконности наложения на него штрафа, поскольку исчисление налога по УСН на полученные средства из ТФОМС является бухгалтерской ошибкой, которая была скорректирована обществом в 2012 году, поскольку данное обстоятельство свидетельствует лишь об устранении допущенных нарушений и не может являться основанием для освобождения общества от ответственности.
Учитывая изложенное, привлечение общества к ответственности является законным и обоснованным.
Однако, в части размера взыскиваемого штрафа требования фонда не могут быть признаны обоснованными.
При исчислении штрафных санкций Фондом были применены две редакции ч.9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: за нарушения, допущенные в 2011 году, штраф исчислен в размере 100% суммы нецелевого использования, согласно редакции номы, действующей до 01.01.2012; за нарушения, допущенные в 2012 году, штраф исчислен в размере 10% от суммы нецелевого использования, согласно норме в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ.
При этом, учреждением и судом первой инстанции, удовлетворившим требования в полном объеме, не учтено следующее.
Согласно части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 369-ФЗ) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Статьей 54 Конституции Российской Федерации установлено, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, подлежит применению новый закон. Следовательно, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, закон, улучшающий положение учреждения, имеет обратную силу.
Поскольку Фондом выявлено нецелевое использование учреждением средств по обязательному медицинскому страхованию после вступления в законную силу части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в новой редакции от 30.11.2011, улучшающей положения лица, привлекаемого к ответственности, то Фонд при назначении учреждению штрафа должен был применить указанную редакцию закона, что не было учтено судом первой инстанции при принятии решения в обжалуемой части.
Судом апелляционной инстанции размер штрафа, предусмотренный частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-Ф, пересчитан, составляет 8 028,40 руб.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда в части суммы штрафа, а также суммы пересчитанной в соответствии с размером удовлетворенных требований госпошлины подлежит изменению
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре от 08 декабря 2014 года по делу N А50П-543/2014 отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1095933000503, ИНН 5933007194) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пермского края (ОГРН 1065906036460, ИНН 5906071680) денежные средства, использованные не по назначению в сумме 9 545 (Девять тысяч пятьсот сорок пять) руб. 98 коп., пени в размере 811 (Восемьсот одиннадцать) руб. 17 коп., штраф в размере 8 028 (Восемь тысяч двадцать восемь) руб. 40 коп.
Взыскать с ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория" (ОГРН 1095933000503, ИНН 5933007194) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (Две тысячи) руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказать."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-543/2014
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пермского края
Ответчик: ООО "Рождественская сельская амбулатория", ООО "Рождественская сельская врачебная амбулатория"