г. Владимир |
|
22 апреля 2015 г. |
Дело N А39-3899/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.04.2015.
Полный текст постановления изготовлен 22.04.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Соловьевой М.В., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества - Техническая фирма "ВАТТ" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2014 по делу N А39-3899/2014,
по иску открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", г.Самара (ОГРН 1024701893336 ИНН 4716016979), к закрытому акционерному обществу - Техническая фирма "ВАТТ", г.Саранск (ОГРН 1021301112546 ИНН 1325002676),
о взыскании 42 667 руб. 62 коп.,
при участии представителей сторон:
от ответчика - Язовцева И.А. по доверенности от 12.01.2015 N 4-17 (сроком до 31.12.2015), Евсеев П.Н. по доверенности от 12.01.2015 N 8-17 (сроком до 31.12.2015),
установил:
открытое акционерное общество "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ОАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к закрытому акционерному обществу "Техническая фирма "ВАТТ" (далее - ЗАО ТФ "ВАТТ") о взыскании 42 667 руб. 62 коп. фактических затрат, связанных с оказанием услуг по заявке от 20.05.2013 N 43-752.
Решением от 09.12.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил исковые требования. Взыскал с ЗАО ТФ "ВАТТ" в пользу ОАО "ФСК ЕЭС" 42 667 руб. 62 коп. неосновательного обогащения, 2000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
ЗАО ТФ "ВАТТ", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) не предусмотрена компенсация заявителем затрат, связанных с подготовкой, выдачей технических условий и их согласованием с системным оператором в связи с отзывом заявки на технологическое присоединение.
По мнению заявителя, заявка N 43-752 от 20.05.2013 не может расцениваться в качестве оферты, так как соглашения по всем существенным условиям договора сторонами не достигнуто, следовательно, направленный истцом договор является незаключенным.
Кроме того, заявитель считает, что суд первой инстанции в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменил предмет иска на требование о взыскании неосновательного обогащения.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец явку полномочного представителя в заседание суда не обеспечил, представил в материалы дела отзыв, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "ФСК ЕЭС" является сетевой организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, владеет на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
От ЗАО ТФ "ВАТТ" в адрес филиала компании - МЭС Волги 20.05.2013 поступила заявка N 43-752 на технологическое присоединение к электрическим сетям истца.
Сопроводительным письмом от 20.06.2013 N М6/5/1568 в адрес ответчика направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения с техническими условиями на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС" объектов электросетевого хозяйства ответчика (Приложение 1 к договору), утвержденными 20.06.2013.
08.07.2013 утверждено Задание N 60/Зп на проектирование по титулу "Реконструкция ПС 220 кВ Саранская с заменой трансформаторов тока линейной ячейки N 7 ЗРУ 6 кВ для технологического присоединения ЗАО - ТФ "ВАТТ".
Факт получения проекта договора ответчик не оспорил.
Письмом от 09.09.2013 N 06/25-959 ЗАО ТФ "ВАТТ" сообщило об отзыве заявки от 20.05.2013 N 43-752.
В ответ на указанное письмо истец просил подписать соглашение о прекращении обязательств, акт об оказании услуг, оплатить фактически понесенные расходы по заявке ТП, связанные с подготовкой, выдачей технических условий и их согласованием с ОАО "СО ЕЭС" в размере 42667 руб. 62 коп., направив соответствующий счет (письмо от 27.09.2013 N М6/5/2403).
Письмом от 21.10.2013 N 06/25-1003 ЗАО - ТФ "ВАТТ" сообщило, что Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861) не предусмотрена компенсация заявителем затрат, связанных с подготовкой, выдачей технических условий и их согласованием с системным оператором в связи с отзывом заявки на технологическое присоединение.
Претензией от 13.11.2013 N М6/1/1600 о возмещении затрат в размере 42 667 руб. 62 коп. истец повторно обратился к ответчику, указав срок перечисления денежных средств - до 25.11.2013.
Отказ ЗАО - ТФ "ВАТТ" от оплаты фактически понесенных расходов по изготовлению и выдаче последнему технических условий на технологическое присоединение послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворил исковые требования, придя к выводу о том, что спорные затраты понесены в интересах ответчика для исполнения его заявки на технологическое присоединение. Неизбежность затрат для сетевой организации обусловлена публично-правовым характером правоотношений по технологическому присоединению, в связи с чем ответчик неосновательно, в отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, сберег за счет истца денежные средства в сумме 42 667 руб. 62 коп.
Суд апелляционной инстанции полагает, что данные выводы суда являются ошибочными исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующую услугу не допускается.
Технологическое присоединение (далее - ТП) осуществляется в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 3 Правил ТП ОАО "ФСК ЕЭС" (сетевая организация) обязано выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения Правил ТП и наличия технической возможности ТП.
Названные правила, среди прочего, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение) и определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор технологического присоединения).
В силу пункта 18 Правил мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.
С учетом указанных положений Правил и анализа текста заявки ответчика суд апелляционной инстанции считает, что действия истца по подготовке и согласованию технических условий осуществлялись им в процессе работы по заключению (подготовке проекта, согласования условий) договора технологического присоединения с ответчиком, и не могут рассматриваться в рамках договорных отношений по оказанию услуг, регламентирующихся положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Действующим законодательством не предусмотрено возмещение расходов на подготовку, согласование с системным оператором и выдачу технических условий при аннулировании заявки на технологическое присоединение, за исключением положений п.30.4 Правил N 861, гласящих, что случае отказа заявителя от заключения договора заявитель в течение 30 дней на основании заключенного между заявителем и сетевой организацией соглашения, указанного в пункте 30.1 настоящих Правил, оплачивает сетевой организации фактически понесенные ею расходы, связанные с расчетом платы за технологическое присоединение, в размере стоимости этого мероприятия, указанной в решении уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
В данном случае технологическое присоединение по индивидуальному проекту не предусматривалось.
Согласно пункту 4 статьи 23.1. ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
В силу пункта 2 статьи 23.2. ФЗ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом ФСТ России от 25.12.2012 N 914-э утверждена стандартизированная тарифная ставка CI = 27,56 руб./кВт.
Внутренним приказом истца N 84 от 11.02.2013 утверждены Методические указания по определению размера расходов за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ФСК ЕЭС", произвольно разбивающие ставку ФСТ России на процентные составляющие, отнесенные истцом к перечисленным выше расходам на выполнение сетевой организацией мероприятий по ТП.
По мнению апелляционного суда, данный приказ N 84 от 11.02.2013 не может быть принят в качестве надлежащего доказательства по определению стоимости затрат истца, поскольку названные Методические указания могут быть расценены лишь как расчет истца и не обязателен применению ответчиком.
Истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него фактических затрат по изготовлению и согласованию ТУ на сумму 42 667 руб. 62 коп.
Работа сотрудников истца, использование ими в процессе работы материалов не были связаны с подготовкой к заключению именно договора с ответчиком и осуществлялись бы и при отсутствии заявки ответчика.
Поскольку истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу вышеизложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Расходы по госпошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 09.12.2014 по делу N А39-3899/2014 отменить, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества - Техническая фирма "ВАТТ" - удовлетворить. В иске отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", г.Самара, в пользу закрытого акционерного общества - Техническая фирма "ВАТТ" 3000 руб. судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-3899/2014
Истец: ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: ЗАО - техническая фирма "Ватт"