г. Хабаровск |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А73-315/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Вертопраховой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 26.02.2015
по делу N А73-315/2015, рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шестак Ж.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ; Министерство; заявитель; должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району города Хабаровска; отдел судебных приставов; Отдел; ОСП; административный орган) от 24.12.2014, которым Министерство ЖКХ привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынесенного в рамках исполнительного производства N 15792/13/01/27.
Заявление должника на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 26.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
ОСП по Центральному району города Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в отделе судебных приставов по Центральному району города Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 046879943 по делу N 2-6114/2012 от 19.12.2012, выданный Центральным районным судом города Хабаровска 12.03.2013.
Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ обязано предоставить Боярышовой Виктории Викторовне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в пределах г. Хабаровска, на состав семьи из одного человека, размером не менее 18 кв. м. общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края.
В отношении Министерства ЖКХ 03.04.2013 возбуждено исполнительное производство N 15792/13/01/27, о чем вынесено соответствующее постановление, где должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
28.08.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства ЖКХ исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Так как требования исполнительного документа не были исполнены 24.06.2014 отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска, в отсутствие представителя лица, привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерство ЖКХ штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.09.2014 по делу N А73-8536/2014, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014, в удовлетворении требований Министерству ЖКХ о признании незаконным постановления ОСП от 24.06.2014 в рамках вышеуказанного исполнительного производства, отказано.
По состоянию на 12.12.2014 решение суда должником исполнено не было, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем Министерству выдано требование исх. N 27001/14/15792 об исполнении решения суда в срок до 19.12.2014. Министерство предупреждено о наступлении административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (решение суда), здесь же указано время (22.12.2014) и место рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности в соответствии с указанной выше нормой, в случае неисполнения решения суда. Требование получено Министерством 15.12.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
По состоянию на 22.12.2014 решение суда не исполнено.
22.12.2014 судебным приставом-исполнителем, в отсутствие законного представителя Министерства ЖКХ, составлен протокол N 013255/01 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 22.12.2014 (полученным Министерством 23.12.2014, что подтверждается штампом входящей корреспонденции), рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 24.12.2014 в 10 час. 20 мин.
24.12.2014 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении отделом судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление, которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением судебного пристава-исполнителя (ОСП по Центральному району города Хабаровска) послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) Министерства ЖКХ Хабаровского края, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) определено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы; непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 105 Федерального закона N 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения; при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения; если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, в соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Апелляционным судом по материалам дела установлено и не оспаривается Министерством ЖКХ, что ОСП по Центральному району города Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046879943 по делу N 2-6114/2012 от 19.12.2012 возбуждено исполнительное производство N 15792/13/01/27, во исполнение которого на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить Боярышовой В.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв. м. на состав семьи один человек, в пределах г. Хабаровска за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Доказательства исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем (после наложения административного штрафа), Министерством ЖКХ в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Министерством ЖКХ не представлены доказательства того, что им были предприняты все необходимые и своевременные меры по исполнению требований исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в этом листе требования.
В материалах дела также не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения судебного акта.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, вывод арбитражного суда о наличии вины Министерства ЖКХ в совершении административного правонарушения, является правильным.
Довод Министерства ЖКХ о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданке Боярышовой В.В. благоустроенное жилое помещение носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является незаконным, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В статье 105 Федерального закона N 229-ФЗ раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Следовательно, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданке жилое помещение.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение. Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление ОСП по Центральному району города Хабаровска от 24.12.2014 законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ в удовлетворении заявленных требований.
Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26 февраля 2015 года по делу N А73-315/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-315/2015
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Начальник ОСП по Центральному району г. Хабаровска - старшего судебного пристава, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю