город Ростов-на-Дону |
|
29 апреля 2015 г. |
дело N А32-38958/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Департамента финансово-бюджетного надзора: Григорьев С.В., паспорт, по доверенности от 24.12.2014 N 05-06/5,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Темрюкский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.02.2015 по делу N А32-38958/2014,
принятое судьей Купреевым Д.В.
по заявлению Администрации муниципального образования Темрюкский район
к Министерству финансов Краснодарского края, Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
о признании недействительным приказа,
при участии третьих лиц: Министерство здравоохранения и социального развития Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования Темрюкский район (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству финансов Краснодарского края, Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о признании недействительным приказа Министерства финансов Краснодарского края от 19.08.2014 N 264 о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Краснодарского края.
Решением суда от 02.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что оспариваемый приказ соответствует закону.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация МО Темрюкский район обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе администрация просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что производство столярных и плотницких работ, которым является оборудование помещения мебелью, относится к подвиду строительства.
В судебное заседание не явились представители Администрации МО Темрюкский район, Минфина Краснодарского края, Минздравсоцразвития Краснодарского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От Минфина Краснодарского края в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
От Администрации МО Темрюкский район в суд также поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Администрации МО Темрюкский район, Минфина Краснодарского края, Минздравсоцразвития Краснодарского края.
Представитель Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснении представителя департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 09.01.2013 министерством здравоохранения Краснодарского края с муниципальным образованием Темрюкский район заключено соглашение N 38 о предоставлении средств краевого бюджета в форме субвенций.
В соответствии с указанным соглашением (в редакции, относящейся к проверяемому периоду) министерством здравоохранения Краснодарского края муниципальному образованию Темрюкский район выделена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, в сумме 16700,0 тыс. рублей по коду бюджетной классификации 828 0902 1020220 530251 (раздел, подраздел 0902 "Здравоохранение. Амбулаторная помощь").
Администрацией муниципального образования Темрюкский район заключено соглашение с муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная районная больница муниципального образования Темрюкский район" от 12.02.2013 N 8 "О предоставлении средств бюджета в форме субсидий" и дополнительное соглашение N 3 от 02.08.2013 к соглашению от 12.02.2013 N 8, согласно которым МУЗ ЦРБ выделена субсидия в рамках Закона Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" - на осуществление отдельных государственных полномочий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, в сумме 16700,0 тыс. рублей.
Учреждением заключено 18 договоров по расходованию средств субсидии на общую сумму 16700,0 тыс. рублей, в том числе:
-проектно-изыскательские работы 1 договор на сумму 200,0 тыс. рублей;
-на строительство офисов 3 договора на сумму 13 002,215 тыс. рублей;
- на приобретение мебели и оборудования 14 договоров на сумму 3 497,845 тыс. рублей.
В 2013 году Учреждением оплачено 6 договоров за счет средств субсидии на общую сумму 11 577,884 тыс. рублей, в том числе:
- проектно-изыскательские работы 1 договор на сумму 200,0 тыс. рублей;
-на строительство офисов 2 договора на сумму 10 665,973 тыс. рублей, в том числе на строительство здания амбулатории ВОП (врача общей практики) в пос. Веселовка по ул. Титова 18, и на строительство здания амбулатории ВОП (врача общей практики) в пос. Ильич по ул. Свободная 12;
-на приобретение мебели 3 договора на сумму 711,91 тыс. рублей.
При этом, медицинская мебель, приобретенная для зданий амбулаторий врачей общей практики (зданий ВОП) на общую сумму 711,91 тыс. рублей оприходована в учете МБУЗ "ЦРБ МО ТР" и передана, согласно накладным, фельдшерско-акушерским пунктам, в том числе: в пос. Веселовка в количестве 72 шт. на сумму 368,925 тыс. рублей; в пос. Ильич -72 шт. на сумму 342,985 тыс. рублей.
На основании удостоверения от 09.04.2014 N 14-007, главным консультантом Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края проведена проверка Администрации муниципального образования Темрюкский район по вопросу расходования средств субвенции из краевого бюджета, выделенной в 2012 - 2013 годах на организацию оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае и субвенции из краевого бюджета, выделенной в 2013 году, на осуществление отдельных государственных полномочий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В результате проверки специалистами департамента выявлен факт нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 711,91 тыс. рублей, выразившийся в направлении Муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения "Центральная районная больница муниципального образования Темрюкский район" средств, выделенных на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения (здания врачей общей практики), на приобретение мебели.
Выявленные в ходе проверки нарушения зафиксированы департаментом в акте от 04.07.2014, по результатам рассмотрения которого Министерством финансов Краснодарского края 19.08.2014 вынесен приказ N 264 о приостановлении с 20.08.2014 предоставления бюджету муниципального образования Темрюкский район межбюджетных трансфертов, в отношении которых главным распорядителем является министерство финансов Краснодарского края (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов по коду бюджетной классификации 80514017546001511251 на сумму 711 910 рублей).
Считая незаконным приказ Министерства финансов Краснодарского края, администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности приказа Минфина Краснодарского края не подтверждено материалами дела.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделены отдельными государственными полномочиями по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Законом Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (приложение N 27, таблица N 30) бюджету муниципального образования Темрюкский район предусмотрена субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в сумме 16700,0 тыс. рублей.
Главным распорядителем субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, включая проектно-изыскательские работы, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее - субвенция на строительство) согласно ведомственной структуре расходов краевого бюджета (приложение N 14 "Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов краевого бюджета на 2013 год" Закона Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") является министерство здравоохранения Краснодарского края.
Согласно Закону Краснодарского края от 11.12.2012 N 2615-КЗ "О краевом бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее также - Закон N 2615-КЗ) указанные субвенции на строительство предусмотрены по классификации расходов КБК 828 09 02 1020000 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы" с последующей детализацией расходов по целевой статье 1020220 "Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае".
Статьей 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Приказу Минфина России от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", действовавшему до 01.01.2014, классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач.
Целевые статьи классификации расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах соответствующих разделов и подразделов классификации расходов.
Перечни целевых статей классификации расходов, применяемых в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, формируются соответствующими финансовыми органами в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Перечни и правила применения целевых статей классификации расходов, предназначенных для отражения расходов бюджетов на предоставление межбюджетных трансфертов в форме субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (далее - целевые межбюджетные трансферты), определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные целевые межбюджетные трансферты.
Согласно статье 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень и коды целевых статей расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.
В соответствии с приказом Минфина Краснодарского края от 09.01.2013 N 1 "Об установлении порядка применения в 2013 году бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к краевому бюджету и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края", действовавшим до 01.01.2014, по целевой статье 1020220 "Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на год и на плановый период 2014 и 2015 годов" отражаются расходы краевого бюджета на предоставление субвенций на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, необходимых для организации оказания медицинской помощи в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2013 год и на плановый период и 2015 годов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств краевого бюджета, а также расходы местных бюджетов на осуществление указанных расходов.
Приобретение оборудования, мебели за счет средств, выделенных по указанной целевой статье, не предусмотрено.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов" (ОК 013-94), утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу, в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Встроенные котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности также относятся к зданиям.
Таким образом, из краевого бюджета выделены бюджетные инвестиции в форме субвенций именно на строительство объектов здравоохранения.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно положениям статей 306.2, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств влечет применение бюджетных мер принуждения. Уполномоченным органом по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства в силу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, является министерство финансов Краснодарского края (в том числе на установление порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения).
В Краснодарском крае такой порядок утвержден приказом министерства финансов Краснодарского края от 21.02.2014 N 52 "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения и признании тратившими силу отдельных приказов министерства финансов Краснодарского края".
В соответствии с указанным Порядком исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения, в случае выявления фактов использования средств межбюджетных трансфертов не по целевому назначению применяется бюджетная мера принуждения в виде приостановления (сокращения) представления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). В таком случае принятие и исполнение решений о применении бюджетных мер принуждения осуществляется в соответствии с приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 28.12.2011 N 552 "Об утверждении порядка приостановления предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" (далее - Порядок).
Подпунктом 8 пункта 4 Порядка установлено, что решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам из краевого бюджета принимается в случае выявления фактов использования средств межбюджетных трансфертов не по целевому назначению.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края согласно акту проверки от 04.07.2014 выявлено нецелевое использование администрацией муниципального образования Темрюкский район бюджетных средств в размере 711,91 тыс. рублей, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств по соглашению - на приобретение мебели.
На основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 29.07.2014 N 14-007/ЦРБ нц, поступившего из департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, министерством финансов Краснодарского края принято решение о приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджету муниципального образования Темрюкский район на сумму 711,91 тыс. рублей (приказ министерства финансов Краснодарского края от 19.08.2014 N 264 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета").
Как правильно указано судом первой инстанции, факт приобретения мебели за счет средств, выделенных на строительство объектов здравоохранения, на сумму 711,91 тыс. рублей и передачи ее фельдшерско-акушерским пунктам заявителем не оспаривается.
С учетом того, что материалами дела подтверждается факт нецелевого использования средств краевого бюджета в сумме 711,91 тыс. рублей, приказ министерства финансов Краснодарского края от 19.08.2014 N 264 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из краевого бюджета" является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что производство столярных и плотницких работ, которым является оборудование помещения мебелью, относится к подвиду строительства.
Средства были расходованы не на производство строительных работ, в том числе столярных (плотницких) по созданию мебели, а на приобретение мебели.
Таким образом, расходование средств не может быть признано соответствующим цели выделения соответствующих бюджетных средств.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм бюджетного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований Администрации, поскольку установленные ст. 201 АПК РФ основания для признания недействительным приказа Минфина Краснодарского края отсутствуют.
Таким образом, решение суда от 02.02.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02 февраля 2015 года по делу А32-38958/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-38958/2014
Истец: Администрация МО Темрюкский район, Администрация муниципального образования Темрюкский район
Ответчик: Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, Министерство финансов Краснодарского края
Третье лицо: Министерство здравоохранения КК, Министерство здравоохраниения Краснодарского края, Департамент финансово-бюджетного надзора КК, Министерство финансов КК