Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
16 декабря 2016 г. |
А65-20436/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" - представителя Есенкова В.В. (доверенность от 12.01.2016 N 6),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2016 года по делу N А65-20436/2016 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (ОГРН 1051622021978, ИНН 1655065057), Республика Татарстан, г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" (ОГРН 1031610005745, ИНН 1645016886), Республика Татарстан, г. Бугульма,
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2016 года заявление удовлетворено, общество с ограниченной ответственностью "Бугульма-Водоканал" привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2016 года по делу N А65-20436/2016, и принять по делу новый судебный акт, которым привлечь общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде наименьшего предела санкции. В обоснование апелляционной жалобы общество указало, что приведенные административным органом правонарушения не повлекли и не могут повлечь последствий, предусмотренных п. 11 ст. 19 Закона о лицензировании, административным органом действия Общества неправомерно квалифицированны по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В материалы дела поступил отзыв административного органа на апелляционную жалобу общества, в котором Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2016 года по делу N А65-20436/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель административного органа в судебное заседание апелляционного суда не явился, административный орган извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения по Распоряжению заместителя руководителя Управления от 21.07.2016 N 2990/13-п/в в период с 01.08.2016-26.08.2016 плановой выездной проверки за деятельностью юридического лица, установлено, что 11.08.2016 в бактериологическом отделе лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал", расположенной по адресу: Республика Татарстан, Бугульминский район, Березовский CMC, объект N 7, ГС, осуществляется деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
- двери помещений для паразитологических исследований, бокса, предбокса не имеют запирающих устройств, бактериологический отдел лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал" не оборудован охранной сигнализацией;
- в помещениях бактериологического отдела лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал" установлена мебель из ДСП, покрытие которой не устойчиво к действию моющих и дезинфицирующих средств;
- в помещениях "заразной" зоны батареи отопления плотно прилегают к стенам и полам, в связи с чем отсутствует возможность проведения их дезинфекции, место ввода инженерных коммуникаций под умывальной раковиной в помещении для микробиологических исследований не герметично;
- в помещениях "заразной зоны" бактериологического отдела лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал" поверхность стен не гладкая: имеются щели в кабель каналах, в месте оборудования заглушек электропроводов, в санитарном узле плитка на стене местами осыпается, линолеумное покрытие на полу в подсобном помещении разошлось по шву, поверхность дверных полотен дверей при входе в бактериологический отдел лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал" негладкая, краска отслаивается, имеются щели;
- в коридоре между помещением для паразитологических исследований и санитарным узлом "заразной" зоны не функционирует система электроосвещения;
- помещение для паразитологических исследований не оборудовано вытяжным шкафом;
- фильтр тонкой очистки, установленный на выходе системы вытяжной вентиляции В1, осуществляющий забор воздуха из боксированного помещения, предбокса, микробиологической комнаты, не проверен на защитную эффективность;
- сотрудниками, осуществляющими обслуживание сосудов, работающих под давлением, (Григорьевой Л.В., Костеевой В.К., Мирзялаловой М.М., Зартдиновой Г.С., Шипиловой Н.Ю., Костиной Т.В.) медицинский осмотр пройден не в полном объеме: отсутствует осмотр стоматолога, не пройдено исследование на определение полей зрения;
- коэффициент пульсации освещенности на рабочем месте бактериолога за ПЭВМ (монитор HANNS сер. N JC 171DPORE500) в бактериологическом отделе лаборатории питьевой воды центральной испытательной лаборатории ООО "Бугульма - Водоканал" составил 14,1% при норме, не превышающей 5% (протокол измерения освещенности N 1617/ФФ от 04.08.2016 филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в Бугульминском, Азнакаевском, Бавлинском районах);
- уровень электромагнитных полей на рабочем месте бактериолога за ПЭВМ (монитор HANNS сер. N JC 171DPORE500) по электрической составляющей на низкой частоте не соответствует гигиеническим требованиям: напряженность электрического поля составила 124 В/м, при норме не более 25 В/м (протокол измерений электромагнитных полей N 1615/фф от 04.08.2016 филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в Бугульминском, Азнакаевском, Бавлинском районах);
- в программе производственного контроля ООО "Бугульма-Водоканал" в перечне нормативных документов отсутствуют санитарные правила, устанавливающие требования к организационным, санитарно - противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с патогенными биологическими агентами - патогенными для человека микроорганизмами; в перечне осуществляемых юридическим лицом работ и услуг не указана осуществляемая лицензиатом деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;
- инженерно - технический персонал не проходит вводные и периодические инструктажи по биологической безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 26.08.2016 N 2990 и в отношении общества должностным лицом административного органа 26.08.2016 составлен протокол об административном правонарушении, в котором вышеуказанные действия общества квалифицированы как нарушение п. 3 ст. 8 Федерального закона от 04.05.11 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 26 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", подпункта "е" п.5 Положения о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317, п.п. 2.3.13, 2.3.17., 2.3.12., 2.3.11., 2.3.4.. 2.3.31.. 2.3.24.. 2.2.6., 2.2.3. СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней", разделов III СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение производственного контроля за соблюдением санитарных правил выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий", п.п. 6.14., 7.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Руководствуясь ст. 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции 13 октября 2016 года принял оспариваемое решение.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Согласно части 4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 1 примечания к статье 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, Обществу Федеральной службой по надзору в сфере защиты и благополучия Человека ( Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан) выдана лицензия от 08.06.2010 года N 16.11.13.001.Л.000025.06.10 (переоформлена на основании решения лицензирующего органа от 13.05.2015 N 114) на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случаев, если указанная деятельности осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах. Место осуществления лицензируемой деятельности - Республика Татарстан, Бугульминский район, Березовский CMC, объект N 7, ГС. Срок действия лицензии- бессрочно (т.1 л.д.51).
В соответствии с п. 3. ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Согласно ст.26 Закона N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" условия работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасности условий работ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для человека и среды обитания устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Осуществление работ с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ санитарным правилам.
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах" утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах (далее - Положение о лицензировании).
Согласно п.6 указанного Положения о лицензировании грубым нарушением лицензионных требований является несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных п.5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пп. "е" п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 "О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах" (далее - Положение о лицензировании) лицензиат при осуществлении лицензируемой деятельности должен отвечать следующим лицензионным требованиям: соблюдение лицензиатом, выполняющим работы в соответствии с пунктами 1 - 5 приложения к настоящему Положению, требований санитарных правил по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 N 4 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08 "Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 "Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней" установлены требования к помещениям и оборудованию лаборатории и требования к проведению работ в лаборатории.
В соответствии с указанными правилами:
2.3.13. Окна и двери помещений "заразной" зоны лаборатории должны быть герметичными. Допускается заполнение оконных проемов стеклоблоками. Окна цокольного и первого этажей независимо от наличия охранной сигнализации должны быть оснащены металлическими решетками, не нарушающими правил пожарной безопасности. Двери должны иметь запирающие устройства.
2.3.17. Лабораторное оборудование и мебель (столы, стеллажи для содержания животных, стулья и т.д. ) должны быть гладкими, без острых краев и шероховатостей и иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин. В помещениях "заразной" зоны не допускается использование мебели из древесины и с мягким покрытием.
2.3.12. В помещениях "заразной" зоны выступающие и проходящие трубы (батареи отопления) располагают на расстоянии от стен с целью возможности проведения их дезинфекции, места ввода инженерных коммуникаций должны быть герметичными.
Отопительные приборы должны иметь гладкую легко очищаемую поверхность.
2.3.11. Внутренняя отделка помещений должна быть выполнена в соответствии с их функциональным назначением и гигиеническими нормативами. Поверхность пола, стен, потолка в лабораторных помещениях "заразной" зоны должна быть гладкой, без щелей, устойчивой к многократному действию моющих и дезинфицирующих средств. Полы должны быть не скользкими, иметь гидроизоляцию.
В помещении "заразной" зоны не допускается устройство подвесных потолков, не отвечающих указанным требованиям, и подпольных каналов.
2.3.4. Лаборатория должна быть обеспечена холодным и горячим водоснабжением, канализацией, электричеством, отоплением и вентиляцией.
Все помещения лаборатории должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
2.3.31. Для работы с ПБА должны применяться боксы биологической безопасности II класса.
Все работы в боксах биологической безопасности проводят на поддонах с салфетками, смоченными дезинфицирующим раствором.
Помещения для исследований на кишечные протозоозы и гельминтозы должны быть оборудованы вытяжным шкафом.
2.3.24. Помещения блока для работы и содержания инфицированных животных, боксированные помещения, микробиологические комнаты, должны быть оборудованы автономными системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, оснащенными фильтрами тонкой очистки на выходе, проверяемыми на защитную эффективность, или боксами биологической безопасности II класса.
В отдельных случаях, для создания асептических условий в помещениях, фильтрами тонкой очистки могут оснащаться и приточные системы вентиляции.
2.2.6. При приеме на работу, связанную с использованием ПБА III-IV групп, персонал должен проходить предварительный медицинский осмотр с целью выявления медицинских противопоказаний к вакцино-профилактике, лечению специфическими препаратами и применению средств индивидуальной защиты. Объем и порядок проведения медосмотра определяются действующими нормативными документами.
Все сотрудники, привлекаемые к работам с ПБА III-IV групп, должны проходить периодические медицинские осмотры в соответствии с нормативными документами.
2.2.3. Инженерно-технический персонал, дезинфекторы и санитарки структурного подразделения, осуществляющего деятельность с использованием ПБА III-IV групп, должны проходить вводные и периодические инструктажи по биологической безопасности по месту работы в соответствии с должностными обязанностями. Допуск инженерно-технического персонала к обслуживанию оборудования оформляется на основании приказа руководителя организации один раз в два года.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 введены в действие Санитарные правила - СП 1.1.1058-01 (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001), разделом III которых установлены требования к программе (плану) производственного контроля.
В соответствии с указанными правилами:
Программа (план) производственного контроля (далее - программа) составляется в произвольной форме и должна включать следующие данные:
3.1. Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;
3.2. Перечень должностных лиц (работников), на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля;
3.3. Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания (контрольных критических точек), в отношении которых необходима организация лабораторных исследований и испытаний с указанием точек, в которых осуществляется отбор проб (проводятся лабораторные исследования и испытания), и периодичности отбора проб (проведения лабораторных исследований и испытаний)*;
3.4. Перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации;
3.5. Перечень осуществляемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем работ и услуг, выпускаемой продукции, а также видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих санитарно-эпидемиологической оценке, сертификации, лицензированию;
3.6. Мероприятия, предусматривающие обоснование безопасности для человека и окружающей среды продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке, реализации и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;
3.7. Перечень форм учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
3.8. Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
3.9. Другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03".
В соответствии с п. 6.14. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 коэффициент пульсации не должен превышать 5%.
В соответствии с 7.1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах пользователей, а также в помещениях образовательных, дошкольных и культурно-развлекательных учреждений, представлены в приложении 2 (таблица 1).
Нарушение лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных п.5 указанного выше Положения о лицензировании, доказано административным органом и Обществом не оспаривается.
Частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Административным органом установлено, что вменяемые обществу нарушения являются нарушениями требований биологической безопасности и могут привести к выходу патогенного биологического агента во внешнюю среду, возникновению массовой инфекционной заболеваемости среди населения. Таким образом, указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, животных, окружающей среды.
Нарушение лицензиатом лицензионных требований, предусмотренных п.5 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан), подтверждено материалами настоящего дела.
Факт правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности, непринятие им всех зависящих от него мер по соблюдению положений действующего законодательства, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей, доказаны материалами дела об административном правонарушении, в т.ч. актом проверки от 26.08.2016 N 2990, в котором зафиксированы нарушения; протоколом об административном правонарушении от 26.08.2016.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Наличие события и состава административного правонарушения административным органом доказаны.
Процедура привлечения к административной ответственности заявителем соблюдена, процессуальных нарушений со стороны административного органа не установлено. Срок для привлечения к административной ответственности не истек.
Оснований для применения судом статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения при вышеуказанных обстоятельствах не усматривается.
Суд первой инстанции, принимая во внимание и оценивая в качестве смягчающих ответственность обстоятельств совершение нарушения впервые и принятие ответчиком мер по устранению допущенных нарушений, в отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, пришел к правомерному выводу о возможности назначении ответчику административного наказания в виде административного штрафа, с применением положений 3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы Общества подлежат отклонению.
Проверкой установлено, что Обществом не соблюдаются санитарные правила по обеспечению безопасности работ, проводимых с возбудителями инфекционных заболеваний человека и животных, вменяемые обществу нарушения являются нарушениями требований биологической безопасности и могут привести к выходу патогенного биологического агента во внешнюю среду, возникновению массовой инфекционной заболеваемости среди населения. Таким образом, указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Допущенное нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом "е" и пункта 5 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 317, правомерно квалифицировано административным органом и судом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку является грубым нарушением. Применительно к обстоятельствам настоящего дела объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в самом факте нарушения обществом лицензионных требований, влекущего наступление угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, что не требует установления конкретных случаев предотвращения непосредственного причинения вреда гражданам.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10 ноября 2016 г. N Ф06-14048/2016 по делу А72-32300/2016.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 октября 2016 года по делу N А65-20436/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20436/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань
Ответчик: ООО "Бугульма-Водоканал", г.Бугульма