Требование: о взыскании субсидии, о взыскании убытков в отношении жилья
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
27 октября 2016 г. |
Дело N А81-1225/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Кудриной Е.Н., Солодкевич Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11923/2016) Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2016 года по делу N А81-1225/2016 (судья Чорноба В.В.), принятое по иску закрытого акционерного общества "Спецтеплосервис" (ИНН 8908001677, ОГРН 1048900100446) к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) о взыскании 3 382 906 руб. 47 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - Кравченко С.В. (паспорт, доверенность N 32 от 25.03.2016 сроком действия один год),
установил:
закрытое акционерное общество "Спецтеплосервис" (ЗАО "Спецтеплосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением о взыскании с Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа убытков (далее - Департамент, ответчик) 3 382 906 руб. 47 коп. выпадающих доходов (субсидии) по услуге теплоснабжения пустующих жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2016 года по делу N А81-1225/2016 исковые требования удовлетворены.
Департамент, не согласившись с указанным судебным актом, обратился в суд с апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик указывает на то, что надлежащим ответчиком по иску о взыскании убытков является публично-правовое образование, а не его орган; судебные акты по делу N А81-2268/2015 не имеют для ответчика преюдициального значения; органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся собственниками пустующих жилых помещений не отнесены к льготной категории потребителей в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО).
От ЗАО "Спецтеплосервис" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец выражает несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
ЗАО "Спецтеплосервис", извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. Руководствуясь статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу при данной явке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 февраля 2015 года стороны подписали Соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов N 15 (далее - Соглашение от 16.02.2015 N 15), по условиям которого Департамент (уполномоченный орган) обязался предоставить закрытому ЗАО "Спецтеплосервис" (получателю) субсидию из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги), льготных тарифов для ресурсоснабжающих организаций на уровне не обеспечивающем возмещение издержек (пункт 1.1).
Соглашение рассчитано на весь 2015 год.
ЗАО "Спецтеплосервис", являясь ресурсоснабжающей организацией, обеспечило поставку тепловой энергии, в том числе в пустующие жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.
В исковом заявлении истец заявляет о том, что по итогам 2015 года Департамент не возместил ему выпадающие доходы по услуге теплоснабжения в размере 3 382 906 руб.47 коп. Расчет данной суммы произведен только по пустующим квартирам муниципального и государственного жилищного фонда.
Обратившись в декабре 2015 года в Департамент с заявлением о возмещении потерь, ЗАО "Спецтеплосервис" получило отказ по причине того, что собственники муниципального и государственного жилищного фонда не относятся к категории потребителей ресурсов, имеющих право на льготы.
Заявляя о возмещении убытков как ответчику в декабре 2015 года, так и в исковом заявлении, истец ссылается на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.07.2015 по делу N А81-2268/2015, оставленное в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 и постановлением арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.11.2015.
В рамках дела N А81-2268/2015 ЗАО "Спецтеплосервис" предъявляло иск к Администрации муниципального образования Аксарковское о взыскании долга по оплате тепла, поставленного в 2015 году в квартиры муниципального образования, в которых никто не проживает. Расчет истца был произведен как для "прочих потребителей", а ответчик утверждал, что расчет следовало производить по льготному тарифу. Суды всех инстанции пришли к выводу, что по пустующим квартирам муниципального и государственного жилищного фонда расчет надлежит производить по льготному тарифу, как для потребителей, определенных в абзаце 3 части 1 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 16.02.201 N 15 по льготному тарифу обязанным возместить выпадающие доходы является Департамент, истец обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 1 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО настоящим Законом устанавливаются отдельные категории потребителей коммунальных ресурсов, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот, порядок компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям в Ямало-Ненецком автономном округе
Льготные тарифы - тарифы на коммунальные ресурсы, установленные для ресурсоснабжающих организаций исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) (далее - исполнительный орган) на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек ресурсоснабжающих организаций (пункт 2 статьи 2 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО).
Выпадающие доходы ресурсоснабжающих организаций - убытки, возникающие в связи с установлением исполнительным органом льготных тарифов для ресурсоснабжающих организаций (пункт 3 статьи 2 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО).
Согласно статье 3 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО, к отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов, имеющим в соответствии с настоящим Законом право на льготы, относятся:
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в их собственности (абзац 2 части 1 статьи 3);
- граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды (абзац 3 части 1).
Компенсация выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям предоставляется в виде субсидии (пункт 2 статьи 5 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО).
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа N 409-т от 16.12.2014 на 2015 год установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую истцом и поставляемую потребителям муниципального образования Приуральский район:
- для потребителей тепловой энергии (мощности), имеющих право на льготы, указанные в абзаце 2 части 1 статьи 3 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО, применяется тариф 1 020 руб. 34 коп. за Гкал,
- для потребителей тепловой энергии (мощности), имеющих право на льготы, указанные в абзаце 3 части 1 статьи 3 Закона от 01.12.2014 N 107-ЗАО, применяется тариф 1 204 руб. за Гкал,
- для остальных потребителей применяется тариф 4 108 руб. за Гкал за период с 01.01.2015 по 30.06.2015, 4640 руб. за Гкал за период с 01.07.2015 по 31.12.2015.
Из изложенных положений нормативных правовых актов следует, что тариф, обеспечивающий возмещение издержек ресурсоснабжающей организации (в данном случае истца) - 4 108 руб. за Гкал за период с 01.01.2015 по 30.06.2015, 4640 руб. за Гкал за период с 01.07.2015 по 31.12.2015. Разница между тарифом, обеспечивающим возмещение издержек, и льготным тарифом - это выпадающие доходы истца (убытки), подлежащие компенсации в виде субсидии.
Департамент на основании Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.01.2015 N 94-П (далее - Порядок N 94-П), является уполномоченным органом, предоставляющим субсидии в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением уполномоченным исполнительным органом государственной власти автономного округа льготных тарифов для ресурсоснабжающих организаций на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами между Департаментом и ЗАО "Спецтеплосервис" заключено Соглашение от 16.02.2015 N 15 о предоставлении субсидии на компенсацию выпадающих доходов.
Предметом настоящего иска является возмещение выпадающих доходов в виде предоставления субсидии в соответствии с Соглашением от 16.02.2015 N 15.
Таким образом, Департамент, вопреки доводам апелляционной жалобы, является надлежащим ответчиком по настоящему иску в силу специального правового регулирования.
Поскольку в силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, ЗАО "Спецтеплосервис" при начислении оплаты за поставленную тепловую энергию по объектам пустующего жилого фонда, находящегося в собственности органов государственной власти и местного самоуправления, руководствовался судебными актами, вынесенными по делу N А81-2268/2015, применял тариф для потребителей категории "население" в размере 1 204 руб. за Гкал.
В результате у истца возникли убытки (выпадающие доходы), которые он отразил в уточненной заявке на получение субсидии, предъявленной ответчику письмом от 08.12.2015 N 1714 в соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 16.02.2015 N 15.
Судебные акты по делу N А81-2268/2015 действительно не являются преюдициальными по смыслу статьи 69 АПК РФ для ответчика, но они являются таковыми для истца и, как указывалось выше, носят общеобязательный характер, в том числе и для Департамента. Более того, при наличии таких судебных актов истец не имеет возможности в ином порядке возместить стоимость отпущенной тепловой энергии на объекты пустующего государственного и муниципального жилого фонда.
Рассмотрев в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что истцом доказано наличие выпадающих доходов, которые подлежат компенсации.
Расчет суммы убытков Департаментом не оспаривался ни в ходе рассмотрения уточненной заявки на получение субсидии, ни в рамках рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции при разрешении вопроса были применены правильно. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2016 года по делу N А81-1225/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-1225/2016
Истец: ЗАО "Спецтеплосервис"
Ответчик: Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-комунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамент тарифной политики,энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа