Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А72-5703/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области - представитель не явился, извещен,
от Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2016 года апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5703/2016 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ОГРН 1087306000385, ИНН 7306040028), Ульяновская область, г.Барыш, к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300516330, ИНН 7304002651), Ульяновская область, г.Барыш, третье лицо: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515329, ИНН 7301002156), Ульяновская область, г.Барыш,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - управление финансов), выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника; обязании приостановить операции по всем лицевым счетам, включая счета структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа от 18 ноября 2015 года серии ФС N 006645083.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - третье лицо, школа).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года бездействие управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по лицевым счетам школы, признано незаконным. На управление финансов возложена обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 18 ноября 2015 года серии ФС N 006645083 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника - школы, включая лицевые счета своих структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В апелляционной жалобе управление финансов просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие факта бездействия и умысла; недостаточное финансирование расходов по выплате зарплаты сотрудникам, а также обязательных отчислений в ПФР из бюджета Ульяновской области. Исполнительные листы погашаются в порядке очередности. Наличие судебного решения по задолженности в несколько тысяч рублей привет к остановке всех финансовых операций школы, что нарушает баланс интересов участников финансовых отношений.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением от 02 ноября 2015 года по делу N А72-12895/2015 Арбитражный суд Ульяновской области взыскал с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области задолженность по страховым взносам и пени в ПФР и ФФОМС.
Судом первой инстанции на принудительное исполнение вышеуказанного решения выдан исполнительный лист от 18 ноября 2015 года серии ФС N 006645083, который был направлен к исполнению в управление финансов с заявлением от 03 декабря 2015 года N 587 и получен управлением нарочно, что подтверждает отметка от 07 декабря 2015 года (л.д.11).
В соответствии с информацией, содержащейся в ЕГРЮЛ, в отношении должника - школы - по своей организационно-правовой форме должник является муниципальным бюджетным учреждением (л.д.6).
Установлено, что в сроки, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), судебный акт исполнен не был.
Давая оценку оспариваемому бездействию, исходя из совокупности всех представленных в дело доказательств, суд первой инстанции учел разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", согласно которым право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Вступившие в законную силу акты арбитражных судов согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статье 16 АПК РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Таким образом, вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области подлежат безусловному исполнению.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного Кодекса.
Статьей 242.1 БК РФ определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1).
В силу пункта 5 названной статьи, действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз.2 статьи 215.1 БК РФ организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Статья 242.5 БК РФ регулирует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В силу пункта 2 статьи 242.5 БК РФ финансовый орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, предусмотрены в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ. При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242.1 БК РФ, орган возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
На основании частей 5, 7 статьи 242.5 БК РФ должник для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должен представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При нарушении должником данного требования, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов).
Также при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). При этом предусмотрено, что операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются лишь при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Следовательно, БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер, побуждающих органы муниципальной власти и должника к исполнению судебного решения. Это полномочие финансового органа муниципального образования - при наличии к тому оснований - является не только правом, но и обязанностью, и влечет необходимость проведения всех предусмотренных действующим бюджетным законодательством мероприятий.
На основании изложенного управление финансов обязано было принять меры к исполнению вышеназванного исполнительного документа в порядке, установленном БК РФ.
Управление финансов не представило возражений по наличию (отсутствию) полномочий, установленных правовыми актами муниципального образования, по организации процесса исполнения бюджета данного образования в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, именно на управление финансов возложена обязанность исполнить указанный выше исполнительный документ арбитражного суда.
Суд первой инстанции установил, что предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен в адрес ГУ-УПФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области в установленный БК РФ срок, то есть принят управлением финансов к исполнению. При этом должник по исполнительному листу в трехмесячный срок не исполнил в полном объеме свое денежное обязательство в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством. Между тем управление финансов, в свою очередь, не приостановило по истечении предусмотренного вышеуказанными нормами трехмесячного периода осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 8-П взыскателю должны быть гарантированы действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок; эффективный, а не формальный, судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
В силу положений статьи 242.5 БК РФ и статей 65, 200 АПК РФ управление финансов в рамках настоящего дела должно доказать, что предприняло все предусмотренные законом действия, направленные на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. Однако такие доказательства в материалы дела не представлены.
С учетом совокупности данных обстоятельств, приняв во внимание, что исполнительный документ не исполнен, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя и признал незаконным бездействие управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в связи с несоответствием требованиям действующего бюджетного законодательства и нарушением прав и охраняемых законом интересы заявителя в его экономической деятельности, связанной, в том числе, с обязанностью своевременного пополнения средств Пенсионного фонда РФ.
Суд первой инстанции также исходил из того, что в связи с неисполнением судебного акта нарушаются права застрахованных лиц - работников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 2" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, создаются препятствия для реализации их конституционного права на государственную пенсию.
Начиная с 01 января 2002 года страховые взносы в Пенсионный фонд носят характер индивидуально возмездных платежей, персональным целевым назначением которых является реализация прав гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ст.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Неисполнение исполнительного листа приводит к не поступлению страховых взносов на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц - работников страхователя, что может повлечь за собой нарушение их прав.
Учитывая изложенное, исходя из норм действующего бюджетного законодательства, приостановление операций по счетам должника является не правом, а обязанностью органа, в который направлен исполнительный лист. При этом отсутствие бюджетного финансирования не может являться препятствием для приостановления операций по счетам.
Доказательства фактического приостановления операций по лицевым счетам должника не представлено. Несмотря на вынесенное управлением финансов уведомление о приостановлении, операции по лицевым счетам продолжают осуществляться. Доказательства полного погашения задолженности по исполнительным листам не представлены.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами суд первой инстанции возложил на управление финансов обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа от 18 ноября 2015 года серии ФС N 006645083 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах школы, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта бездействия и умысла отклоняются, поскольку принятых управлением финансов мер явно недостаточно для исполнения судебного акта, вступившего в законную силу, обязательного для исполнения. Операции по лицевым счетам должника не были приостановлены, решение суда не исполнено.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточное финансирование расходов по выплате зарплаты сотрудникам, а также обязательных отчислений в ПФР из бюджета Ульяновской области несостоятельна. Недостаточное финансирования указанных расходов из областного бюджета не снимает с управления финансов обязанности исполнить решение суда с учетом полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, в том числе по приостановлению операций по лицевым счетам должника.
Доводы управления финансов о том, что исполнительные листы погашаются в порядке очередности, не могут служить основанием для отказа принять предусмотренные БК РФ меры для исполнения вышеуказанного решения суда.
Ссылка на то, что наличие судебного решения по задолженности в несколько тысяч рублей привет к остановке всех финансовых операций школы, что нарушает баланс интересов участников экономических отношений, также подлежит отклонению. В данном случае суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, правомерно исходил из того, что в связи с неисполнением судебного акта нарушаются права застрахованных лиц - работников школы, создаются препятствия для реализации их конституционного права на пенсионное обеспечение. Соответственно баланс интересов сторон принятием обжалуемого решения суд первой инстанции не нарушил.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 15 сентября 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления финансов - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на управление финансов, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 сентября 2016 года по делу N А72-5703/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5703/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ "Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области
Третье лицо: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N2" МО "Барышский район" Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N2" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ