г. Москва |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А40-200861/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Почта России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2015 по делу N А40-200861/14, принятое судьей Папелишвили Г.Н. (144-1041) в порядке упрощенного производства,
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
к ФГУП "Почта России" (131000, г.Москва, Варшавское шоссе, д. 37)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Мурашкина Е.В. по доверенности от 26.03.2015; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.02.2015, принятым по данному делу, удовлетворено заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (далее - заявитель, Управление) о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ответчик, Предприятие) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа 30 000 рублей.
В обоснование принятого решения суд указал на доказанность факта совершения ответчиком административного правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а также соблюдение заявителем процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что нарушена процедура привлечения Предприятия к административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит изменению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области (Управление Роскомнадзора по Иркутской области) на основании п.п. 8.1.4, 8.4.1, 8.4.2 Положения об Управлении Роскомнадзора, утвержденного приказом Руководителя Роскомнадзора РФ от 26.12.2012 N 1397 (далее - Положение о территориальном органе) и в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в период рассмотрения обращения гражданина Боровика В.В. (вход. от 24.09.2014 N 01-02-08-411/38 выявлены нарушения ФГУП "Почта России" требований в области связи по лицензии N 108074 от 11.04.2013 на оказание услуг почтовой связи, которое заключается в нарушении в части недоставки почтового отправления пользователю, не обеспечение сохранности МПО на территории РФ, приема и передачи почтовых отправлений между организациями почтовой связи.
10.10.2014 в 15 час. 00 мин. (местного времени) по месту нахождения государственного органа (664011, г. Иркутск, Халтурина ул., д.7) в результате анализа поступивших документов вход. N 5966/38 от Иркутского МСЦ-ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России, полученных в период рассмотрения обращения гр. Боровика Владимира Владимировича (вход от 24.09.2014 N 01-02-08-411/38) о не получении международного почтового отправления RK048844669CN (далее по тексту МПО), обнаружено осуществление ФГУП "Почта России" предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требовании предусмотренных п. 5 лицензии N 108074 - (оказание услуг связи в соответствии с "Правилами оказания услуг почтовой свят", утвержденными Правительством Российской Федерации), а именно: установлено, что 30.08.2014 МПО поступило на территорию Российской Федерации; 03.09.2014 МПО было передано в зону таможенного досмотра в место международного обмена Мр Лц Внуково цех-1 и в этот же день после обработки и урегулирования таможенных формальностей МПО покинуло место международного обмена Мр Лц Внуково цех-1; 04.09.2014 МПО прибыло в сортировочный центр Москва-Внуково АОПП цех-1; 05.09.2014 МПО покинуло сортировочный центр Москва-Внуково АОПП цех-1; 06.09.2014 МПО по документам прибыло в объект почтовой связи Иркутск МСП 664960 в международном страховом мешке от 03.09.2014 N 1029767800043690, сформированном в объекте почтовой связи Москва - Внуково ММПО цех-1 102976. При вскрытии международного страхового мешка и поименной проверке в нем не оказалось приписанного к документам МПО RK048844669CN.
Дальнейшая передача посылки между организациями почтовой связи ФГУП "Почта России" и вручение МПО адресату Боровику В.В. отсутствует.
На основании вышеизложенного установлено, что ФГУП "Почта России" не обеспечило сохранность принятой от пользователя услугами почтовой связи посылки.
Согласно абзаца 1 ст. 34 Федерального закона о почтовой связи от 17.07.1999 N Г76-ФЗ "за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку, нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
Таким образом, ФГУП "Почта России" не обеспечило качество услуг почтовой связи пользователю в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи
В связи с вышеизложенным и на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ главным специалистом-экспертом отдела надзора в сфере почтовой связи Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области, в отношении ФГУП "Почта России" 06.11.2014 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией) в отсутствии законного представителя юридического лица, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (уведомление от 10.10.2014 N 6820-03/38).
На основании указанного протокола заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
ФГУП "Почта России" является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В соответствии с п. п. 2.1 и 2.2 Устава ФГУП "Почта России", получение прибыли является основной из целей его деятельности, а оказание всех видов услуг почтовой связи - предметом деятельности.
Оказание услуг почтовой связи осуществляется на возмездной основе и требует наличие соответствующей лицензии (ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и ст. ст. 16, 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
ФГУП "Почта России" осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказывает телематические услуги связи на основании лицензии Роскомнадзора N 108074.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 года N 176-ФЗ операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуг почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.
Пунктом 5 Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 108074 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными законами "О связи" и "О почтовой связи", другими федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области почтовой связи.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи.
В соответствии с абз. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 5 раздела XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 г. N 87, к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом "в" п. 47 раздела V "Права и обязанности операторов почтовой связи" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221 установлено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Таким образом, в действиях ФГУП "Почта России" имеет место нарушение требований п. 2 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ и абз. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ, в части отсутствия условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи и не оказания услуг почтовой связи с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи.
Согласно абзаца 1 ст. 34 Федерального закона о почтовой связи от 17.07.1999 N Г76-ФЗ "за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку, нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
ФГУП "Почта России" не обеспечило качество услуг почтовой связи пользователю в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи
Факт нарушения в части недоставки почтового отправления пользователю, не обеспечение сохранности МПО на территории Российской Федерации, приема и передачи почтовых отправлений между организациями почтовой связи, ведение точного учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений подтверждается предоставленными документами: копия жалобы Боровика В.В.; копия письма от 08.10.2014 N 19.2.1-14/295 Иркутского МСЦ-ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП "Почта России"; копия бланка с официального сайта ФГУП "Почта России" в сети интернет "Отслеживание почтовых отправлений".
Таким образом, ФГУП "Почта России" осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением условий п. 5 лицензии от 11.04.2013 N 108074 "На оказание услуг почтовой связи", которое заключается в нарушении в части недоставки почтового отправления пользователю, не обеспечение сохранности МПО на территории РФ, приема и передачи почтовых отправлений между организациями почтовой связи (п.п. "б", "в" п. 47 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, абзац 4 ст. 14, абзацев 1,2 ст. 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", за что ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ФГУП "Почта России" не были приняты все возможные и достаточные меры для соблюдения правил и норм в области связи и лицензионных требований, что свидетельствует о наличии вины в действиях заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения Предприятия к административной ответственности административным органом не нарушена.
Полномочия административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлены ч. ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, Положением о федеральном государственном надзоре в области связи, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 и Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".
Ссылки Предприятия на нарушение Управлением положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" являются необоснованными, поскольку в рассматриваемом случае ответчик провел проверку соблюдения Предприятия действующего законодательства РФ в рамках КоАП РФ.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (надзора) и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям органов государственного контроля (надзора) при проведении административного расследования.
В силу ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, в соответствии с п.3 ч.3 ст.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" сфера его действия не распространяется на действия административных органов при проведении административного расследования.
Таким образом процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, а также нарушений, влекущих невозможность использования доказательств в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судом не установлено.
Согласно ч.1 ст.23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями, в том числе, ст.14.1 КРФоАП.
Материалы административного производства в отношении ФГУП "Почта России" по ч.3 ст.14.1 КРФоАП на основании ч.1 ст.23.1 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Арбитражный суд города Москвы.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм права и оценке обстоятельств дела, отличающейся от данной судом, и не влияют на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, так как не содержат оснований, установленных ст. 270 АПК РФ для изменения или отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч.41 ст.206, ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.02.2015 по делу N А40-200861/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-200861/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Иркутской области
Ответчик: ФГУП "Почта России"