г. Москва |
|
24 апреля 2015 г. |
Дело N А41-46185/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Игнахиной М.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "МОЭСК" - извещено, представитель не явился,
от государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" - Чепурковой Е.С. (представителя по доверенности от 30.07.2014).
от комитета лесного хозяйства Московской области - Чепурковой Е.С. (представителя по доверенности от 25.12.2014),
рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "МОЭСК" об оспаривании постановления комитета лесного хозяйства Московской области и предписания государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "МОЭСК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2014 N 8-110/2014 о привлечении общества к ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и предписания от 28.05.2014 об устранении нарушений лесного законодательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.01.2015 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, комитет обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 30.03.2015 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для суда первой инстанции и привлек государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес" (далее - учреждение) в качестве лица, к которому адресовано требование об оспаривании предписания.
Представитель комитета и учреждения в судебном заседании возражал против доводов заявления, в удовлетворении требований просил отказать.
Заявление рассмотрено в соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
В ходе судебного разбирательства апелляционным судом установлено следующее.
В ходе патрулирования 04.05.2014 участков лесного фонда на лесных участках в выделе 18 квартала 11 и в выделе 29 квартала 18 Краснохолмского участкового лесничества Клинского филиала учреждения вблизи д. Малеевка Клинского муниципального района Московской области выявлено, что общество, при расширении просеки под ЛЭП допустило нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, выразившееся в засорении охранной зоны порубочными остатками и отсутствии минерализованной полосы вокруг штабелей складированной древесины (акт осмотра территории от 04.05.2014 с приложенными фотографиями).
По данному факту учреждение 28.05.2014 составило в отношении общества протокол об административном правонарушении, выдало предписание об устранении нарушений лесного законодательства (в котором указало опахать заготовленную древесину, очистить участок от порубочных остатков), а комитет 03.07.2014 вынес постановление N 8-110/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде 50 000 рублей штрафа.
Изучив заявление общества об оспаривании постановления комитета и предписания учреждения, материалы дела, выслушав представителя учреждения и комитета, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требование общества о признании незаконным и отмене постановления комитета подлежит удовлетворению, а требование о признании незаконным и отмене предписание комитета от 28.05.2014, напротив, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности установлено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Наличие в бездействии общества события и состава вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела и обществом не оспаривается.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как по основаниям и в порядке, установленным законом.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Приведенные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, для защиты его прав и законных интересов непосредственно либо через представителя при рассмотрении дела об административном правонарушении с момента его возбуждения.
Выполнение этих требований направлено на соблюдение гарантий защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административных правонарушениях.
На составление протокола представитель общества не явился.
Доказательств того, что законный представитель общества либо общество извещались о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, знали или должны были знать об этом, в материалах дела не имеется.
Уведомление о явке от 04.05.2014, направленное обществу по почте, согласно почтовой квитанции от 05.05.2014 N 01959 (почтовый идентификатор 14160174019598) дошло до адресата только 03.06.2014, о чем имеется информация на сайте ФГУП "Почта России", то есть уже после составления в отношении него протокола.
Таким образом, данный протокол составлен без извещения общества/его законного представителя, в связи с чем общество было лишено возможности реализовать предоставленные ему права при рассмотрении административного дела.
Кроме того, согласно представленному административному материалу при рассмотрении дела представитель общества также не участвовал.
Согласно распечатке с электронной почты в адрес заявителя по электронной почте направлялось определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 11.06.2014 N 08-110/2014.
Однако материалы административного дела не содержат доказательств получения электронного письма обществом.
Что касается оспариваемого предписания учреждения об устранении обществом нарушений лесного законодательства, что частью 1 статьи 96 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено осуществление уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана).
В силу части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, пункта 4 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 ЛК РФ.
Центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений является комитет (пункт 1 Положения о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22).
Основной целью деятельности учреждения является обеспечение реализации полномочий комитета в сфере лесных отношений.
Согласно Уставу, утвержденному приказом комитета от 03.08.2012 N 13, в границах земель лесного фонда, расположенного на территории Московской области, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: осуществляет федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах; участвует в разработке Лесного плана и лесохозяйственных регламентов лесничеств Московской области; разрабатывает планы тушения лесных пожаров на территории лесного фонда Московской области; участвует в координации деятельности сил и средств, задействованных в тушении лесных пожаров; осуществляет подготовку первичных материалов, необходимых для формирования лесных участков; организует работу по первичному документированию информации по государственному лесному реестру; организует подготовку материалов для размещения заказов и заключения государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в установленной сфере деятельности; организует и проводит проверку границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель не водящих в земли лесного фонда; осуществляет мониторинг и координирует работы по воспроизводству лесов и лесоразведению, согласно лесохозяйственным регламентам лесничеств; осуществляет лесопатологическое обследование лесных участков; осуществляет приемку лесных участков по окончании срока их пользования; осуществляет проверку соблюдения условий государственных контрактов лицами, выполняющими работы по охране, защите и воспроизводству лесов; осуществляет проверку соблюдения лицами, использующими леса, условий договоров купли-продажи лесных насаждений; осуществляет отвод и таксацию лесосек для заготовки древесины; участвует в подготовке первичной документации, необходимой для осуществления полномочий по администрированию закрепленных источников доходов бюджетов бюджетной системы; осуществляет прием граждан и обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок; осуществляет защиту сведений, составляющих государственную тайну.
Распоряжением комитета от 15.08.2012 N 5 утвержден перечень должностных лиц учреждения, имеющих право осуществлять государственный лесной контроль и надзор, к которым относятся и инженеры организации лесной охраны.
Пунктом 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ предусмотрено право должностных лиц органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 статьи 96 ЛК РФ, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок соблюдения лесного законодательства нарушений и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено должностным лицом учреждения в пределах предоставленных ему полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора.
Поскольку в ходе осмотра лесного участка выявлены нарушения пунктов 19, 34 и 35 Правил пожарной безопасности, требования предписания: опахать заготовленную древесину, очистить участок от порубочных остатков, являются правомерными.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что предписание учреждения от 28.05.2014 соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
Признание незаконным и отмена постановления комитета о привлечении к административной ответственности по основаниям, отличным от обстоятельства, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отсутствие события административного правонарушения), само по себе не позволяет удовлетворить требование об оспаривании предписания учреждения об устранении выявленных нарушений, указанных в постановлении комитета, поскольку основанием для вынесения такого предписания являются факты совершения правонарушений, в связи с чем нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности не может служить критерием оценки законности предписания об устранении правонарушения.
Поэтому ввиду доказанности нарушений, допущенных обществом, требование общества о признании недействительным предписания учреждения от 28.05.2014 об устранении нарушений лесного законодательства, выданного в установленном порядке уполномоченным лицом лицу, ответственному за содержание и использование спорного лесного участка, удовлетворению не подлежит. Доказательств неисполнимости данного предписания не представлено, подобные обстоятельство из материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.01.2015 по делу N А41-46185/14 отменить.
Постановление Комитета лесного хозяйства Московской области от 03.07.2014 N 8-110/2014 о привлечении открытого акционерного общества "МОЭСК" к ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
В удовлетворении требования открытого акционерного общества "МОЭСК" о признании недействительным предписания государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес" от 28.05.2014 об устранении нарушений лесного законодательства, выданного открытому акционерному обществу "МОЭСК", отказать.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46185/2014
Истец: ОАО "МОЭСК"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области