Требование: о привлечении к административной ответственности
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
14 декабря 2016 г. |
Дело N А63-8428/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью кондитерской фабрики "Весталия" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 по делу N А63-8428/2016 (судья В.Г. Русанова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью кондитерской фабрики "Весталия", г. Ставрополь, ОГРН 1122651018555, ИНН 2607800763,
к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь, ОГРН 1127747288910,
об изменении постановления от 06.07.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью кондитерской фабрики "Весталия", г. Ставрополь (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Ставрополь (далее - управление), об изменении постановления от 06.07.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), возврате административного дела в управление на рассмотрение.
Решением от 13.10.2016 постановление от 06.07.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5 Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, о привлечении общества с ограниченной ответственностью кондитерской фабрики "Весталия", к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 600 000 рублей, изменено, сумма штрафа снижена до 400 000 рублей. В остальной части постановление от 06.07.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5 Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, оставлено без изменения. В части и возвращении дела на рассмотрение Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, производство по делу прекращено.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда от 13.10.2016 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда от 13.10.2016 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.05.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5 управлением в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка выполнения ранее выданного предписания от 11.12.2015 N 6047-Р-ПЛ-К12.5, по результатам которой был составлен акт от 10.06.2016 N 2475-Р-ВП-К12.5, в то же день обществу было выдано предписание N 2475-Р-ВП-К12.5.
В ходе проверки в период с 06.06.2016 по 10.06.2016 было установлено неисполнение обществом пунктов 2-7, 9-17 ранее выданного предписания.
22 июня 2016 года при участии законного представителя общества управлением был составлен протокол N 2475-З-ВП-К12.5 по признакам нарушения обществом части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Протокол был подписан представителем общества без замечаний.
Рассмотрев материалы административного дела, 06 июля 2016 года управлением при участии представителя общества по доверенности было вынесено постановление N 2475-З-ВП-К12.5, которым общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением в части суммы вмененной санкции, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о его изменении.
В части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ следует, что для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств - протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных Кодекса, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего, свидетелей, заключений эксперта, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использования доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Пунктом 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалами проверки и административного дела подтверждается факт неисполнения обществом пунктов 2-7, 9-17 ранее выданного предписания от 11.12.2015 N 6047-Р-ПЛ-К12.5.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения в материалы дела не представлены, обществом совершение административного правонарушения не оспаривается.
В действиях общества имелся состав административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Судом не установлено нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 данного Кодекса.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
В оспариваемом постановлении не указано об установлении факта наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность общества.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у административного органа законных оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, поскольку событие вменяемого обществу административного правонарушения, вина в его совершении достоверно установлены административным органом и подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении управлением назначено обществу административное наказание не соответствии с требованиями части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а именно учтены, но не в полной мере характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В связи, с чем судом правомерно уменьшен размер назначенного наказания до минимального, предусмотренного санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ. При этом суд признает, что управлением выполнены обязанности по доказыванию соответствия оспариваемого постановления закону в соответствии с положениями АПК РФ.
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ является законным и обоснованным, при условии уменьшения назначенного наказания до минимального размера, установленного названной нормой.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 по делу N А63-8428/2016.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.10.2016 по делу N А63-8428/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-8428/2016
Истец: ООО КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "Весталия", ООО КФ "Весталия"
Ответчик: Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому , технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Кавказское Управление Федеральной службы по экологическому , технологическому и атомному надзору