г. Саратов |
|
28 апреля 2015 г. |
Дело N А06-10709/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" - Тулегенова О.Ш.- представитель по доверенности от 12.01.2015,
от общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" - Тимошкин И.М. - представитель по доверенности от 18.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 февраля 2015 года по делу N А06-10709/2014 (судья С.Ю. Чижова),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (ОГРН 1113023001497, ИНН 3023001983)
к закрытому акционерному обществу "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" (ОГРН 1073019000592 ИНН 3009014941)
об обязании заключить договор на оказание услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 классов опасности на условиях редакции договора N 146 от 10.10.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к закрытому акционерному обществу "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" (далее - ответчик) об обязании заключить договор на условиях договора N 146 от 10.10.2014 в редакции направленной ответчиком, исключив пункт 5.8 с приложением N 1, а также пункт 6.1 изложить в следующей редакции: "Настоящий договор вступает в силу с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, распространяется на правоотношения сторон с 1 января 2015 года и действует по 31 декабря 2018 года". Истец также указал, что пункт 5.1. согласован сторонами.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены частично: суд обязал закрытое акционерное общество "Астраханский Промышленно-Экологический комплекс" в течение трех дней с момента вступления решения суда по настоящему делу, заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" договор о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности на следующих условиях:
"1. Предмет Договора.
1.1. Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги по утилизации (захоронению) и сортировке твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности, а "Заказчик" оплатить эти услуги.
1.2.Исполнитель оказывает услуги по сортировке и захоронению отходов на объектах Главного центра управления отходами, в составе:
- мусоросортировочного комплекса (адресный ориентир: Астраханская область. Наримановский район, в 3,7 км севернее п. Тинаки 2, в 8,5 км северо-западнее с. Солянка);
- полигона по захоронению брикетированных отходов (адресный ориентир: Астраханская обл., Наримановский район, в 5 км западнее с. Рассвет, в 10,5 км южнее с. Волжское), по месту их нахождения, за исключением случаев, когда оказание услуг с использование объектов Главного центра технологически невозможно, в этом случае об изменении места приема отходов Заказчик уведомляет через СМИ и (или) через официальный сайт исполнителя в сети Интернет (www.astrakhan-pek.ru) не позднее, чем за 3 (три) календарных дня до даты начала эксплуатации иного места приема отходов.
Прием отходов производится по месту нахождения мусоросортировочного комплекса (далее "МСК"). работающего по технологии предварительной сортировки отходов перед их захоронением. Утилизация (захоронение) отходов производится Исполнителем собственными силами и средствами либо с привлечением третьих лиц на полигоне по захоронению брикетированных отходов.
1.3 Право собственности на отходы, которые в дальнейшем могут быть отсортированы Исполнителем, переходит к Исполнителю в порядке ст. 236 ГК РФ.
В случае правопритязаний на отсортированные отходы со стороны Заказчика, Заказчик при сдаче отходов обязан инвентаризировать отходы и передать отходы по акту приема-передачи отходов.
1.4. Исполнитель оказывает услуги по настоящему договору на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выдана Федеральной службой по надзору в сфере природопользования серия 30 номер 00064, срок действия бессрочно.
2. Обязанности "Заказчика".
2.1. Предоставлять Исполнителю при заключении договора перечень вывозимых отходов с указанием класса опасности, планируемых объемов, копий паспортов отходов.
2.2. Доставлять отходы по месту нахождения мусоросортировочного комплекса, указанному в п. 1.2. настоящего договора, либо иного места приема, в случае, предусмотренном п.1.2.
2.3. При отсутствии технологической возможности оказать услуги по настоящему договору на объектах Главного центра (в т.ч. отходы, не подлежащие брикетированию) Заказчик вывозит такие отходы на полигон по обезвреживанию ТБО для захоронения без сортировки.
2.4. Выгружать отходы в пункте приема (МСК либо ином пункте) или в местах, указанных Исполнителем (работниками полигона, МСК).
2.5. Соблюдать правила, установленные на полигоне ТБО и на МСК, в том числе, технологию (регламент) захоронения, сортировки отходов, правила разгрузки транспорта, режим работы полигона ТБО и МСК, иные.
2.6.Получать у Исполнителя талоны на прием и захоронение, сортировку отходов. На талоне Заказчик ставит свою печать (штамп), марку и номер автомашины, дату вывоза, объем ввозимых отходов. Без предъявления талона, оформленного надлежащим образом, въезд машины на пункт приема отходов запрещен.
2.7. Получать у Исполнителя счет-фактуру и акт оказанных услуг после 5-го числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.
2.8. За свой счет нести расходы на внесение платежей за негативное воздействие на окружающего среду.
2.9. Доставлять своими силами и средствами отходы согласно представленному перечню на полигон ТБО, МСК в количестве, соответствующем предъявляемым талонам. Производить разгрузку спецтранспорта собственными силами с привлечением лиц, неукоснительно исполнять указания работников полигона.
2.10. При транспортировке отходов кузов машины накрывать сеткой или брезентом. Доставка отходов на пункт приема отходов производится Заказчиком с использованием спецтранспорта и при наличии паспортов отходов на транспортируемые отходы.
2.11. При сдаче талонов на полигон ТБО получать у контролера контрольный талон.
3. Обязанности "Исполнителя"
3.1.Обеспечивать прием, сортировку отходов (на мусоросортировочном комплексе или ином пункте приема отходов) и захоронение брикетированных отходов (на полигоне брикетированных отходов по адресу: Астраханская область, с. Рассвет).
3.2.Принимать отходы в соответствии с графиком работы полигона ТБО, МСК. График работы полигона, МСК доводится до сведения Заказчика путем размещения информации на стенде коммерческого отдела офиса Исполнителя, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Рождественского, д. 4, 1 этаж, а также на официальном сайте Исполнителя в сети Интернет www.astrakhan-pek.ru.
При наличии производственной необходимости график работы может быть изменен Исполнителем в одностороннем порядке с предварительным уведомлением Заказчика не позднее, чем за 14 (четырнадцать) календарных дней в порядке, определенном настоящим пунктом договора.
В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, под которыми понимается в том числе, но, не исключительно, поломка, ремонт оборудования, пожар, наводнение, иные обстоятельства и события, препятствующие оказанию услуг, Исполнитель вправе изменять график работы без предварительного уведомления Заказчика. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств Исполнитель освобождается от ответственности за возможные убытки Заказчика.
В случае, если форс-мажорные обстоятельства длятся более, чем 7 (семь) рабочих дней, по соглашению сторон договора могут быть приняты для захоронения на полигоне ТБО.
3.3. Выдавать Заказчику проштампованные талоны на прием отходов, являющиеся основанием для приема отходов на пункте приема отходов.
4. Порядок разрешения споров.
4.1. В случае наличия претензий Заказчика по исполнению договорных обязательств Исполнителем, Заказчик должен телефонограммой сообщить по телефону 8(8512) 338945 (менеджер коммерческого отдела Поморцева Татьяна Валерьевна) об имевших место недостатках и вызвать на место уполномоченного представителя Исполнителя для составления Акта.
4.2. В случае наличия претензий исполнителя по исполнению договорных обязательств Заказчиком, Исполнитель должен телефонограммой сообщить по телефону 8 (8512) 507-507 об имевших место нарушениях и вызвать на место уполномоченного представителя Заказчика для составления Акта.
4.3. В случае неявки представителя одной из сторон, составляется односторонний Акт о неисполнении/ненадлежащем исполнении условий договора, который совместно с телефонограммой является документом, подтверждающим факт нарушения условий договора.
4.4. При составлении Акта стороне, допустившей неисполнение/ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств, по согласованию
5. Оплата за оказываемые услуги.
5.1. Оплата Заказчиком услуг по настоящему договору производится по тарифам, установленным органом тарифного регулирования, действующим на момент оказания услуги из расчета:
1. Объем отходов за период действия договора (м3, 60000,000),
2. Расчетный объем накопления "отходов" за период действия (м3, 60000,000),
3. Расчетный среднемесячный объем "отходов" в месяц (м3, 5000,000),
4. Тариф на утилизацию (захоронение) 1 куб.м ТБО (в т.ч. НДС), с 01.01.2015 по 31.01.2015 - 151,89, с 01.02.2015 по 30.06.2015 - 139,29, с 01.07.2015 по 30.12.2015 - 139,96.
5. Расчетная сумма к оплате по "Договору" в месяц (в т.ч. НДС), с 01.01.2015 по 31.01.2015 - 759450,00, с 01.02.2015 по 30.06.2015 - 696450,00, с 01.07.2015 по 30.12.2015 - 699800,00.
6. Расчетная сумма к оплате по "Договору" за период действия (в т.ч. НДС) - 8440500,00.
Общая сумма по настоящему договору составляет 844-500, 00 рублей, в том числе НДС 18%.
5.2. Оплата услуг Исполнителя производится Заказчиком в порядке предоплаты. Оплата услуг Исполнителя производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 8 настоящего Договора или в кассу Исполнителя, по месту нахождения офиса Исполнителя по адресу: г. Астрахань, ул. Рождественского, 4.
5.3. При наличии между Заказчиком и Исполнителем несколько действующих договоров Исполнитель рассчитывает поступившие денежные средства от Заказчика в счет погашения ранее возникшего у Заказчика обязательства.
5.4. Средства, поступившие в счет авансовых платежей по настоящему договору, в том числе, перечисленные третьими лицами, направляются на оплату услуг Исполнителя.
5.5. В случае, если на момент окончания срока действия настоящего договора за Заказчиком числится аванс, в счет которого услуги не оказаны. Исполнитель обязан оказать услуги на полную сумму аванса. До момента оказания услуги на сумму аванса указанная денежная сумма числится на лицевом счете Заказчика. На указанную сумму аванса проценты за пользованием чужими денежными средствами начислению не подлежат.
5.6. При изменении тарифа и (или) надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов в период действия настоящего договора стоимость услуг по настоящему договору изменяется соответственно. Доведение до сведения Заказчика информации о введении в действие нового тарифа и (или) надбавки на утилизацию (захоронении) твердых бытовых отходов производится в порядке и сроки, предусмотренных законодательством (Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "О тарифном регулировании организаций коммунального комплекса". Уставами муниципальных образований. Положениями Службы по тарифам Астраханской области).
В указанном случае оформление сторонами договора дополнительного соглашения не требуется.
При наличии письменного заявления Заказчика о заключении дополнительного соглашения к настоящему договору в связи с изменением тарифа, Исполнитель не вправе отказать Заказчику.
5.7.В случае ввоза на МСК (или иной пункт приема) отходов, не соответствующих 4-5 классам опасности (Федеральный классификационный каталог отходов, утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786, Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления СП 2.1.7.1386-03, утв. Главным государственным врачом РФ 16.06.2003), а также при неисполнении Заказчиком обязательств, предусмотренных п. 2.11. настоящего договора, Заказчик возмещает причиненные убытки, включая штрафные санкции по административным производствам, присужденные суммы в порядке гражданского судопроизводства, иные платежи.
5.8 Исключить.
6. Прочие условия.
6.1. Настоящий договор вступает в силу с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу, распространяется на правоотношения сторон с 1 января 2015 г. и действует по 31 декабря 2015 г.
6.2. Договор составлен в 2-х экземплярах по одному для каждой из сторон, имеющих одинаковую юридическую силу.
6.3. Все споры по настоящему договору решаются в претензионном порядке - срок рассмотрения претензии 10 рабочих дней, а при не достижении согласия путем переговоров - в арбитражном суде Астраханской области.
Раздел 7 - Исключить.
8. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон:
Исполнитель
Закрытое акционерное общество "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс"
Юридический адрес: 416110,Астраханская обл., Наримановский р-н, г. Нариманов, ул. Центральная, дом N 10
Почтовый адрес: 414057, Астраханская обл, г. Астрахань, ул. Рождественского, дом N 4
ИНН 300 901 494 1, КПП 302 301 001 р/с 407 028 108 050 000 035 87 в ОТДЕЛЕНИЕ N 8625 СБЕРБАНКА РОССИИ г. Астрахань к/с 301 018 105 000 000 006 02, БИК 041 203 602
Заказчик
ООО "Гарант-Сервис"
Юридический адрес: 414017, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Куанасская, дом N 49
Фактический дрес: 414017 Астраханская область, г.Астрахань, ул.Куанасская, д.49
ИНН: 302 300 198 3, КПП 302 301 001 ОГРН 111 302 300 149 7 р/с 407 028 104 100 000 157 99 в Филиал ЗАО АКБ "ЭКСПРЕСС-ВОЛГА", к/с, БИК 041 806 835
Тел.: 75-04-84
Приложение N 1 к договору - Исключить.".
В случае уклонения ответчика от заключения договора считать договор заключенным на вышеуказанных условиях с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
С закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический комплекс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" взыскано 4000 руб. - в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, закрытое акционерное общество "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: решение суда неправомерно в части понуждения ответчика к заключению договора на оказание услуг без применения коэффициента уплотнения с приложением N 1, объем принимаемых твердых бытовых отходов (далее - ТБО) лежит в основе проектирования, эксплуатации полигонов, разработки производственных программ и формирования соответствующих тарифов, не выяснено влияние учета отходов в уплотненном и неуплотненном виде на формирование тарифа.
В судебном заседании представитель закрытого акционерного общества "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Гарант-Сервис" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с положениями части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судам апелляционной инстанции указано, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
В силу изложенного Двенадцатый арбитражный апелляционный суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверить законность и обоснованность обжалованного судебного решения в пределах апелляционной жалобы.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в материалы дела истцом представлен проект договора N 146 от 10.10.2014 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности (л.д.10-13). Как указывает истец, данный проект договора был получен его представителем в абонентском отделе ответчика.
В соответствии с письмом исх. N 433 от 13.10.2014 истец направил указанный проект договора N 146 от 10.10.2014, подписанный с его стороны, для дальнейшего оформления ответчику (л.д.9).
Ответчик письмом N 61311 от 13.11.2014 (л.д.64), в связи с внесением изменений в типовую форму договора, направил в другой редакции, не подписанный проект договора N 146 от 10.10.2014 по утилизации (захоронению) и сортировке твердых бытовых отходов 4-5 класса опасности (л.д. 87-89).
В соответствии с письмом исх. N 492 от 24.11.2014 (л.д.136) истец возвратил в адрес ответчика, подписанный и заверенный печатью ООО "Гарант-Сервис", проект договора N 146 от 10.10.2014 с приложением N 1, для дальнейшего оформления (л.д.137-140).
В процессе рассмотрения спора, 26.01.2015 ответчик вновь направил в адрес истца, подписанный со стороны ответчика проект договора N 146 от 10.10.2014, но без подписи и печати истца. Приложение N 1 к договору ответчиком не подписано и истцу не направлено, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании (л.д.125-128).
В обоснование исковых требований истец ссылается на те обстоятельства, что ответчик занимает доминирующее положение на рынке услуг и уклоняется от заключения договора о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 класса опасности, в связи с чем, он просить обязать ответчика заключить договор.
Ввиду несогласования разногласий по пункту 5.8 касающегося применения коэффициента уплотнения с приложением N 1, истец обратился в арбитражный апелляционный суд с жалобой.
Изучив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу норм статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
В силу положений ст. 426 ГК РФ спорный договор о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и (или) использованию отходов от 14.12.2012 N 183-р/13 относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены законом (федеральными законами от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155).
Поскольку ЗАО "Астраханский промышленно-экологический комплекс" оказывает услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов и является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке, то данное предприятие представляет собой контрагента, для которого заключение договора обязательно.
В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Пунктом 4 ст. 426 ГК РФ определено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Как следует из вышеприведенных обстоятельств, сторонами не согласованы отдельные условия договора N 146 от 10.10.2014 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 классов опасности, который является договором возмездного оказания услуг и регулируется, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ.
В силу положений п. 1 ст. 779 ГК РФ в договоре возмездного оказания услуг, к которым относится спорный договор от 10.10.2014 N 146, должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить содержание и объем подлежащих оказанию услуг, следовательно, объемы отходов являются существенным условием договора на оказание услуг по их утилизации (захоронению) и использованию, т.к. составляют предмет этого договора, и без них договор не может считаться заключенным.
В спорном пункте 5.8 договора N 146 от 10.10.2014 предусмотрено, что фактический учет принимаемых отходов ведется по объему кузова машины с учетом коэффициента уплотнения (приложение 1 к настоящему договору).
В приложении N 1 к договору N146 от 10.10.2014 о предоставлении услуг по утилизации (захоронению) и сортировке твердых отходов 4-5 классов опасности, указаны марки транспортного средства и коэффициент уплотнения:
N п/п |
Марка транспортного средства |
Коэффициент уплотнения |
||
1 |
ГАЗ-3309 КО-440-2 |
1 |
||
2 |
МАЗ 457043 КО-449-17 |
1 |
||
3 |
МАЗ 438043 КО 449-41 |
1 |
||
4 |
МАЗ 5337А2 КО 449-33 |
1 |
||
5 |
МАЗ 5336АЗ КО -449-35 |
1 |
||
6 |
МАЗ 438043 МКС -33301 |
1 |
||
7 |
КАМАЗ 65115 |
1 |
||
8 |
Камаз -5511 |
1 |
||
9 |
КАМАЗ 43253 КО-440А1 |
1 |
||
10 |
КАМАЗ 65115-62МКЗ-4704-01 |
|||
11 |
МАЗ-6312В3-КО-427-42 |
1 |
||
12 |
МАЗ-44404 (камаз 65111-42) |
1 |
||
13 |
КАМАЗ-43253 КО-449-19-20 |
1 |
Приложение N 1 подписано истцом на условиях коэффициента 1, который не влияет на объем отходов подлежащих утилизации.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что приложение N 1 на условиях коэффициента 1 ответчиком не подписано и не направлено истцу, так как считает, что фактический учет принимаемых отходов ведется по объему кузова машины с учетом коэффициента уплотнения в размере 1, 9.
Пунктом 5. 1 договора предусмотрено, что оплата по настоящему договору производится по тарифам, установленным органом тарифного регулирования, действующим на момент оказания услуги из расчета:
1 |
Объем отходов за период действия договора |
мi |
60 000,000 |
2 |
Расчетный объем накопления "отходов" за период действия/// |
мi |
60 000,000 |
3 |
Расчетный среднемесячный объем "отходов" в месяц/// |
мi |
5000,000 |
4 |
Тариф на утилизацию (захоронение) 1 куб.м ТБО (в т.ч НДС) |
руб. |
187, 49 |
5 |
Расчетная сумма к оплате по "Договору" в месяц (в т.ч. НДС) |
руб. |
937 450, 00 |
6 |
Расчетная сумма к оплате по "Договору" за период действия (в т.ч. НДС) |
руб. |
11 249 400,00 |
Общая сумма по настоящему договору составляет 11 249 400, 00 рублей, в том числе НДС 18%.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования) предусмотрено, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
Пунктом 8 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Решением Городской Думы МО "Город Астрахань" от 13 мая 2010 года N 58 установлены следующие тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс":
- с 01.02.2013 по 31.01.2014 - 151,76 руб. с учетом НДС за 1 куб.м. ТБО;
- с 01.02.2014 по 31.01.2015 - 151,89 руб. с учетом НДС за 1 куб.м. ТБО.
Постановлением службы по тарифам Астраханской области N 169 от 10.12.2014 "Об установлении ЗАО "АПРЭК" (ОГРН 1073019000592) тарифа на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов", установлен одноставочный тариф на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов для потребителей МО "Ахтубинский район", МО "Володарский район", МО "Горд Астрахань", МО "Камызякский район", МО "Наримановский район", МО "Приволжский район" на период регулирования с календарной разбивкой:
с 01.02.2015 до 30.06.2015 - 139, 29 руб./куб.м. (с НДС);
с 01.07.2015 до 31.01.2016 - 139, 96 руб./куб.м. (с НДС);
с 01.02.2016 до 30.06.2016 - 139, 96 руб./куб.м. (с НДС);
с 01.07.2016 до 31.01.2017 - 141, 30 руб./куб.м. (с НДС);
с 01.02.2017 до 30.06.2017 - 141, 30 руб./куб.м. (с НДС);
с 01.07.2017 до 31.01.2018 - 144, 33 руб./куб.м. (с НДС).
Указанные решение и постановление не предусматривает зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего ТБО на полигон, следовательно, тариф на утилизацию установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему ТБО.
Данными актами не предусмотрена возможность дифференцировать тариф исходя из технической характеристики автомобиля с учетом среднего коэффициента уплотнения. Следовательно, тариф установлен за фактически принимаемый объем ТБО. Коэффициент уплотнения применяемый ответчиком является в данном случае дополнительной, не предусмотренной законодательством составляющей тарифа на услуги по утилизации ТБО. Коэффициент уплотнения влияет только на массу перевозимого груза и не влияет на объем загружаемых в транспортное средство ТБО (объем кузова остается неизменным). То обстоятельство, что при разгрузке ТБО они принимают неуплотненный вид, также не может служить основанием для применения коэффициента уплотнения.
Кроме того, из вышеприведенных условий договора следует, что стоимость услуг по утилизации (захоронению) за 1куб.м. определена в договоре в размере 187, 49 руб. Как пояснили стороны в судебном заседании, указанный тариф включает в себя надбавку в размере 35,6 руб., установленную в соответствии с Решением Совета МО "Наримановский район" от 31.05.2013 N 39 "Об установлении надбавки к тарифу на товары и услуги организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов ЗАО "АПЭК".
Между тем, исходя из изложенных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 210-ФЗ и Основ ценообразования тариф на услуги по утилизацию (захоронению) ТБО относится к категории регулируемых, а потому плата за такие услуги должна определяться с учетом применимого в соответствии с действующим законодательством тарифа и, как следствие, стороны в договорных отношениях не вправе применять другой размер платы за оказываемые услуги.
Из ч. 1 ст. 9 Закона об основах регулирования тарифов следует, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Закона).
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, по смыслу названного Закона, представляют собой ценовые ставки, по которым осуществляются непосредственные расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары и услуги, в то время как предельные индексы являются показателями предельного роста ценовых ставок и устанавливаются в силу ст. 2 Закона об основах регулирования тарифов на основании инвестиционной программы, определяемой органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса.
Решением Совета муниципального образования "Наримановский район" от 18.04.2014 N 19 "Об отмене решений Совета муниципального образования "Наримановский район", отменено решение Совета муниципального образования "Наримановский район" от 31.05.2013 N 39 "Об установлении надбавки к тарифу на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс".
В соответствии с положениями ст. ст. 421, 422, 432 ГК РФ исходя из принципа свободы договора, арбитражный суд при урегулировании разногласий, возникших при заключении публичного договора, не вправе включать в договор хоть и заявленное ко включению, но не согласованное сторонами условие, за исключением случая, когда содержание этого условия предусмотрено законом или иным правовым актом. При этом отсутствие в договоре каких-либо условий, предусмотренных законом или иным правовым актом, само по себе не исключает применения к нему соответствующих норм права, регулирующих спорное правоотношение.
Суд первой инстанции, исходя из указанных выше положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 210-ФЗ и Основ ценообразования, правомерно указал на то, что тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО относится к категории регулируемых, а потому плата за такие услуги должна определяться с учетом применимого в соответствии с действующим законодательством тарифа и, как следствие, стороны в договорных отношениях не вправе применять другой размер платы за оказываемые услуги.
Таким образом, правовые основания для применения коэффициента уплотнения ТБО при определении размера оплаты услуг Общества отсутствовали.
Как правильно указал суд первой инстанции, условие пункта 5.8 договора о применении коэффициента уплотнения не предусмотрено нормативно-правовыми актами, поэтому неправомерно включено в договор.
Наличие в мусоровозах плиты, уплотняющей мусор, а в характеристиках автомобилей - коэффициента уплотнения не свидетельствует об изменении объема привозимых ТБО.
Коэффициент уплотнения является характеристикой транспортного средства, указывающей лишь на плотность (массу) перевозимого мусора, не влияя при этом на объем (вместимость) кузова машины.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают своё несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 февраля 2015 года по делу N А06-10709/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10709/2014
Истец: ООО "Гарант-Сервис"
Ответчик: ЗАО "Астраханский Промышленно-Экологический Комплекс"