город Ростов-на-Дону |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А53-175/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Ильина М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от ответчика -Мельниковой О.В. по доверенности от 14.06.2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калайчева Бранислава Лазаревича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2015 по делу N А53-175/2015,
принятое в составе судьи Корха С.Э.,
по иску индивидуального предпринимателя Калайчева Бранислава Лазаревича (ИНН 235306288005, ОГРНИП 305235319600012)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калайчев Бранислав Лазаревич (далее - ИП Калайчев Б.Л., истец) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее- ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 101598,47 руб. неосновательного обогащения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2015 с ОАО "РЖД" в пользу ИП Калайчева Б.Л. взыскано 24608,08 руб. неосновательного обогащения, а также 1294,53 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
ИП Калайчев Б.Л. обратился с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что акты общей формы не соответствуют Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. Вывод суда о том, что акты общей формы, на основании которых начислена спорная плата, были вручены истцу и у него имеются, ему известно о факте простоя вагонов, необоснован. Предприниматель не был уведомлен ОАО "РЖД" о прибывшем в его адрес грузе, по актам общей формы к накопительным ведомостям, по которым произведено списание платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику. Расчет истца, произведенный с применением коэффициента- 3,159 не соответствует условиям договора N 60 от 04.04.2012.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" апелляционную жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ИП Калайчевым Б.Л. и ОАО "РЖД" в лице Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") заключен договор на организацию расчетов N 1835/043-09 от 07.04.2009, а также договор N 60 от 04.04.2012 на оказание услуг при организации работы по погрузке (выгрузке) грузов на местах общего пользования, регулирующий взаимоотношения сторон, связанные с осуществлением выгрузки (товарно-штучные грузы) из вагонов клиентом на местах общего пользования, принадлежащих перевозчику.
Договор N 60 регулирует порядок подачи, уборки, выгрузки вагонов, прибывающих в адрес истца на станцию Тимашевская, а также размер, основания и порядок внесения платежей перевозчику. Предметом договора является подача, расстановка на места выгрузки и уборки локомотивом перевозчика вагонов, независимо от их принадлежности, с мест общего пользования, принадлежащих перевозчику и расположенных на пути общего пользования N 57 станции Тимашевская от стрелочного перевода N 73 (в соответствии с ТРА станции).
Вместимость 57 пути (мест выгрузки) составляет 35 вагонов (пункт 6 договора).
В соответствии с пунктом 9 договора, для осуществления выгрузки грузов из вагонов устанавливаются в соответствии с приказом МПС России от 10.11.2003 г. N 70 следующие технологические нормы 135 минут на один вагон.
Согласно подпунктам б, в пункта 11 договора, клиент уплачивает перевозчику:
-плату за нахождение на местах общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, под грузовыми операциями в размере, установленном пунктом 6 Тарифного руководства N 2 для вагонов перевозчика и в размере 50% ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 для вагонов, не принадлежащих перевозчику;
- плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на места общего пользования по причинам, зависящим от Клиента, в размерах, установленных пунктами 11 или 12 Тарифного руководства N 2 в зависимости от принадлежности вагонов.
Пунктом 12 договора предусмотрено, что расчеты по договору производятся клиентом в соответствии с условиями договора на организацию расчетов N 1835/043-09 от 07.04.2009.
Пунктом 1.1. договора N 1835/043-09 предусмотрено, что договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет клиент.
На основании договора клиенту открыт лицевой счет и присвоен код плательщика N 4400417550 (п. 1.2).
Списание денежных средств с лицевого счета клиента производится в соответствии с действующим в ОАО "РЖД" порядком, на основании кода плательщика и наименования клиента в перевозочных и (или) иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату (п. 1.3).
В соответствии с пунктом 2.1.1 в обязанности истца входит осуществление своевременного перечисления дороге денежных средств в количестве, достаточном для взимания платежей, оплату которых осуществляет клиент.
В период март - май 2014 адрес истца на станцию Тимашевская СКжд по накладным СМГС N 52635414, 52635422, 52635489, 52635380, 24240848, 24246233, 52119617, 52110921, 24278012, 52147303, 52158631, 52125929, 24615239, 24508129, 52650504, 52635703, 52635612, 52635703, 52635547, 52650850 прибывали вагоны с импортным грузом.
Как следует из материалов дела, вагоны простаивали по причине ожидания телеграммы, подтверждающей грузополучателя, поскольку в железнодорожных накладных были указаны два грузополучателя - ИП Калайчев Б.Л. и ООО "Краун Корк Кубань".
Факт задержки вагонов оформлен актами общей формы, на основании актов общей формы перевозчик составил накопительные ведомости N 301203, 301204, 301206, 301207 и произвел списание с лицевого счета истца платы за занятие инфраструктуры подвижным составом, не принадлежащим перевозчику (плата за пользование вагонами), в сумме 10598,47 руб.
Факт списания денежных средств с лицевого счета истца подтверждается счет-фактурами N 0000010000000640/12000188919, 0000010000000640/1200017548 и актом оказанных услуг N 4400417550/2013126 от 31.12.2013.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
В соответствии с положениями статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Отношения по перевозке грузов по железным дорогам Венгрия - Украина и Российская Федерация регулируются Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС).
Согласно § 1 статьи 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении на условиях названного СМГС производится перевозка грузов в прямом международном железнодорожном грузовом сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран, железные дороги которых участвуют в СМГС.
Венгрия, Украина и Российская Федерация являются участницами СМГС, следовательно, положения данного соглашения подлежат применению к спорным отношениям сторон.
Исковые требования в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 24608,08 руб., списанной на основании накопительных ведомостей N 301205, 301207 за время нахождения вагонов в зоне таможенного контроля правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В случае перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, применяются специальные условия перевозки с применением таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с главой 32 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС).
В соответствии со статьей 18 ТК ТС и статьей 66 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании в РФ) ОАО "РЖД" является таможенным перевозчиком (номер свидетельства о включении в Реестр таможенных перевозчиков 10000/0 ЮЗА).
В силу пункта 1 статьи 21 ТК ТС таможенный перевозчик обязан соблюдать условия и выполнять требования, установленные настоящим Кодексом, при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ТК ТС таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования. Таможенный транзит применяется при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
На основании статьи 216 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является представление транзитной декларации.
Согласно пункту 1 статьи 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен.
В силу статьи 225 ТК ТС при перевозке товаров, находящихся под таможенным контролем, на перевозчика возложена обязанность по завершению процедуры таможенного транзита. Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в течение времени, установленного технологическим процессом железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств-членов таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 237 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при перевозках товаров железнодорожным транспортом срок представления перевозчиком таможенному органу назначения транзитной декларации, а также имеющихся у него иных документов не может превышать 12 часов с момента прибытия транспортного средства в место доставки товаров. В целях исчисления сроков, установленных настоящей частью, учитываются часы рабочего времени таможенного органа.
Таким образом, обязанность оформления транзитной декларации возложена на перевозчика норами закона, и, несмотря на то, что п. 2.1.4. договора N 1835/043-09 установлена обязанность клиента по возмещению расходов дороги, связанных с оформлением транзитной декларации, обязанность внесения данных платежей не может быть возложена на грузополучателя. Оплата любой дополнительной услуги предполагает добровольно взятое на себя обязательство одной стороной оказать услугу, и соответственно обязанность другой стороны оплатить оказанную услугу. В рассматриваемом случае оформление перевозчиком транзитной декларации вытекает из требований закона и является обязательной процедурой, которая возложена на ОАО "РЖД", как на таможенного перевозчика и является необходимым условием исполнения обязанности перевозчика по договору перевозки и не может быть оценено как дополнительная услуга, требующая отдельной оплаты.
Отказывая в удовлетворении исковых требованиях в части взыскания платы за пользование вагонами в сумме 76990,39 руб., списанной по накопительным ведомостям N 301203, 301204, 301206, за время нахождения вагонов до момента выяснения надлежащего грузополучателя в связи с тем, что в перевозочных документах в графе N 5 "грузополучатель" указано: ИП Калайчев для ООО "Краун Корк Кубань", суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 УЖТ РФ железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 11 "б" договора N 60 от 04.04.2012 предусмотрено, что Клиент уплачивает Перевозчику плату за нахождение на местах общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, под грузовыми операциями в размере, установленном пунктом 6 Тарифного руководства N 2 для вагонов Перевозчика и в размере 50% ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 для вагонов, не принадлежащих Перевозчику.
На основании статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В настоящем споре между сторонами достигнуто соглашение о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя.
При заключении соглашения сторонами достигнуто соглашение о порядке определения (начисления) платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования: 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 Тарифного руководства N 2.
Суд исходит из наличия у железной дороги права на взимание с ответчика соответствующей платы. При этом Тарифное руководство N 2 использовалось истцом в целях определения размера платы как договорное условие.
Поскольку ОАО "РЖД" является субъектом естественной монополии, то ставки в договоре установлены не в произвольной сумме, а в размере, установленном п. 12 Тарифного руководства N 2.
Как уже было указано выше, основанием для составления актов общей формы послужила необходимость уточнения грузополучателя, указанного в графе 5 транспортных железнодорожных накладных.
Согласно § 7 статьи 7 СМГС получателем или отправителем груза может быть только одно физическое или юридическое лицо.
В соответствии с приложением 12.5 к СМГС "Пояснения по заполнению накладной СМГС" в графе 5 накладной "Получатель, почтовый адрес" указывается полное наименование получателя и его точный почтовый адрес. Получателем может быть только одно физическое или юридическое лицо. В случае необходимости отправитель может указать, что груз следует выдать на подъездном пути получателя.
В представленных в материалы дела железнодорожных накладных, в графе N 5 указаны два получателя: ИП Калайчев Б.Л. и ООО "Краун Корк Кубань".
Согласно § 1 статьи 12 СМГС отправитель несет ответственность за неправильность сведений и заявлений, указанных им в накладной, а также за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений.
Параграфом 2 статьи 12 СМГС железной дороге предоставлено право, но не обязанность производить проверку правильности сведений, указанных грузоотправителем в накладной.
Параграфом 1 статьи 13 СМГС определено, что под провозными платежами понимается плата за перевозку груза, проезд проводника, водителя автопоезда, дополнительные сборы и другие расходы, возникшие за период от приема груза к перевозке до его выдачи получателю.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 СМГС провозные платежи за перевозку по железным дорогам назначения взимаются с получателя на станции назначения или в соответствии с действующими на железных дорогах назначения внутренними правилами.
Абзацем 3 параграфа 5 статьи 15 СМГС предусмотрено, что железная дорога, которая производит расчет с отправителем или получателем, взыскивает недоборы или возвращает переборы в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.
Согласно статье 30 УЖТ РФ окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Суд первой инстанции правомерно указал, что из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что необходимость уточнения грузополучателя возникла по причине внесения отправителем некорректных сведений в перевозочные документы (накладные).
Приведенными выше нормами определена обязанность истца, являющегося грузополучателем, осуществить окончательные расчеты за перевозку.
Акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на путях общего пользования станции Тимашевская. Представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов в связи уточнением ОАО "РЖД" грузополучателя.
В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на путях общего пользования станции Тимашевская, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, акты подписаны представителем истца с разногласиями.
Заявитель жалобы указывает на то обстоятельство, что в акты не соответствуют Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 4.6. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, при задержке вагонов, независимо от их принадлежности, на железнодорожной станции в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, на каждый случай задержки составляется акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя, грузополучателя.
В акте указываются:
а) причина задержки в подаче вагонов;
б) количество всех задержанных вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования, а также их номера, дата и время прибытия на железнодорожную станцию;
в) время начала и окончания задержки вагонов;
г) другие сведения, предусмотренные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с данными нормами Правил в актах общей формы указана причина задержки "в ожидании телеграммы, подтверждающей грузополучателя", "в связи с тем, что в графе N 5 указано два грузополучателя", в актах также указаны номера вагонов, дата и время прибытия, время и дата начала и окончания задержки, т.е вся информация, указание которой предусмотрено нормативными актами, содержится в спорных актах общей формы.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику; указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Статьей 36 УЖТ РФ УЖТ РФ на грузополучателя возложенная обязанность принять прибывший в его адрес груз. В случае если исполнение обязанности по приему груза обусловлено выполнением каких-либо действий, грузополучатель обязан устранить обстоятельства, препятствующие приему груза. В рассматриваемом случае в результате некорректного указания грузоотправителем наименования грузополучателя (двух юридических лиц, вместо одного) у перевозчика отсутствовали основания для выдачи груза ответчику. В целях исполнения возложенной законом на грузополучателя обязанности принять груз именно истец, а не перевозчик должен был предпринять все необходимые меры для уточнения наименования грузополучателя и подтвердить любыми доступными ему методами и средствами, что именно он является надлежащим грузополучателем.
Истец действий не предпринял, следовательно, все время задержки, указанное в актах общей формы, должно быть оплачено, т.к. задержка спорных вагонов произошла именно в результате бездействия грузополучателя, т.е. по его вине.
В соответствии с § 7. ст. 21 СМГС если во время перевозки или выдачи груза по вине отправителя или получателя возникнут препятствия к его перевозке или выдаче, то железной дороге оплачиваются все расходы, понесенные ею из-за задержки перевозки или выдачи.
Согласно параграфу 1 ст. 12 СМГС отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений.
В соответствии с абзацем третьим параграфа 5 статьи 15 СМГС железная дорога, которая производит расчет с отправителем или получателем, взыскивает недоборы или возвращает переборы в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге.
В соответствии со ст. 30 УЖТ РФ окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Таким образом, необходимость уточнения грузополучателя возникла по причине внесения некорректных данных в перевозочные документы отправителем. Вместе с тем, как следует из вышеприведенных норм, окончательные расчеты за перевозку должны осуществляться с грузополучателем, который в последующем не лишен права взыскивать свои убытки с грузоотправителя, по вине которого они возникли.
Суд отклоняет доводы жалобы, касающиеся порядка уведомления как необоснованные в виду следующего.
Согласно п. 2 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС от 18.06.2003 N 29 (далее - Правила N 29) в соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия.
Передача уведомления одновременно регистрируется уполномоченным представителем перевозчика в книге уведомлений о прибытии грузов по установленной перевозчиком форме.
Факт уведомления истца о прибытии в его адрес спорных вагонов подтверждается отметкой об уведомлении проставленной на ж.д. накладных и копией книги уведомлений о прибытии груза формы ГУ-6ВЦ, формируемой системой ЭТРАН в электронном виде. В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучателе освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Закон связывает возникновение у перевозчика права начислять плату за пользование вагонами именно с моментом уведомления о прибытии грузов.
В соответствии с п. 1 Правил N 29 настоящие Правила применяются в отношении выдачи грузов при перевозках в международном сообщении, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.6 Инструкции по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках ОАО "РЖД", утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 01.03.2007 г. N 333р (далее - Инструкция N 333р) сведения о передаче грузополучателям и таможенному органу, в регионе деятельности которого находится станция назначения, уведомления о прибытии в их адрес грузов содержатся в книге уведомления о прибытии груза формы ГУ-6 ВЦ, формируемой системой ЭТРАН в электронном виде.
В соответствии со ст. 34 УЖТ РФ в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии. Закон связывает возникновение у перевозчика права начислять плату за пользование вагонами именно с моментом уведомления о прибытии грузов.
Уведомление о подаче вагонов, предусмотренное п. 4 договора N 60 подается после того как вагоны непосредственно подготовлены к подаче, в случае если отсутствуют обстоятельства препятствующие подаче. В рассматриваемом случае, препятствующие обстоятельства, явившиеся результатом неправильного оформления перевозочного документа, действовали в течение периода, указанного в актах, в результате чего спорные вагоны не планировались к подаче до момента закрытия актов общей формы, поэтому естественно, уведомление о подаче в даты прибытия вагонов, ответчику не направлялось. Уведомление о прибытии имеет иной порядок оформления, поэтому в распечатке телефонных звонков ответчик и не найдет уведомление о прибытии, а уведомление о подаче будет там гораздо позже, после того как закрыты акты общей формы, так как вагоны были поданы позже, чем закрыто время в актах. Временной промежуток после окончания времени, указанного в актах общей формы, не является спорным и в предмет доказывания по делу не входит. В любом случае уведомление о подаче не влечет за собой таких правовых последствий как уведомление о прибытии, поэтому юридически значимым является установление факта уведомления о прибытии.
Истец предоставил распечатку телефонных звонков с номера 89182399113, принадлежащего Даценко Д.В. для подтверждения своего утверждения, что перевозчик не уведомлял его о прибытии грузов.
Данная распечатка не опровергает факт уведомления о прибытии спорных вагонов, так истец необоснованно отождествляет и смешивает два разных уведомления о прибытии и о подаче.
В соответствии со ст. 34. УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Таким образом, нормами права предусмотрено два уведомления о прибытии вагонов и о готовности вагонов к подаче. При этом порядок уведомления о прибытии и документы, которыми оформляется уведомление о прибытии урегулированы законом в то время как порядок и оформление уведомления о подаче вагонов, устанавливаются в договоре.
В договоре N 60 в п. 4 урегулирован порядок уведомления о подаче и указан номер телефона, по которому передается данное уведомление. Уведомление о подаче передается в тот момент, когда партия вагонов сформирована и подготовлена к подаче. Спорные вагоны не планировались к подаче, до того момента пока не были закрыты акты общей формы, уведомление о подаче не подавалось.
Поэтому в детализации звонков с номера 8 918 239 9113 нет уведомления о подаче.
Факт составления актов с отнесением в них причины простоя на грузополучателя свидетельствуют о том, что перевозчик не брал на себя обязательство выяснять кто грузополучатель, а наоборот, лицо, в отношении которого составлен акт, исходя из принципа добросовестности сторон гражданских правоотношений должно было совершить действия для предотвращения, либо сокращения времени задержки вагонов.
Аргумент жалобы, касающийся применения коэффициента 3,159, необоснован.
Подпунктом в) пункта 11 установлено, что клиент (истец) уплачивает перевозчику плату за нахождении на ж.д. путях общего пользования вагонов, независимо от их принадлежности, в ожидании подачи под погрузку или выгрузку на места общего пользования по причинам, зависящим от клиента, в размерах установленных пунктами 11 или П Тарифного руководства N 2.
Согласно п. 12 Тарифного руководства N 2 в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 г. N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 Тарифного руководства.
Федеральная служба по тарифам, которой рассчитаны и утверждены ставки Тарифного руководства N 2, ежегодно устанавливает повышающие коэффициенты, с помощью которых ставки, рассчитанные в 2003 году, приводятся в соответствие с уровнем цен в текущем периоде. Так приказом ФСТ от 27.11.2012 N 301-т/1 на 2013 год утвержден повышающий коэффициент 3,159 к базовым ставкам тарифного руководства N2.
Спорная плата по своей сути является платой за использование инфраструктуры, т.е. путей общего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", а данная услуга отнесена Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 к услугам, цены на которые подлежат государственному регулированию. Именно поэтому стороны в договоре согласовали стоимость не в произвольной договорной сумме, а именно в размере, утвержденном государством (ФСТ РФ) и предусмотренном в п. 12 Тарифного руководства N 2, т.к. именно данный размер платы направлен на компенсацию затрат перевозчика по содержанию инфраструктуры.
ФСТ было разработано и утверждено Тарифное руководство N 2, и далее в письме МСН'2489/10 Федеральная служба по тарифам РФ указала, что в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка (принадлежащими перевозчику) при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а. в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
ФСТ РФ рассчитало конкретный размер ставок Таблицы N 9, 50 % от которых в 2003 году, на момент принятия Тарифного руководства, соответствовало затратам перевозчика на содержание инфраструктуры. Далее, ежегодно ФСТ РФ корректирует ставки Тарифных руководств с помощью коэффициентов индексации, и соответственно на период 2013 год установленная государством иена за услугу по предоставлению путей общего пользования составляет 50% от ставок Таблицы N 9 именно с учетом соответствующего коэффициента, т.к. ставки Таблицы N 9 без учетов коэффициентов являлись установленным государством размером оплаты за услугу по предоставлению путей общего пользования только в 2003 году.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В рассматриваемом случае цена на спорную услугу установлена государством, а именно: на 2003 год ФСТ РФ установило цену за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" в размере 50% от ставок таблицы N 9 тарифного руководства N 2, а на 2013 год данная цена складывается из 50 ставок таблицы N 9 и коэффициента 3,159. Т.е. взыскание платы за услугу по предоставлению путей общего пользования, оказанную в 2013 году по ставкам таблицы N 9 без учета коэффициента 3,159 является нарушением установленной государством цены. Таким образом, расчет платы без коэффициента будет являться нарушением установленной государством цены на услугу, размер оплаты за которую подлежит обязательному государственному регулированию.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на истца в порядке и размерах, установленных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.03.2015 по делу N А53-175/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке и по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 229, частью 4 статьи 228 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-175/2015
Истец: Калайчев Бранислав Лазаревич
Ответчик: ОАО "РЖД" Северо-Кавказская железная дорога СК ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги"