Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф08-1570/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А22-772/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чуденцовой О.Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Авиационная компания "РусЛайн" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.08.2016 по делу N А22-772/2016 (судья Хазикова В.Н.)
по исковому заявлению закрытого акционерного общества Авиационная компания "РусЛайн" (ОГРН 1027739314162, ИНН 7713141247)
к Республике Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (ОГРН 1050866796133, ИНН 0814166710),
третьи лица: Правительство Республики Калмыкия, АО "Аэропорт Элиста"
о взыскании 10 415 400 руб.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество Авиационная компания "РусЛайн" (далее - истец, общество, ЗАО АК "РусЛайн") обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к Республике Калмыкия в лице Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - ответчик, Министерство) о взыскании задолженности в виде субсидии в размере 10 415 400 руб.
Решением суда от 10.08.2016 исковые требования удовлетворены частично. Взыскано с казны Республики Калмыкия в лице Министерств в пользу общества задолженность в размере 2 951 049 руб. 76 коп., судебные расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 21 269 руб., всего - 2 972 318 руб. 76 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано за недоказанностью заявленных требований.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции в части, иск удовлетворить в полном объеме, считая его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушениями норм процессуального и материального права: В жалобе указывается, что судом не учтено, что истцом в материалы дела были переданы все необходимые доказательства, в т.ч. сведения о количестве перевезенных пассажиров за период май-декабрь 2015 г. с реестром перевозочных документов по рейсам Элиста-МСК-Элиста.
Был представлен подробный монтированный расчет размера субсидий за каждый выполненный рейс с учетом положения п 2.7. Порядка представления субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, по маршруту МСК-Элиста-МСК, утвержденного Постановлением Правительством РК от 31.03.2015 г N 126. Все суммы, заявленные в расчете подтверждены документами и являются обоснованными.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной инстанции в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах арбитражный суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассматривает дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Из содержание апелляционной жалобы следует, что истец не согласен с решением суда в части отказа ему в иске, соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, исследовав материалы дела, находит решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07.05.2015 между Министерством и обществом (перевозчик) заключен договор N 4, предметом которого является предоставление истцу субсидий в 2015 г. из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва" в период с 01.05.2015 по 31.12.2015 в пределах суммы 8 000 000 руб.
Согласно п. 9.1 договор вступает в силу с момента подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В силу п. 9.2 договора N 4 прекращение (окончание) срока его действия влечет за собой прекращение обязательств сторон по нему.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение условий заключенного договора не исполнил свои обязательства по предоставлению субсидии в размере 2 951 049 руб. 76 коп. Кроме того, истец на основании гарантийных писем Правительства Республики Калмыкия продолжал осуществлять пассажирские авиаперевозки, в связи с чем за ответчиком по мнению истца образовалась задолженность по возмещению части затрат в размере 7 464 350 руб. 24 коп.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции иск удовлетворен частично исходя из следующего.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется нормами бюджетного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, определяют категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 78 БК РФ а также в целях обеспечения организации обслуживания населения воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва" в рамках мероприятий государственной программы "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2022 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.06.2013 N 289, Правительством Республики Калмыкия утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва" (далее - Порядок), Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия определено ответственным (уполномоченным органом) исполнителем программы.
В силу п. 1.1 Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва" (далее - Порядок) устанавливает:
- цели, условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва";
- категории и критерии отбора получателей субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условия, установленных при их предоставлении;
- порядок возврата в республиканский бюджет в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году.
Согласно п. 1.4 Порядка целью предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям является возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва".
В п. 2.1 Порядка указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям предоставляются за счет средств республиканского бюджета в целях возмещения затрат в связи с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва".
В соответствии с п.п. 2.6, 2.7, 2.8, 2.9, 2.10 Порядка для получения субсидий получатель субсидий ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган расчет размера субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва" по форме согласно Приложению 1 к Порядку.
Размер субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва", рассчитывается как разница между стоимостью выполненного одного рейса "Москва-Элиста-Москва" и полученной суммы от продажи билетов и провоза багажа за указанный рейс.
Ответственность за достоверность представляемых сведений в прилагаемом расчете размера субсидий из республиканского бюджета на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва", несет получатель субсидий.
Субсидии, предоставляемые за счет средств республиканского бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы уполномоченным органом на цели не предусмотренные настоящим Порядком. В случае нецелевого использования субсидий указанные средства подлежат возврату в республиканский бюджет в порядке, установленном в пункте 3.3. настоящего Порядка.
Уполномоченный орган производит перечисление субсидий на расчетный счет получателя субсидий в пределах доведенных объемов финансирования на основании заключенного Договора между уполномоченным органом исполнительной власти в сфере транспортного комплекса в Республике Калмыкия и получателем субсидий.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно положениям статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от их исполнения недопустим.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены в части взыскания взыскании задолженности в виде субсидии в размере 2 951 049 руб. 76 коп., в данной части решение не обжаловано.
В части взыскания 7 464 350 руб. 24 коп. задолженности по возмещению части затрат, которая как указывает истец образовалась в связи с тем, что общество на основании гарантийных писем Правительства Республики Калмыкия о дальнейшем выделении субсидий на указанные цели продолжало осуществлять пассажирские авиаперевозки судом первой инстанции правомерно отказано по следующим основаниям.
Согласно статье 65 АПК РФ, каждое лицо участвующее в дел, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно статье 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Согласно Закону Республики Калмыкия от 22.12.2015 N 159-V-З "О республиканском бюджете на 2016 год" (принят Постановлением Народного Хурала (Парламента) РК от 22.12.2015 N 368-V) Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия определено в качестве главного администратора доходов республиканского бюджета государственной программы Республики Калмыкия "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2022 годы", в рамках которой заключен вышеуказанный договор от 07.05.2015 N 4.
Кроме того, в силу положений п. 1.2 Порядка средства республиканского бюджета предоставляются в виде субсидий в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу исполнительной власти Республики Калмыкия (далее - уполномоченный орган) в области транспортного комплекса на очередной финансовый год.
Следовательно, для предоставления обществу субсидии в целях возмещения понесенных затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва", за период после окончания срока действия договора от 07.05.2015 N 4 необходимо заключение нового договора (соглашения) с уполномоченным органом в соответствии с государственной программой Республики Калмыкия "Развитие транспортного комплекса и дорожного хозяйства Республики Калмыкия на 2013 - 2022 годы" и Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, связанных с осуществлением пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршруту "Москва-Элиста-Москва", т.е. с Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные истцом доказательства в порядке статей 65, 68, 71, пришел к правильному выводу о том, что гарантийные письма, предоставленные Правительством Республики Калмыкия, не являются надлежащими доказательствами по делу, подтверждающими выделение субсидий сверх суммы, установленной заключенным договором, поскольку Правительство РК не является стороной договора, уполномоченным органом (ответственным исполнителем) в соответствии с вышеназванными Программой и Порядком.
Иных доказательств в нарушение требований статьи 65 АПК РФ в обоснование своих требований в данной части истцом не предоставлено, в т.ч. и суду апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Следовательно, суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, пришел к правильному выводу, что исковые требования в части взыскания 7 464 350 руб. 24 коп. удовлетворению не подлежат, в связи с чем в иске в данной части законно и обоснованно отказал.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Выводы суда соответствуют установленным им обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску распределены судом в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции проверены и отклонены по указанным выше мотивам.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции при проверке дела в апелляционном порядке, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 10.08.2016 по делу N А22-772/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-772/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф08-1570/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО АВИАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАЙН"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, ТРАНСПОРТУ И ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИИ
Третье лицо: АО "АЭРОПОРТ ЭЛИСТА", Правительство Республики Калмыкия, Правительство РК, Найденова Н. Н.