город Москва |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А40-161814/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Р. Г. Нагаева,
судей В. Я. Голобородько, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Ямщиковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ- ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2015
по делу N А40-161814/14, принятое судьей М.В. Лариным
по заявлению ОАО "ТАГАНСКОЕ"
(ОГРН 1087746002431; 109052, г. Москва, Автомобильный пр-д, 10)
к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области
(ОГРН 1027722019555; 109316, г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 25)
о признании недействительным решения.
при участии в судебном заседании:
от ОАО "ТАГАНСКОЕ" - Выборный В. В. по дов. от 17.02.2015
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ТАГАНСКОЕ" обратилось в суд к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области (далее - Пенсионный фонд, ПФР) с требованиями о признании недействительным решения от 18.08.2014 N 087512РК0050017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2014 по делу N А40-161814/14 признано недействительным вынесенное ГУ - ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области в отношении ОАО "ТАГАНСКОЕ" решение от 18.08.2014 N 087512РК0050017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, как несоответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с вынесенным решением, ГУ- ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ГУ- ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Изучив представленные в дело доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
Пенсионный фонд проводил на основании ст. 34 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" камеральную проверку представленного Обществом по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде (далее - ТКС) расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2014 года по форме РСВ-1 (далее - расчет РСВ-1).
По окончании проверки составлен акт камеральной проверки от 14.07.2014 N 08751230049174 и вынесено решение от 18.08.2014 N 087512РК0050017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности (далее - решение), которым страхователь привлечен к ответственности за нарушение сроков представления ежеквартальной отчетности в виде штрафа в размере 43 947 руб. 61 коп. в виду следующего.
Основанием для привлечения к ответственности по п. 1 ст. 46 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" являлись следующие нарушения.
Страхователь первоначально представил расчет РСВ-1 за 1 квартал 2014 года в установленный законом срок 13.05.2014, но содержащий ошибки, препятствующие его принятию, в связи с чем, расчет не был принят, о чем страхователю был направлен отрицательный протокол с перечнем ошибок.
После исправлений 19.05.2014 страхователь представил расчет РСВ-1 за 1 квартал 2014 года без ошибок, который был принят Пенсионным фондом, но с учетом отказа в приемке предыдущих расчетов (в том числе первоначального от 13.05.2014), был сделан вывод, что расчет от 19.05.2014 является исходным, то есть первичным, в связи с чем, он считается представленным с нарушением установленного Законом N 212-ФЗ срока (не позднее 15.05.2014).
Согласно п. 9 ст. 15 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" на плательщиков страховых взносов возложена обязанность по представлению ежеквартальной отчетности в территориальный орган Пенсионного фонда в виде расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования в срок не позднее 15 числа второго календарного месяца следующего за отчетным периодом.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения перечисленные в пунктах 1-10, в том числе: 1) страховой номер СНИЛС, 2) Ф.И.О. застрахованного лица, 3) дату приема на работу и страховой стаж, 4) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы, 4) сумму начисленных и уплаченных страховых взносов, (далее - сведения индивидуального учета).
Указанные сведения начиная с 01.01.2014 представляет в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Начиная с 01.01.2014 введена единая форма отчетности в виде расчета РСВ-1, в которую одновременно входят:
- данные о суммах начисленных и уплаченных страховых взносах, а также базе для их начисления в целом по организации, учитываемые страхователями в соответствии с требованием Закона N 212-ФЗ (разделы 1-2 расчета),
- сведения индивидуального учета по каждому застрахованному лицу, учитываемые страхователями в соответствии с требованиями Закона N 27-ФЗ (разделы 5 и 6 расчета).
В силу ст. 46 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" применение к страхователям ответственности за непредставление или несвоевременное представление ежеквартальной отчетности предусмотренной п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Статьей 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде "взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах", взыскание которых производится в судебном порядке.
С учетом того, что с 01.01.2014 страхователи представляют в территориальные органы Пенсионного фонда единую отчетность, содержащую одновременно и сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах предусмотренных ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования", и сведения индивидуального учета предусмотренные ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", законодатель фактически разделил виды и формы, а также порядок привлечения к ответственности страхователей связанной с нарушениями ст. 15 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования" и/или ст. 11 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" при представлении единой отчетности - расчета РСВ-1 за отчетный период:
- за нарушение сроков представления отчетности установленных Законом N 212-ФЗ страхователи подлежат привлечению к ответственности по ст. 46 Закона N 212-ФЗ, с взысканием штрафа в бесспорном порядке (статьи 18-22 Закона),
- за представление неполных и (или) недостоверных сведений инивидуального учета в отношении застрахованных лиц, содержащихся в соответствующем разделе единой отчетности (раздел 6 расчета РСВ-1), страхователи подлежат привлечению к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, с взысканием штрафа в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ на плательщике страховых взносов лежит обязанность по представлению в порядке и сроки установленные ст.ст. 15 и 16 Закона расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам в территориальные органы Пенсионного фонда, на последних лежит корреспондирующая обязанность по приемке указанной отчетности и проверке ее на предмет полноты и достоверности.
Порядок приемки от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченных страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование указан в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минтруда России от 22.10.2012 N 329н (далее - Регламент), согласно которого:
- предоставление государственной услуги включает в себя административную процедуру - прием и регистрация Расчета,
- основанием для начала административной процедуры для территориального органа ПФР по месту регистрации заявителя является поступление Расчета от заявителя на бумажном носителе или в электронном виде,
- прием Расчета представленного по телекоммуникационным каналам связи, и выполнение проверок файла Расчета на наличие ошибок, определяющихся при проверке программным комплексом, и корректность электронной подписи осуществляются автоматически соответствующим программным обеспечением, осуществляющим прием Расчета по телекоммуникационным каналам связи.
- в случае если проверка файла Расчета завершилась успешно, не позднее одного рабочего дня приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о приеме Расчета.
- в случае если при проверке в файле Расчета присутствуют неустранимые ошибки и замечания либо файл Расчета не прошел форматно-логический контроль, не позднее одного рабочего дня после приема и регистрации Расчета в территориальном органе ПФР заявителю направляется уведомление о невозможности принятия Расчета и ее причинах.
При этом, пунктом 24 Регламента предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в приемке Расчета:
- отсутствие печати в Расчете, представленном плательщиком страховых взносов - юридическим лицом,
- отсутствие подписи на документах (усиленной квалифицированной электронной подписи),
- несоответствие Расчета, представленного заявителем, форме Расчета, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, и (или) противоречие между сведениями, содержащимися в документах, представленных заявителем,
- отсутствие или ненадлежащее оформление документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя,
- наличие ошибок на магнитном носителе информации,
- отсутствие файла Расчета на магнитном носителе информации.
В силу ст. 15 Закона N 212-ФЗ и Регламента территориальный орган Пенсионного фонда обязан принимать расчеты РСВ-1 представленные страхователями по установленной форме и форматам, подписанные надлежащим лицом и заверенные печатью, не содержащие неустранимых ошибок, под которыми понимаются ошибки основных данных о страхователе (страховой номер, наименование, индекс территориального отделения фонда, на учете в котором состоит страхователь и др. аналогичные сведения), препятствующие его идентификации в соответствующем территориальном отделении Пенсионного фонда и делающих невозможным принятие расчета для целей его дальнейшей проверки.
Ошибки форматно-логического контроля непосредственно в данных о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов в целом по страхователю, отраженных в самом расчете РСВ-1, равно как и ошибки (расхождения) в сведениях индивидуального учета в отношении застрахованных лиц, не могут быть квалифицированы как неустранимые ошибки, позволяющие Пенсионному фонду отказывать в приеме отчетности.
Соответственно, представленный своевременно (в установленные законом сроки) расчет РСВ-1 за отчетный период, содержащий ошибки в ходе форматно-логического контроля, связанные с данными о суммах страховых взносов или сведениях индивидуального учета, не принятый Пенсионным фондом с выдачей отрицательного протокола, с последующим исправлением ошибок и представлением скорректированного расчета РСВ-1 за тот же период, не считается представленным с нарушением срока, поскольку:
- начиная с первого отрицательного протокола и до принятия расчета происходит единый процесс первичной обработки и проверки расчета,
- данный процесс является неразрывным и все представленные страхователем исправления в расчет не меняют статус самого расчета с первичного на уточненный, а также не меняют дату его представления (дата первого представления расчета в Пенсионный фонд).
Если же страхователь на каком-то этапе процессе первичной обработки и проверки расчета не исправил указанные ему Пенсионным фондом ошибки, то в отношении него начинается следующий этап - камеральная проверка представленного расчета, в процессе которой Пенсионный фонд фиксирует ошибки в акте камеральной проверки и в случае наличия оснований делает вывод о совершении страхователем правонарушения, с вынесением в отношении него решением о привлечении к ответственности.
При этом, необходимо разделять нарушения связанные с первичной проверкой представленной отчетности - нарушения сроков или порядка (формы) ее представления и нарушения выявленные в процессу углубленной проверке отчетности в виде ошибок при расчете размера начисленных и уплаченных страховых взносов, повлекших занижение базы или неверное определение размера.
Обнаруженные Пенсионным фондом при первичной проверке представленного страхователем своевременно расчета РСВ-1 ошибки форматно-логического контроля, не являющиеся неустранимыми и препятствующими идентификации страхователя, исправленные впоследствии страхователем путем представления скорректированного расчета РСВ-1 за тот же период, не являются основанием для отказа в приемке расчета, а также вывода о представлении исправленного расчета с нарушением установленного Законом срока, то есть основанием для привлечения к ответственности по ст. 46 Закона.
Пенсионный фонд в нарушении положений ст.ст. 15, 46 Закона N 212-ФЗ и ст. 11, 17 Закона N 27-ФЗ применил к своевременно представленной Обществом единой отчетности в виде расчета РСВ-1 за 1 квартал 2014 года, содержащей ошибке, не являющиеся неустранимые, исправленные впоследствии путем представления скорректированной отчетности за этот же период, ответственность предусмотренную ст. 46 Закона N 212-ФЗ, при отсутствии оснований для вывода о нарушении сроков представления расчета РСВ-1 в виду единого процессе его первичной проверки, а также начислил пени за период просрочки уплаты страховых взносов и включил их в решение несмотря на фактическое самостоятельное начисление пеней в этом же размере страхователем и их уплаты, в связи с чем, решение от 18.08.2014 N 087512РК0050017 является незаконным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для полной отмены решения, вынесенного Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.01.2015 по делу N А40-161814/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р. Г. Нагаев |
Судьи |
В. Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161814/2014
Истец: ОАО "Таганское"
Ответчик: ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области, ГУ-Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области