г. Томск |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А27-24130/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2015 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Колупаевой Л.А., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гейнц А.В. по доверенности от 10.06.2014 г. (до 30.06.2015 г.)
от заинтересованного лица: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 18 февраля 2015 года по делу N А27-24130/2014 (судья Новожилова И.А.)
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть", г. Москва (ОГРН 1027739276311, ИНН 7717036797)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области, г.Прокопьевск (ОГРН 1024201886323, ИНН 4223030729)
о признании недействительным решения от 30.09.2014 N 052/021/25-2014; об обязании вернуть выплаченные суммы
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Военизированная горноспасательная часть" (далее - ФГУП "ВГСЧ", заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области (далее - УПФР, Учреждение) о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.09.2014 N 052/021/25-2014, об обязании вернуть выплаченные суммы недоимки в размере 476 926,13 рублей, штрафа в сумме 742 227,88 рублей и пени в сумме 58 943,80 рублей (дело N А27-24130/2014); о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении от 30.09.2014 N 052/021/1-2014 и об обязании вернуть излишне выплаченные суммы недоимки в размере 154 145,47 рублей, штрафа в сумме 30 829,09 рублей и пени в сумме 14 312,34 рублей (дело NА27-24129/2014).
Определением от 23.01.2015 по делу N А27-24129/2014 суд объединил дело NА27-24129/2014 и дело N А27-24130/2014 в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен номер А27-24130/2014.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 февраля 2015 года требования Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" удовлетворены, признаны недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области от 30.09.2014 N 052/021/25-2014, от 30.09.2014 N052/021/1-2014; с возложением на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области обязанности возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Военизированная горноспасательная часть" недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 476 926,13 рублей, штрафа в сумме 742 227,88 рублей и пени в сумме 58 943,80 рублей; недоимку по страховым взносам на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 154 145,47 рублей, штрафа в сумме 30 829,09 рублей и пени в сумме 14 312,34 рублей, в течение 10-дней с момента вступления судебного акта в законную силу; с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Рудничном районе города Прокопьевска Кемеровской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Военизированная горноспасательная часть" взыскано 4 000 (четыре тысячи) рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом УПФР в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, денежная компенсация стоимости питания при дежурстве работников ФГУП "ВГЧС" не являющихся спасателями, не подпадает под действие подпункта 2 части 1 статьи 9 Федерального Закона N 212-ФЗ, суммы, начисленных работникам выплат, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным Законом N 212-ФЗ на общих основаниях; представление неполных (недостоверных) сведений влечет ответственность по части 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований заявителя отказать.
ФГУП "ВГСЧ" в представленном отзыве, доводы которого поддержаны представителем в суде апелляционной инстанции, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя УПФР при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, УПФР проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования; достоверности показателей, отраженных в индивидуальных сведениях о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц, сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов ФГУП "ВГСЧ" (филиал "Прокопьевский военизированный горноспасательный отряд").
По результатам проверки составлен акт от 01.09.2014 N 052/021/25-2014 и принято решение от 30.09.2014 N 052/021/25-2014 о привлечении ФГУП "ВГСЧ" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее- Закон N212-ФЗ) за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа, в сумме 95 385,22 рублей; к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 646 842,66 рублей; также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 476 926,13 рублей и начисленные пени в общей сумме 32 801,88 рублей.
По результатам рассмотрения акта проверки от 01.09.2014 N 052/021/1-2014, принято решение от 30.09.2014 N 052/021/1-2014 о привлечении ФГУП "ВГСЧ" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N212-ФЗ в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа, в сумме 30 829,09 рублей; предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в общей сумме 154 145,47 рублей и начисленные пени в общей сумме 1 109,59 рублей.
Полагая, что решения УПФР от 30.09.2014 N 052/021/25-2014, от 30.09.2014 N 052/021/1-2014 не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы ФГУП "ВГСЧ", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Основанием для доначисления страховых взносов по решениям от 30.09.2014 N 052/021/25-2014, N 052/021/1-2014 явилось не включение Предприятием в базу для начисления страховых взносов компенсации питания при дежурстве работников.
Удовлетворяя заявленные ФГУП "ВГСЧ", суд первой инстанции, руководствуясь положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N167-ФЗ); статьями 8, 9 Федерального закона N212-ФЗ; пунктом 5 статьи 25 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N151-ФЗ); Уставом ФГУП "ВГЧС", Положением о военизированных горноспасательных частях, находящихся в введении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 г. N1007, далее - Положение), учитывая, что денежная компенсация при отсутствии организованного питания является выплатой спасателям денежных средств взамен предоставления (в натуре) бесплатного питания, гарантированного им государством, пришел к выводу о том, что у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для начисления ФГУП "ВГЧС" недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации, соответствующих сумм пени и штрафа; в части расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, исходил из того, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ такие расходы не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов; признав правомерным не включение страхователем в облагаемую базу денежной компенсации представленной взамен бесплатного питания, расходов по обязательному социальному страхованию, указал на отсутствие у страхователя обязанности по представлению сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по произведенным выплатам.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда первой инстанции, исходит из положений норм материального права, изложенных в судебном акте, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Пунктом 5 статьи 25 Закона N 151-ФЗ и пунктом 19 Положения о военизированных горноспасательных частях, находящихся в введении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий определено право спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований на обеспечение питанием при несении дежурств с оплатой расходов за счет средств, выделяемых на содержание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований; при отсутствии организованного питания выплачивается денежная компенсация. Нормы обеспечения питанием, а также порядок расчета компенсации утверждаются руководителем военизированной горноспасательной части.
Приказом от 14.05.2012 N 339 (с изменениями) ФГУП "ВГСЧ" во исполнение указанного Положения были утверждены нормы обеспечения питанием и порядок расчета денежной компенсации своим работникам.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, Устав ФГУП "ВГЧС", последнее создано в соответствии с Приказом Министерства металлургии от 25.10.1989 N 291 и находится в ведении Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что военизированные горноспасательные части (ВГСЧ) полностью соответствует определению аварийно-спасательного формирования, данному в статье 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно - спасательных службах и статусе спасателей".
Таким образом, денежная компенсация стоимости питания, выплачиваемая аттестованным спасателям профессиональных поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, не подлежит обложению страховыми взносами на основании подпункта "в" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Доводы УПФР о том, что денежная компенсация питания при дежурстве работников ФГУП "ВГЧС" не являющихся спасателями, не подпадает под подп. "б" части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, отклоняется за необоснованностью, доказательств того, что такая денежная компенсация выплачивалась не спасателям УПФР не представлено; в решении УПФР данные обстоятельства также не отражены; основанием для включения в базу для начисления страховых взносов денежной компенсации стоимости питания при дежурстве работников, начисленной за период с 16.06.2013 г. по 31.12.2013 г. УПФР указывает на не соответствие требованиям пункта 5 статьи 25 Закона N 151-ФЗ, статье 9 Закона N 212-ФЗ, то есть, УФПР установлено, что денежная компенсация выплачивались при дежурстве работников, при этом, факт не отнесения которых к категории спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований, УПФР не устанавливался.
Исходя из положений статей 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности не являются в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов; кроме того, наличие сведений из органов Фонда социального страхования Российской Федерации не освобождает Пенсионный фонд от доказывания оснований для включения в базу, облагаемую страховыми взносами, выплаченных физическим лицам сумм, в связи с чем, удовлетворил заявленные требования в обжалуемой части.
Ссылка УПФР на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.08.2014 г. N 30-ЭС14-253, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку выраженная в данном Определении правовая позиция относится к выплатам, произведенным страхователем с нарушением требований законодательства в части неверного определения среднего дневного заработка при расчете пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в результате указанной ошибки Фонд излишне возместил страхователю расходы, применительно к настоящему делу таких обстоятельств не установлено.
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, как правомерно указал суд первой инстанции, не имеется.
В то же время, обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ у Пенсионного Фонда не имелось.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию УПФР, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, в связи с чем, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта в соответствии с частями 3, 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба УПФР удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 февраля 2015 года по делу N А27-24130/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-24130/2014
Истец: ФГУП "Военизированная горноспасательная, аварийно-спасательная часть"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Рудничном районе г. Прокопьевска Кемеровской области