Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 апреля 2015 г. N 04АП-3495/14
г. Чита |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А78-11488/2013 |
Резолютивная часть определения объявлена 27 апреля 2015 года.
Полный текст определения изготовлен 28 апреля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Даровских К.Н., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сукач Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.02.2015 по делу N А78-11488/2013 по иску индивидуального предпринимателя Бобохоликова Кобила Киргизбоевича (ОГРНИП 304753634200161, г. Чита) к федеральному казённому учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (ОГРН 1105015001167 ИНН 7536115616, юридический адрес: г. Чита, ул. Бутина, 33), администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, г. Чита, ул. Бутина, 39) и Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284 ИНН 7536031229, юридический адрес: г. Москва, ул. Знаменка, 19) о взыскании солидарно с ответчиков 17 967,40 основного долга и 453,60 руб. неустойки, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037550010519 ИНН 7536029036; г. Чита, ул. Ленинградская, 100), муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 19" (ОГРН 1137536001525 ИНН 7536133848; г. Чита, ул. Евгения Гаюсана, 32Б пом. 1), (суд первой инстанции: судья Якимов А.А.), при участии в судебном заседании: от федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю": Яшина Е.В. (доверенность от 10.10.2014);
установил:
индивидуальный предприниматель Бобохоликов Кобил Киргизбоевич обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" и администрации городского округа "Город Чита" о взыскании солидарно с ответчиков 17 967,40 руб. - основного долга по договору поставки от 09.01.2013, подписанного между истцом и детским садом N 4 (в/ч N 38151), 453,60 руб. - договорной неустойки за период с 28.02.2013 по 12.12.2013.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 24.03.2014 удовлетворено ходатайство индивидуального предпринимателя о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерства обороны Российской Федерации. Указанное лицо исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06.06.2014, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014, иск удовлетворен частично. С Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца взыскано 17 967,40 руб. В удовлетворении остальной части иска и в части требований к учреждению и администрации отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.11.2014 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 16.12.2014 третьими лицами по делу привлечены Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 19".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 12.02.2015 с Министерства обороны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Бобохоликова Кобила Киргизбоевича взыскано 17 967,40 руб. основного долга. В остальной части иска к Министерству обороны Российской Федерации отказано. В удовлетворении иска к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" и Администрации городского округа "Город Чита" отказано.
Министерство обороны Российской Федерации, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить.
Представитель федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержала. Вопрос о восстановлении срока на апелляционное обжалование оставила на усмотрение суда.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, что подтверждается почтовыми уведомлениями и сведениями сайта Почты России. Кроме того, они ранее извещались и участвовали в судебных заседаниях по данному делу, соответственно были осведомлены о начавшемся процессе. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 2 части 4 статьи 123, пунктом 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по апелляционной жалобе, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обжалуемое решение принято судом первой инстанции 12 февраля 2015 года, опубликовано в сети Интернет 13.02.2015, следовательно, согласно правилам исчисления процессуальных сроков, установленным статьей 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, последний день подачи апелляционной жалобы на названное решение суда приходится на 12.03.2015.
Апелляционная жалоба подана заявителем в Арбитражный суд Забайкальского края посредством электронной почты 16.03.2015, что подтверждается штампом Арбитражного суда Забайкальского края на апелляционной жалобе, то есть за пределами установленного законом срока.
Министерством обороны Российской Федерации заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы, мотивированное тем, что все поступающие из судов в Министерство обороны Российской Федерации документы по судебным делам направляются в Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации". Документы по настоящему делу не были получены, что воспрепятствовало направлению возражений и обжалованию в предусмотренный законодательством срок.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в силу части 2 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции восстанавливает срок на подачу апелляционной жалобы, если признает причины пропуска уважительными.
Для лиц, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве, уважительными могут быть признаны, в частности, причины, связанные с отсутствием у них по обстоятельствам, не зависящим от этих лиц, сведений об обжалуемом судебном акте. Не могут, как правило, рассматриваться в качестве уважительных причин необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче апелляционной жалобы, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица, обратившегося с апелляционной жалобой.
В пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" указано, что при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы арбитражному суду следует оценивать обоснованность доводов лица, настаивающего на таком восстановлении, в целях предотвращения злоупотреблений при обжаловании судебных актов и учитывать, что необоснованное восстановление пропущенного процессуального срока может привести к нарушению принципа правовой определенности и соответствующих процессуальных гарантий.
При решении вопроса о восстановлении процессуального срока судам следует соблюдать баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство, предполагающим вынесение законного и обоснованного судебного решения, с тем чтобы восстановление пропущенного срока могло иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права.
В соответствии с частью 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истек предусмотренный статьей 259 настоящего Кодекса предельный допустимый срок для восстановления.
Указанная заявителем причина не может быть признана уважительной.
Установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срок для апелляционного обжалования является законной гарантией реализации права на судебную защиту и иных лиц, участвующих в деле, а не только лица, обращающегося в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В данном случае Министерство обороны Российской Федерации пропустило срок на апелляционное обжалование решения в отсутствие объективных причин.
Других обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска процессуального срока, заявитель жалобы не привел.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации, считает необходимым производство по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.02.2015 по делу N А78-11488/2013 прекратить.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185, 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Производство по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 12.02.2015, принятое по делу N А78-11488/2013, прекратить.
2. Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11488/2013
Истец: ИП Бобохоликов Кобил Киргизбоевич
Ответчик: Администрация городского округа "Город Чита", ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства Обороны РФ по Забайкальскому краю"
Третье лицо: Министерство обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3584/15
28.04.2015 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3495/14
12.02.2015 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11488/13
17.11.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5067/14
15.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3495/14
06.06.2014 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-11488/13