г. Хабаровск |
|
28 апреля 2015 г. |
А04-8375/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Козловой Т.Д., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы": Крючкова С.Г., представитель по доверенности от 12.02.2014 б/н.; Савченко Е.В., представитель по доверенности от 08.04.2014 б/н;
от общества с ограниченной ответственностью "Благовещенский Ремонтно-Механический Завод": Перемышленникова Н.Н., представитель по доверенности от 20.01.2015 N 07/1;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благовещенский Ремонтно-Механический Завод"
на решение от 28.01.2015
по делу N А04-8375/2014
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по иску открытого акционерного общества "Амурские коммунальные системы"
к обществу с ограниченной ответственностью "Благовещенский Ремонтно-Механический Завод"
о взыскании 304 628 руб. 48 коп.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось общества с ограниченной ответственностью "Амурские коммунальные системы" (далее - ОАО "АКС") с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Благовещенский Ремонтно-Механический Завод" (далее - ООО "БРМЗ") о взыскании задолженности за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации в сумме 301 612 руб. 33 коп. за период с 01.01.2014 по 15.07.2014 и пени в сумме 3 016 руб. 12 коп. за период с 01.01.2014 по 15.07.2014.
Решением суда от 28.01.2015 заявленный иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ООО "БРМЗ" обратилось с апелляционной жалобой. В которой просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении иска.
В судебном заседании, проводившимся с использованием систем видеоконференц-связи, представитель заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, поддержала. Представители ОАО "АКС" с жалобой не согласились, просили оставить решение суда без изменения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
03.06.2010 ОАО "АКС" (организация ВКХ) и ОАО "БРМЗ" (абонент) заключили договор на прием сточных вод N 2228, согласно которому организация ВКХ обязуется принимать от абонента отводимые сточные воды, а абонент обязуется оплачивать услуги отведения сточных вод в объеме, сроки и на условиях настоящего договора (пункт 1.1).
Договор заключен на период с 03.06.2010 по 31.12.2010 с условием ежегодной пролонгации при отсутствии за 30 дней до окончания срока действия договора заявления одной из сторон об отказе от его исполнения.
Нормативы водоотведения по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленные на момент заключения договора определяются Приложением N 5 к договору от 03.06.2010 N 2228.
Согласно пункту 3.1.3 договора абонент обязуется соблюдать нормативные требования по составу сточных вод, установленные Приложением N 5 к договору.
01.02.2014 ОАО "АКС" (организация ВКХ) и ОАО "БРМЗ" (абонент) заключили договор на прием сточных вод N 2228, согласно которому организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем договоре.
Договор заключен на период с 01.02.2014 по 31.12.2014.
Подпунктом "з" пункта 13 договора установлена обязанность абонента соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения.
21.05.2014 в точке отбора проб (выпуск сточных вод в горколлектор) истцом взяты пробы сточных вод и составлен акт N 138. В ходе проведения исследования составлен протокол исследования состава сточных вод N 138 от 21.05.2014, которым установлено превышение в сточных водах ООО "БРМЗ" по показателям: аммоний (проба 1, 3, 4), АПАВ (проба 4).
12.11.2013 в точке отбора проб (выпуск сточных вод в горколлектор) были взяты пробы сточных вод и составлен акт N 302. В ходе проведения исследования составлен протокол исследования состава сточных вод N 302 от 12.11.2013, которым установлено превышение в сточных водах ООО "БРМЗ" по показателям: аммоний (проба 1,3, 4).
12.02.2014 в точке отбора проб (выпуск сточных вод в горколлектор) были взяты пробы сточных вод и составлен акт N 41. В ходе проведения исследования составлен протокол исследования состава сточных вод N 41 от 12.02.2014, которым установлено превышение в сточных водах ООО "БРМЗ" по показателям: аммоний (проба 1, 3, 4), АПАВ.
На основании протоколов исследования сточных вод N 138 от 21.05.2014, N 302 от 12.11.2013, N 41 от 12.02.2014 истцом составлены расчеты повышенной платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему городской канализации и выставлены счета-фактуры: N 2228пдк/1407 от 29.07.2014 на сумму 44 613 руб. 04 коп.; N 2228пдк/1406 от 30.06.2014 на сумму 37 087 руб. 16 коп.; N 2228пдк/1405 от 30.05.2014 на сумму 41 554 руб. 97 коп.; N 2228пдк/1404 от 30.04.2014 на сумму 37 889 руб. 63 коп.; N 2228пдк/1403 от 31.03.2014 на сумму 32 445 руб. 85 коп.; N 2228пдк/1402 от 28.02.2014 на сумму 83 240 руб. 08 коп.; N 2228пдк/1401 от 31.01.14 на сумму 24 781 руб. 63 коп.
В связи с неоплатой счетов-фактур истцом направлена в адрес ответчика претензия, неудовлетворение которой явилось основания для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о его обоснованности представленными доказательствами.
Повторно рассмотрев дело, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167). Согласно указанным Правилам контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах (пункт 65).
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
В соответствии с пунктами 69, 70 Правил N 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Главой администрации Амурской области утверждено Постановление N 248 от 25.04.1996 "Порядок взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов", которым установлено, что размер платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации определен в зависимости от количества их ингредиентов в составе сточных вод.
Как видно из материалов дела, ООО "БРМЗ" приняло на себя по условиям договоров с ООО "АКС" обязательства по соблюдению нормативных требований по составу сточных вод.
Между тем, как видено из проведенных истцом отборов проб сбрасываемой воды, ответчиком допущено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ.
При этом, сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, установлены в приложениях к договорам и согласованы с ответчиком. Нормативы допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в систему канализации рассчитаны едиными для всех абонентов города исходя из утвержденного предприятию ВКХ органами охраны природы нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водный объект и технических возможностей системы канализации населенного пункта.
Соблюдение ОАО "АКС" установленного порядка отбора проб, равно как и достоверность показаний, отраженных в протоколах от 12.11.2013, от 12.02.2014 и от 21.05.2014 ответчиком не оспорены.
При таких обстоятельствах представленные в деле документы - акты отбора проб и протоколы результатов анализа подтверждают допущенное ответчиком нарушение в виде превышения нормативов сброса загрязняющих веществ в систему канализации.
Арифметически расчет судом проверен и признан верным.
Доказательства оплаты указанной задолженности ответчиком суду не представлены.
Таким образом, при отсутствии доказательств погашения задолженности платы за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации в сумме 301 612 руб. 33 коп. судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование истца о взыскании основного долга.
Также обоснованным является начисление пеней в сумме 3 016 руб. 12 коп. за период с 01.01.2014 по 15.07.2014 в связи с неоплатой основной задолженности.
Ссылки ответчика на то, что истцом самостоятельно установлены нормативы допустимых сбросов, которые не были согласованы органами местного самоуправления, не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии со статьей 109 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" и Постановление от 30 декабря 2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Так, предельно допустимые нормы сбросов утверждаются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 469, где указано, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881.
В 2009 году для ОАО "Амурские коммунальные системы" был разработан "Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов, поступающих со сточными водами в р. Амур" от городских очистных сооружений. Проект НДС для ОАО "АКС" прошел согласование в Амурском территориальном управлении Росрыболовства, ГУ "Амурский ЦГМС", Отделе водных ресурсов Амурского БВУ, Управлении Росприроднадзора по Амурской области и выдано Разрешение на сброс загрязняющих веществ (от 23.08.2010 N 7 04А/10).
20.05.2011 ОАО "АКС" было направлено письмо Главе администрации города Благовещенска об утверждении Правил приема сточных вод в систему городской канализации. В указанных правилах содержались нормативы допустимых сбросов, рассчитанные для абонентов в соответствии с методикой. Ответом от 28.06.2011 N 01-11/3338 администрация города Благовещенска отказалась утверждать указанный порядок, ссылаясь при этом на отсутствие таких полномочий. 31.01.2012 запрос был повторно направлен на Администрацию города, но вновь поступил отказ со ссылкой на Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416. 25.09.2012 ОАО "АКС" были направлены письма в Росприроднадзор по Амурской области, Амурскую межрайонную природоохранную прокуратуру, Амурское Бассейновое водное управление отдел водных ресурсов с просьбой утвердить расчет нормативов сброса загрязняющих веществ в систему городской канализации.
Росприроднадзор по Амурской области в ответе от 16.10.2012 указал на отсутствие полномочий по согласованию нормативов допустимых сбросов в систему городской канализации. Ответ природоохранной прокуратуры от 03.10.2012 был аналогичным. Амурское Бассейновое водное управление, рассчитанные обществом нормативы 11.10.2012 признало обоснованными.
На основании действующего законодательства специалистами филиала ОАО "АКС" "Амурводоканал" выполнен Расчет нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ в систему канализации для абонентов. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в систему канализации рассчитаны едиными для всех абонентов. Эти нормативы учитывают проектные параметры очистки сточных вод на очистных сооружениях, техническую и технологическую возможность очистных сооружений, защиту сетей и сооружений системы коммунальной канализации. При этом нормативы установлены не произвольно, а основываются на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика задолженности за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации по договорам от 03.06.2010 N 2228, от 01.02.2014 N 2228 за период с 01.01.2014 по 15.07.2014 в сумме 301 612 руб. 33 коп. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда - оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 28.01.2015 по делу N А04-8375/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8375/2014
Истец: ОАО "Амурские коммунальные системы"
Ответчик: ООО "Благовещенский Ремонтно-Механический Завод"