г. Воронеж |
|
16 октября 2006 г. |
N А64-2860/03-15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.10.2006 г.
Полный текст постановления изготовлен 16.10.2006 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Степановой Н.Т.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания Белоусовой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" и ИФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.04.2006 года по делу N А64-2860/03-15 (судья Баханькова Т.В.) по заявлению ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" к ИФНС России по г. Тамбову о признании частично недействительным ее решения N 06-27/1138 ДСП от 10.06.2003 г.,
при участии:
от налогового органа: Бич В.С., ведущего специалиста юридического отдела, доверенность N 05-24 от 30.12.2005 г., удостоверение УР N 169873 выдано 28.10.2005 г.,
от налогоплательщика: не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
УСТАНОВИЛ:
ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Тамбову от 10.06.2003 г. N 06-27/1183ДСП в части п.п. а, б, в, г, д, е, ж, з п. 1 в общей сумме 120521 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 100586 руб., пени за его неуплату в сумме 24387 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 08.10.2003 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС России по г. Тамбову в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 20117 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ - в сумме 98222 руб., по п. 1 ст. 119 НК РФ - в сумме 1431 руб., всего - 119770 руб.; в части взыскания недоимки по налогу на добавленную стоимость - в сумме 100586 руб., пени по налогу на добавленную стоимость - в сумме 24399 руб.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тамбовской области от 03.02.2004 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.05.2005 г. решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2004 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тамбовской области от 29.03.2005 г. решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 09.06.2005 г. решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.04.2006 г. заявленные требования удовлетворены частично. Решение ИФНС России по г. Тамбову признано недействительным в части привлечения ГУ "ОКС УВД Тамбовской области" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, п.п. 1 и 2 ст. 119 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 120171 руб., в части начисления НДС в сумме 2300 руб. и пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 24387 руб.
В удовлетворении остальной части требования отказано.
ИФНС России по г. Тамбову и ГУ "ОКС УВД Тамбовской области" не согласились с данным решением и обратились с апелляционными жалобами, в которых ставят вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии по делу нового судебного акта.
В судебное заседание не явились представители ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области", которое извещено о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие ГУ "ОКС УВД Тамбовской области".
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебном заседании 02.10.2006 года объявлялся перерыв до 09.10.2006 года (07.10, 08.10 - выходные нерабочие дни).
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителя налоговой инспекции, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Тамбову проведена выездная налоговая проверка ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2000 г. по 14.04.2003 г., которой установлено, что в 2001 г. - 1 кв. 2003 г. учреждение, не являясь плательщиком налога на добавленную стоимость согласно п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, производило передачу товарно-материальных ценностей сторонней организации в счет взаимозачетов по счетам-фактурам с выделением суммы налога на добавленную стоимость, однако не исчислило и не уплатило в бюджет сумму налога, как это предусмотрено п. 5 ст. 173 НК РФ, а также не представило налоговых деклараций.
Кроме того, проверкой установлены факты несвоевременного перечисления в бюджет сумм удержанного налога на доходы физических лиц; непредставление расчетов по единому социальному налогу и страховым взносам за 2001 - 2003 гг.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2003 г. и принято решение от 10.06.2003 г. N 06-27/1183ДСП о привлечении ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 20117 руб.; п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ - за непредставление деклараций по НДС в виде штрафа в общей сумме 99754 руб.; п. 1 ст. 119 НК РФ - за непредставление в установленный срок налоговым агентом декларации по страховым взносам и расчетов по единому социальному налогу в виде штрафа в сумме 300 руб.; п. 1 ст. 126 НК РФ - за непредставление в установленный срок расчетов по единому социальному налогу в виде штрафа в сумме 350 руб., а также учреждению предложено уплатить в бюджет 100586 руб. налога на добавленную стоимость, 24387 руб. пени за его неуплату и 12 руб. пени за несвоевременную уплату подоходного налога.
Частично не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции с учетом указаний ФАС ЦО, изложенных в Постановлении от 09.06.2005 года пришел к правильному выводу о том, что ГУ "Отдел капитального строительства" УВД Тамбовской области на основании п. 3.1 Устава входит в систему УВД и является единым заказчиком всех государственных капитальных вложений, выделяемых УКС МВД России для финансирования строительства, а также капвложений из внебюджетных источников и иных поступлений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В связи с этим, передача указанным учреждением товарно-материальных ценностей сторонней организации не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в силу пп. 4 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.
Таким образом, ГУ "Отдел капитального строительства" УВД Тамбовской области не является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в отношении спорных операций.
Указанное также признано налоговым органом и отражено в оспариваемом решении.
Суд кассационной инстанции также указал на то, что порядок исчисления налога на добавленную стоимость лицами, являющимися и не являющимися налогоплательщиками, различен.
Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции были определены два случая, в которых при выставлении покупателю счетов-фактур с выделением суммы НДС, сумма налога подлежала исчислению и уплате в бюджет:
1) налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 Кодекса;
2) налогоплательщиками, применяющие освобождение от налогообложения операций, предусмотренных ст.149 Кодекса.
Положения указанного пункта на лиц, не являющихся налогоплательщиками не распространялись.
Федеральным законом от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в указанный пункт внесены изменения и он изложен в новой редакции.
Так, частности, в соответствии с п.п.1 п. 5 ст. 173 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость возлагается на лиц, не являющихся налогоплательщиками по данному налогу в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением сумы налога.
Отклоняя доводы ГУ "Отдел капитального строительства" УВД Тамбовской области о том, что указанные изменения вступили в силу с 01.07.2002 года, суд первой инстанции обоснованно сослался на ст.16 Федерального закона от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ, согласно которой данный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования, а изменение, внесенное в п.5 ст.173 распространяется на отношения, возникшие с 1.01.2002 года.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 г. N 11670/05
Таким образом, с 01.01.2002 г. у ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" возникла обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС, по счетам-фактурам, выставленным с выделением суммы налога на добавленную стоимость.
Удовлетворяя требования ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" о признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части доначисления НДС за период с 01.01.2001 г. по 16.07.2001 г. в сумме 2300 руб. суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Начисление НДС в сумме 2300 руб. произведено на основании счетов-фактур N 4 от 12.03.2001 г., N 5 от 26.03.2001 г., N 6 от 12.04.2001 г., N 20 от 20. В указанных счетах-фактурах поставщиком указан ОКС УВД Тамбовской области.
В материалах дела имеется свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 23.09.2002 г., согласно которого ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" зарегистрирован отделом регистрации - регистрационной палатой Мэрии г. Тамбова 16.07.2001 г.
В нарушение ст.ст. 65 и 200 АПК РФ налоговым органом не представлено доказательств того, что ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" является правопреемником структурного подразделения УВД Тамбовской области - отдела капитального строительства, в связи с чем, суд первой инстанции правильно признал неправомерным возложение обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС по указанным счетам-фактурам на ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области".
Поскольку судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено налоговым органом, что ГУ "ОКС УВД Тамбовской области", в силу п.п. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ, в проверяемом периоде не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость, суд первой инстанции сделал правильный вывод о необоснованности привлечения учреждения к налоговой ответственности, предусмотренной ст.ст. 119, 122 НК РФ, поскольку ответственность, установленная указанными статьями применима к налогоплательщикам.
Также с учетом положений ст.75 НК РФ, в которой отсутствует указания, что она применима к лицам, не являющимся налогоплательщиками и выставившим счета-фактуры с выделенной суммой НДС, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о неправомерном начислении пени за несвоевременное неперечисление в бюджет сумм налога, указанного в выставленных счетах-фактурах.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" в части привлечения его к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за непредставление декларации за 2002 г. и расчета за 1-й кв.2003 г. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Обязанность страхователя представлять декларацию по страховым взносам, а также ежеквартальные расчеты в налоговый орган установлена ст. 24 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не предусматривает возможность применения норм НК РФ об ответственности налогоплательщиков к субъектам обязательного пенсионного страхования.
Также обоснованно суд первой инстанции удовлетворил требования ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" в части привлечения его к налоговой ответственности по п.1 ст.119 НК РФ за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 1-й кв.2003 года, поскольку ст.119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации, которая применительно к данному налогу подлежит представлению по итогам налогового периода (календарный год).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.04.2006 г. по делу N А64-2860/03-15 следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" и ИФНС России по г. Тамбову без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В связи с тем, что налоговый орган освобожден от уплаты госпошлины, государственная пошлина в силу ч. 3 ст. 110 АПК РФ не подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 27.04.2006 г. по делу N А64-2860/03-15 оставить без изменения, а апелляционные жалобы ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области" и ИФНС России по г. Тамбову без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
В.А.Скрынников |
Судьи |
Н.Т.Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2860/2003
Истец: ГУ "Отдел капитального строительства УВД Тамбовской области"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Тамбову
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2006 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1620/06