г. Киров |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А29-8266/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 апреля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Солдатова В.Н., действующего на основании доверенности от 15.01.2015,
представителя ответчика Еремеева С.И., действующего на основании доверенности от 06.-4.2015,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центргазсервис-СПб"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.01.2015 по делу N А29-8266/2014, принятое судом в составе судьи Князевой А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центргазсервис-СПб" (ОГРН 1024700563711, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 13 "а")
к государственному казенному учреждению Республики Коми "Коми республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми" (ОГРН 1021100510056, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 152, оф. 309),
о признании действий незаконными,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центргазсервис-СПб" (далее - заявитель, Общество, ООО "Центргазсервис-СПб") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к государственному казенному учреждению Республики Коми "Коми республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми" (далее - ответчик, Учреждение, ГКУ РК "КР Инвестстройцентр") с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий заказчика по отказу в принятии банковской гарантии и признанию победителя аукциона (извещение N 0107200002714000867) уклонившимся от заключения контракта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Центргазсервис-СПб" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что статья 64 Закона о контрактной системе не содержит упоминание о разделе документации "Информационная карта"; раздел "информационная карта" не обязателен для включения в документацию об аукционе; раздел "информационная карта" не может не соответствовать разделу 1 "Инструкция" документации об аукционе; пункт 18 раздела 1 "размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" не содержит упоминание о включении в текст банковской гарантии условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта; также данный подраздел не содержит ссылок на раздел "Информационная карта"; заказчик, изложив пункт 16 раздела 2 "Информационной карта" в новой редакции, не включил требование о том, что банковская гарантия должна содержать право заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта; пункт 14.9 контракта не содержит однозначных требований к содержанию банковской гарантии, в части права на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта; Законом о контрактной системе не предусмотрено, что отказ в принятии банковской гарантии приравнивается к непредставлению данной банковской гарантии; представив банковскую гарантию, ООО "Центргазсервис-СПб" выполнил требования статьи 37 Закона о контрактной системе и не может быть признан уклонившимся от заключения контракта; суд первой инстанции фактически признал недействительной сделку по выдаче банковской гарантии; заявитель надлежащим образом выполнил свою обязанность по обеспечению исполнения контракта, тем, что одновременно с подписанием контракта представил выписку из реестра банковских гарантий; направление письма банка от 22.09.2014 N 44-01-01/11217/1 (содержащего сведения о включении изменений в текст банковской гарантии) в адрес заказчика подтверждается материалами дела.
Учреждение в отзыве на жалобу приведенные в ней доводы опровергает, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда представители сторон поддержали свои позиции.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002714000867 (том 1, л.д. 4-5). Объектом закупки являлось - выполнение подрядных работ по организации строительства объекта "Газификация природным газом среднего и низкого давления пгт. Краснозатонский, Выльтыдор, Максаковка, ЛДК. Наружные сети газоснабжения по пер. Продольный, пер. Шолохова, ул. Чаадаева, Кузнечной, Технической, Судоремонтной, Хвойной, Краснозатонской, Трактовой пгт. Краснозатонский.
Согласно пунктам 1, 3, 14, 17 раздела II (Информационная карта) документации об электронном аукционе (том 2, л.д. 120-130) с учетом внесенных в нее изменений (том 2, л.д. 130) органом, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является Министерство финансов Республики Коми (пункт 1); заказчиком выступило - ГКУ РК "КР Инвестстройцентр" (пункт 3); начальная (максимальная) цена контракта составляет 57491560 рублей (пункт 14); источником финансирования заказа явился республиканский бюджет Республики Коми (пункт 17); дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 21.08.2014 в 08 часов 00 минут.
03.09.2014 аукционная комиссия уполномоченного органа, рассмотрев вторые части заявок на участие в аукционе, полученные от ООО "Центргазсервис-СПб", ООО "Газремонт", ОАО "Газпром газораспределение Сыктывкар", приняла решение о соответствии указанных заявок требованиям документации об электронном аукционе. Указанное решение формализовано в протоколе от 03.09.2014 (том 2, л.д. 23).
02.10.2014 Управлением принято решение о признании необоснованной жалобы ООО "Центргазсервис-СПб" на действия заказчика - ГКУ РК "КР Инвестстройцентр" по отказу от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона. Из указанного решения следует, что участником закупки, признанным победителем аукциона - ООО "Центргазсервис-СПб" в ходе проведения аукциона заявлено минимальное ценовое предложение по цене контракта, равное 42537626 рублей 60 копеек. Цена контракта снижена на 26%. ГКУ РК "КР Инвестстройцентр" 09.09.2014 направило оператору электронной площадки без своей подписи проект контракта, составленный путем включения цены контракта, предложенной победителем аукциона, информации о товаре и конкретных показателях товара, используемого при выполнении работ, указанной в заявке участника, а также реквизитов участника в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе. Победитель аукциона - ООО "Центргазсервис-СПб" 12.09.2014 направило заказчику протокол разногласий к контракту. В принятии протокола разногласий заказчик отказал участнику, разместив на электронной площадке отдельным документом причины отказа принять замечания участника в связи с тем, что проект контракта не содержит положений, не соответствующих извещению о проведении аукциона, документации об аукционе или заявке победителя на участие в аукционе. 17.09.2014 заказчиком повторно направлен победителю аукциона проект контракта. 19.09.2014 Обществом подписан проект контракта. Победителем электронного аукциона (ООО "Центргазсервис-СПб") в качестве обеспечения исполнения контракта представлена банковская гарантия N 0811-3163/5 исполнения контракта от 19.09.2014, выданная ОАО "Балтийский инвестиционный Банк" на сумму 25871202 рублей. Банковская гарантия, а также выписка из реестра банковских гарантий, предоставленная банком, выдавшим банковскую гарантию, размещены на электронной торговой площадке вместе с подписанным электронной подписью победителя аукциона контракта.
Учреждение, рассмотрев представленные в качестве обеспечения исполнения контракта документы, приняло решение об отказе ООО "Центргазсервис-СПб" в принятии банковской гарантии N 0811-3163/5 от 19.09.2014. Указанное решение формализовано в протоколе об отказе в принятии банковской гарантии заказчиком от 24.09.2014 (том 2, л.д. 64-67). Из данного решения следует, что в банковской гарантии отсутствует отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, которая в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 45 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) должна содержать банковская гарантия; в банковской гарантии отсутствует условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии. Указанное требование в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки, в пункте 16 раздела II "Информационная карта" документации об аукционе и пункте 14.9 проекта контракта.
24.09.2014 Учреждение, руководствуясь частью 6 статьи 37, частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, приняло решение о признании участника закупки - ООО "Центргазсервис-СПб" уклонившимся от заключения контракта N 0107200002714000867-0032180-02 (109/14). Данное решение формализовано в протоколе о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 24.09.2014 (том 2, л.д. 69-70).
Не согласившись с действиями ГКУ РК "КР Инвестстройцентр" по отказу в принятии банковской гарантии и в признании Общества уклонившимся от заключения контракта, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что действия ответчика не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктами 3, 4 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт)(пункт 3); особенностей исполнения контрактов (пункт 4).
В соответствии с частями 2, 4 статьи 24 Закона о контрактной системе к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) относится, в том числе аукцион в электронной форме (часть 2). Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).
Согласно частям 1, 6 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1). Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола (часть 6).
В силу положений, закрепленных в частях 1, 3 статьи 44 Закона о контрактной системе, при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок (часть 1). Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 3).
В соответствии с частью 1, подпунктами 1, 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (часть 1). Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе: сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона; срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона (часть 2).
Согласно частям 3, 6, 7 статьи 45 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей на момент принятия решения от 24.09.2014 об отказе ООО "Центргазсервис-СПб" в принятии банковской гарантии, в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (часть 3). Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 6). В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (часть 7).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Из частей 1-7, 13 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1). В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе (часть 2). В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (часть 3). Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4). В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона (часть 5). В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий (часть 6). В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе (часть 7). Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тридцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта (часть 13)
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3). Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 4). В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5).
Согласно пунктам 1, 12, 14 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 (далее - Правила ведения реестра банковских гарантий), в редакции, действовавшей на момент совершения обжалуемых действий, настоящие Правила устанавливают порядок ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1). Заказчики по итогам рассмотрения поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии в случае отказа в принятии банковской гарантии в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления, формируют и включают указанную в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил информацию в реестр (пункт 12). Федеральное казначейство в течение 3 часов с момента включения в реестр заказчиком сведений, указанных в подпункте "г" пункта 4 настоящих Правил, обеспечивает проверку соблюдения сроков, предусмотренных пунктом 12, а также порядка формирования таких сведений, установленного в соответствии с пунктами 13 и 18 настоящих Правил (пункт 14).
В соответствии с пунктами 2, 10, 11, 23 Порядка формирования информации и документов для ведения реестра банковских гарантий, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2013 N 126н информация и документы, включаемые в реестр банковских гарантий (далее соответственно - информация, документы, информация и документы, реестр), формируются: банками, выдающими банковские гарантии, используемые для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; заказчиками, являющимися бенефициарами по банковским гарантиям (пункт 2). В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик обеспечивает формирование информации об отказе заказчика в принятии банковской гарантии. К информации об отказе заказчика в принятии банковской гарантии прилагается соответствующий документ заказчика, составленный в письменной форме или форме электронного документа, содержащий информацию об отказе в принятии банковской гарантии с указанием причин, послуживших основанием для отказа, и направленный заказчиком в адрес поставщика в соответствии с частью 7 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 10). Сведения, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 9 и в абзаце первом пункта 10 настоящего Порядка, включаются в реестр в виде информации в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Сведения, указанные в подпунктах "ж" и "з" пункта 9 и абзаце втором пункта 10 настоящего Порядка, включаются в реестр в виде документа в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка (пункт 11). При формировании информации об отказе заказчика в принятии банковской гарантии указываются, в том числе следующие сведения: причина(ы), послужившая основанием для отказа в принятии банковской гарантии в соответствии с частью 6 статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также код(ов) причины (причин) отказа в принятии банковской гарантии в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Информация о причине(ах), послужившей основанием для отказа в принятии банковской гарантии, формируется в информационной системе автоматически после указания кода(ов) причины (причин) отказа в принятии банковской гарантии в соответствии с приложением к настоящему Порядку (пункт 23).
Материалами дела подтверждено, что в извещении об осуществлении закупки, документации об электронном аукционе (в пункт 16 раздела II "Информационная карта", пункт 14.9 проекта контракта) содержится условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В нарушение перечисленных положений законодательства, требований документации об электронном аукционе указанное условие в банковской гарантии, представленной Обществом, отсутствовало. Также в данной банковской гарантии отсутствовало отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение ответчика о признании участника закупки - Общества уклонившимся от заключения контракта на выполнение работ по организации строительства объекта "Газификация природным газом среднего и низкого давления пгт. Краснозатонский, Выльтыдор, Максаковка, ЛДК. Наружные сети газоснабжения по пер. Продольный, пер. Шолохова, ул. Чаадаева, Кузнечной, Технической, Судоремонтной, Хвойной, Краснозатонской, Трактовой пгт. Краснозатонский, является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что статья 64 Закона о контрактной системе не содержит упоминание о разделе документации "Информационная карта"; раздел "информационная карта" не обязателен для включения в документацию об аукционе; раздел "информационная карта" не может не соответствовать разделу 1 "Инструкция" документации об аукционе; пункт 18 раздела 1 "размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" не содержит упоминание о включении в текст банковской гарантии условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта; также данный подраздел не содержит ссылок на раздел "Информационная карта", отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку состав разделов документации об аукционе в рассматриваемом случае определен заказчиком. При этом все условия, содержащиеся в документации об аукционе, в том числе в разделе "Информационная карта" являются равно обязательными для участников аукциона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заказчик, изложив пункт 16 раздела 2 "Информационной карта" в новой редакции, не включил требование о том, что банковская гарантия должна содержать право заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку изменения, внесенные в документацию об аукционе, в том числе в пункт 16 раздела 2 "Информационная карта", не касались условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств за счет гаранта (том 2, л.д. 130).
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 14.9 контракта не содержит однозначных требований к содержанию банковской гарантии, в части права на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, отклоняются как противоречащие содержанию указанного пункта контракта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Законом о контрактной системе не предусмотрено, что отказ в принятии банковской гарантии приравнивается к непредставлению данной банковской гарантии; представив банковскую гарантию ООО "Центргазсервис-СПб" выполнил требования статьи 37 Закона о контрактной системе и не может быть признан уклонившимся от заключения контракта; суд первой инстанции фактически признал недействительной сделку по выдаче банковской гарантии, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае заявитель не представил надлежащего обеспечения исполнения контракта, отвечающего требованиям документации об аукционе. При этом выполнение участником аукциона требований законодательства, касающихся размера такого обеспечения в рассматриваемой ситуации не влияет на оценку банковской гарантии как не соответствующей требованиям документации об аукционе и, соответственно, непредставленной. Суд первой инстанции, сопоставляя условия банковской гарантии и документации об аукционе, сделал вывод о невыполнении заявителем требований данной документации (в части условий об обеспечении исполнения контракта). Каких-либо выводов относительно недействительности сделки по выдаче банковской гарантии решение суда не содержит.
Доводы апелляционной жалобы о том, что заявитель надлежащим образом выполнил свою обязанность по обеспечению исполнения контракта, тем, что одновременно с подписанием контракта представил выписку из реестра банковских гарантий; направление письма банка от 22.09.2014 N 44-01-01/11217/1 (содержащего сведения о включении изменений в текст банковской гарантии) в адрес заказчика подтверждается материалами дела, также не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в реестре банковских гарантий размещены сведения о дополнительных обязательствах банка-гаранта (в порядке определенном частью 11 статьи 45 Закона о контрактной системе). При этом в рассматриваемой ситуации распределение обязанностей по внесению дополнительных сведений в реестр банковских гарантий не имеет решающего значения, поскольку заказчик, совершая обжалуемые действия, не располагал надлежащими доказательствами внесения изменений в текст банковской гарантии.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
Решение суда следует оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на уплату госпошлины по апелляционной жалобе остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 21.05.2014 по делу N А29-8266/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центргазсервис-СПб" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-8266/2014
Истец: ООО "Центргазсервис-СПб"
Ответчик: Государственное казенное учреждение Республики Коми "Коми республиканский инвестиционно-строительный центр при Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми"