г. Саратов |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А12-37909/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Никитина А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2015 года по делу N А12-37909/2014, (судья А.В. Сапова),
по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, (ИНН 3445070230; ОГРН 1043400433240),
к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь", г. Волгоград, (ИНН 6453098860; ОГРН1086453002085),
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2012 год на общую сумму 4 221 981 рубль 57 копеек.
До принятия решения судом первой инстанции истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования до 4 095 516 рублей 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2015 года по делу N А57-37909/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2015 года по делу N А12-37909/2014 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители истца и ответчика, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений (приобщены к материалам дела).
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что не имеется оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Пункт 2 указанной статьи определяет виды негативного воздействия на окружающую среду.
Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещения вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, названный Закон предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения.
Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.
По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.д.
Взимание платы с природопользователей за загрязнение окружающей природной среды также предусмотрено статьей 28 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и статьей 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе определенных принципов, в том числе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности: платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Статьей 8 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по установлению порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который в соответствии с его пунктом 1 распространяется на организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стандартных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
Пунктом 2 Порядка устанавливаются два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
В соответствии с пунктом 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Пунктом 6 Порядка определено, что при отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 284-О подтвердило юридическую силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344.
Закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" выданы разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 17 декабря 2010 года N 0022 (т. 2, л.д. 1), от 10 июня 2011 года N 0107 (т. 1, л.д. 88), от 08 июня 2012 года N 0571 (т. 2, л.д. 83) на основании которых ответчику разрешалось осуществлять выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории ответчика: г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 110 в соответствии с определенным перечнем и в определенном количестве.
Приказом Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 21 августа 2012 года N 1544 действие разрешения от 08 июня 2012 года N 0571 приостановлено и до настоящего времени не возобновлено.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в период с 22 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года ответчик осуществлял выбросы без разрешения, оформленного в установленном порядке, а общая сумма платы за выбросы от стационарных источников, начисленная по основной площадке (г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 110) составила 239 236 рублей 63 копейки за период с 01 января 2012 года по 21 августа 2012 года (в период действия разрешения) и 3 919 288 рублей 30 копеек за период с 22 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года (в условиях отсутствия разрешения).
Также суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда Волгоградской области о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика платы за выброс вредных веществ в атмосферный воздух производственной площадкой "Баррикады" в размере 32 173 рубля 77 копеек и платы за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в размере 31 282 рубля 87 копеек.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" имелось разрешение на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а приостановление его действия по мнению ответчика не свидетельствует об его отсутствии и как следствие не является основанием для расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду на основании пункта 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия судебной коллегией отклоняется, поскольку при приостановлении действия разрешения у ответчика не имелось правовых оснований на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Кроме того, закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" не воспользовалось правом на защиту в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что законодательство в области охраны атмосферного воздуха предусматривает и иные меры, которые могут применяться к лицам, осуществляющим выбросы в атмосферный воздух без разрешения.
В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 847 утверждено Положение, в соответствии с которым выбросы вредных (загрязняющих) веществ могут быть ограничены, приостановлены или прекращены, если эти выбросы осуществляются при отсутствии разрешений на выбросы и вредные физические воздействия, а также с нарушением условий, предусмотренных этими разрешениями.
Довод заявителя апелляционной жалобы о частичной оплате непринятии судом первой инстанции платежей за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды в сумме 354 563 рубля 33 копейки судебная коллегия отклоняет на основании следующего.
Ответчику начислена плата за выбросы от стационарных источников:
1. по основной площадке (г. Волгоград, пр-кт им. Ленина, 110):
- 239 236 рублей 63 копейки за период с 01 января 2012 года по 21 августа 2012 года;
- 3 919 288 рублей 30 копеек за период с 22 августа 2012 года по 31 декабря 2012 года;
2. по производственной площадке "Баррикады" в размере 32 173 рубля 77 копеек;
3. за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в размере 31 282 рубля 87 копеек.
Всего - 4 221 981 рубль 57 копеек.
Платежными поручениями от 12 мая 2012 года N N 786, 789, 790, 791, 792 ответчик перечислил 126 464 рубля 58 копеек в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2012 года.
В платежных поручениях неверно указан КБК (код бюджетной классификации), в связи с чем, своевременно платежи на надлежащий счет не зачислены.
По заявлению ответчика (т. 3, л.д. 101) реквизиты платежей были уточнены, денежные средства по указанным выше платежным поручениям перечислены, в результате чего истцом уменьшены исковые требования до 4 095 516 рублей 57 копеек.
Денежные средства в размере 354 563 рубля 33 копейки по платежным поручениям от 18 января 2012 года N N 593 - 596, 600, 602,603,608,609,612 на счет истца не поступали.
Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, судебная коллегия считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы заявителя апелляционной жалобы, не свидетельствуют о надлежащем поступлении денежных средств в размере 354 563 рубля 33 копейки на лицевой счет истца.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, по существу не оспаривают фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Апелляционная жалоба закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с проигравшей стороны, в связи с чем, с закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 февраля 2015 года по делу N А12-37909/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (ОГРН 1023402633132) в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-37909/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: ЗАО "ВОЛГОГРАДСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД "КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ", К/У ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный октябрь" Пименов П. В., Пименов Павел Владимирович
Третье лицо: Пименов П. В.