г. Москва |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А40-173534/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФАС России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2015 по делу N А40-173534/14 принятое судьей Кузиным М.М. (шифр судьи: 149-1415)
по заявлению ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" (ОГРН 1027700043502, 117997, Москва, Софийская наб., д. 26/1)
к ФАС России (125993, Москва, ул. Садовая Кудринская, д. 11)
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Гремза Н.Ю. по доверенности от 10.12.2014; |
от ответчика: |
Коньков К.П. по доверенности от 17.12.2014; Абакумова Ю.И. по доверенности от 29.09.2014; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г.Москвы обратилось ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2014 г. по делу об административном правонарушении N 4-19.8-383/00-02-14 о привлечении Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
Решением суда от 09.02.2015 признано незаконным и отменено полностью постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.09.2014 г. по делу об административном правонарушении N 4-19.8-383/00-02-14 о привлечении Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ. При этом суд исходил из того, что ФАС не доказано наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, а в силу п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения исключает производство по административному делу.
С решением суда не согласился ответчик - ФАС России и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и другими материалами.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении подано заявителем в Арбитражный суд г. Москвы с соблюдением десятидневного срока, установленного ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, согласно запросу ФАС России ОАО "НК "Роснефть" надлежало не позднее 10.07.2014 представить в ФАС России информацию об объемах фактически произведенных нефтепродуктов за II квартал 2014 года. Запрос был получен ОАО "НК "Роснефть" 03.03.2014.
ФАС России установил, что ОАО "НК "Роснефть" допустило нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, так как запрашиваемая информация поступила в ФАС России только 16.07.2014 письмом ОАО "НК "Роснефть" от 15.07.2014 N ЛК-6887. Кроме того, представленная ОАО "НК "Роснефть" информация не соответствует требуемой форме и не содержит необходимых данных, указанных в запросе ФАС России. В частности: отсутствуют данные по плану производства моторных топлив и по наличию недопроизводства/запаса производства (разница между фактическим объемом производства и плановым) за отчетный квартал, отсутствуют данные по производству высокооктанового автомобильного бензина с октановым числом 92 и более и дизельного топлива межсезонного, а также не представлены данные об объемах фактически произведенных ОАО "НК "Роснефть" нефтепродуктов по принадлежащим ОАО "НК "Роснефть" нефтеперерабатывающим предприятиям. Ответственность за указанные нарушения предусмотрена ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
05 августа 2014 г. заместителем начальника Управления контроля топливно-энергетического комплекса ФАС составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.8-383/00-02-14 по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.
Постановлением от 22.09.2014 г. N 4-19.8-383/00-02-14 ОАО "НК "Роснефть" привлечено к административной ответственности на основании ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии с частью 5 ст. 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Согласно материалам дела, ОАО "НК "Роснефть" надлежало не позднее 10.07.2014 представить в ФАС России информации об объемах фактически произведенных нефтепродуктов за II квартал 2014 года.
Вместе с тем как правильно установлено судом первой инстанции запрос ФАС от 21.02.2014 г. N АГ/6152/14 не отвечает критериям мотивированности в части истребуемой и не представленной заявителем информации, в связи с чем привлечение заявителя к ответственности за непредставление данной информации незаконно.
Процессуальным поводом истребования информации по запросу являются Протоколы совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 08.07.2011 N ВП-П9-35пр, и от 13.06.2012 N ДМ-П9-7 и четырехсторонние соглашения, заключенные с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом.
При этом в указанных Протоколах не содержатся сведения относительно информации, подлежащей истребованию у ОАО "НК "Роснефть".
Согласно условиям четырехсторонних соглашений, заключенных ОАО "НК "Роснефть" и ОАО "ТНК-BP Менеджмент" с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом, ОАО "НК "Роснефть" обязано: 1) реализовывать инвестиционные -программы (согласно перечню объектов, срокам реализации, объемам выпуска нефтепродуктов в соответствии с Приложением, являющимся неотъемлемой частью данного Соглашения), направленные на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, предусматривающие поэтапный переход на производство более качественных видов нефтепродуктов; 2) обеспечить начиная с 2015 года производство светлых нефтепродуктов в объеме, составляющем не менее 20% от объема добытой ОАО "НК "Роснефть" в России нефти, и поставку их на внутренний рынок, обеспечив устойчивое, не допускающее перерывов предложение нефтепродуктов на рынке России в соответствии со складывающимся уровнем спроса.
В отдельных приложениях к соглашениям содержатся планы по модернизации НПЗ и планы по производству моторных топлив в 2011-2020 гг. При этом в приложениях данные содержатся с разбивкой только по годам, без квартального деления (за исключением 2011 года применительно к объемам производства моторных топлив). При этом в приложении к четырехсторонним соглашениям "Производство моторных топлив в 2011-2020 гг." указываются данные по Компании в целом без разбивки по отдельным НПЗ в отличие от другого приложения к четырехсторонним "Планы по модернизации НПЗ", где приведены показатели по каждому НПЗ в отдельности.
Таким образом, четырехсторонние соглашения, устанавливающие обязательства заявителя по объемам производства в разрезе по годам и по Компании в целом, не предусматривают обязанности по ежеквартальному планированию указанных объемов и разбивку по отдельным НПЗ, в том числе с целью предоставления данных в ФАС России.
Из запроса ФАС России следует, что требуется представить информацию об объемах фактически произведенных нефтепродуктов (т.1 л.д.23), о планируемых объемах в запросе не указывается.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что запрос о предоставлении информации в части сведений о планируемых (а не фактически произведенных) объемах производства нефтепродуктов поквартально в размере каждого НПЗ является немотивированным, требования части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции о мотивированности запроса антимонопольным органом не соблюдены.
Кроме того, в действиях ОАО "НК "Роснефть" отсутствует вина в непредставлении запрашиваемой информации в установленный в запросе срок.
Из пояснений заявителя следует, что ОАО "НК "Роснефть" перерабатывает нефть по схеме процессинга на НПЗ, операторами, которых выступают дочерние общества Компании. В этой связи данные, запрошенные ФАС России, требуют отдельного сбора по НПЗ. В частности, согласно локальным нормативным актам ОАО "НК "Роснефть", соответствующим законодательству Российской Федерации, соответствующая информация формируется в ОАО "НК "Роснефть" до 7-го включительно числа месяца следующего за отчетным месяцем (Приложение N 1 к Положению "График документооборота ОАО "НК "Роснефть" для обеспечения учетной функции", утвержденному приказом ОАО "НК "Роснефть" от 27.12.2013 N 667), и, следовательно, становится доступной начиная с 8-го числа месяца следующего за отчетным месяцем и поскольку ОАО "НК "Роснефть" является крупнейшей нефтяной компанией России, перерабатывающей нефть на более десяти НПЗ в России, то сбор, обработка, сведение и проверка требуют создания отдельной дополнительной учетной функции.
При этом обязанность заявителя по осуществлению такой функции не предусмотрена ни законодательством, ни четырехсторонними соглашениями.
В соответствии с ч.2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
В соответствии с ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ч. 5.1. ст. 211, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2015 по делу N А40-173534/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-173534/2014
Истец: ОАО "Нефтяная компания "Роснефть"
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России