Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф05-3065/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А40-163446/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Чеботаревой И.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ЗАО "ГрандМоторс" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2016 г. по делу N А40-163446/16 (20-1440) судьи Бедрацкой А.В.
по заявлению ЗАО "ГрандМоторс" (ОГРН 1047796485220)
к ИФНС России N 10 по г.Москве
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Ельницкая М.Л. по дов. от 06.12.2016 г., Персиц М.Г. по дов. от 30.05.2016 г.; |
от ответчика: |
Беляков М.А. по дов. N 06-06/34495 от 19.09.2016 г.; |
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ГРАНДМОТОРС" (далее - ЗАО "ГРАНДМОТОРС", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по г.Москве (далее - инспекция, заинтересованное лицо, ИФНС России N 10 по г.Москве) с заявлением о признании недействительным решения N 26-21/1588 от 25.04.2016 г. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.10.2016 г. вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о том, что в данном случае инспекция в установленном порядке реализовала предоставленное ей законодательством о налогах и сборах право на получение сведений о налогоплательщике, а ЗАО "ГранМоторс" обязано было исполнить корреспондирующую данному праву обязанность по предоставлению инспекции документов (информации) необходимых для целей налогового контроля.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что инспекция истребовала документы по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, в связи с чем непредставление документов, истребуемых вне рамок проведения налоговых проверок, по мнению общества, не может признаваться налоговым правонарушением.
Ответчиком представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ, в котором налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "ГРАНДМОТОРС" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.07.2004 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным номером 1047796485220.
Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес налогоплательщика было направлено требование о представлении документов (информации) от 01.02.2016 г. N 26-21/108254, в соответствии с которым заявителю было предложено представить необходимые для проведения мероприятий налогового контроля копии документов по сделке с ООО "Энерго Интегра".
Посчитав, что реквизитов конкретной сделки инспекция в требовании от 01.02.2016 г. N 26-21/108254 не сообщила, информации, по которой возможно идентифицировать конкретную сделку, документы по которой истребуются, не представил, перечисленные в требовании документы не содержат какой-либо информации о какой-либо конкретной сделке.
Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении заявителя акта N 26-21/1610 от 26.02.2016 г. об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).
С учетом представленных налогоплательщиком письменных возражений от 23.03.2016 г., инспекцией вынесено решение от 25.04.2016 г. N 26-21/1588 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации), в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 руб.
В порядке статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации ЗАО "ГРАНДМОТОРС" обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве, по результатам рассмотрения которой, Управлением Федеральной налоговой службы по г.Москве было принято решение по жалобе от 14.07.2016 г. N 21-19/077713, в соответствии с которым оспариваемый ненормативный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Посчитав, что решение N 26-21/1588 от 25.04.2016 г. о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) незаконное, в связи с чем нарушает права и законные интересы ЗАО "ГРАНДМОТОРС", последнее обратилось с заявлением в суд.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым ненормативным актом инспекцией констатировано нарушение ЗАО "ГРАНДМОТОРС" пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в виде неправомерного несообщения (несвоевременное сообщение) лицом сведений, содержащихся в требовании N 26-21/108254 от 01.02.2016 г. о представлении документов (информации).
Обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, установлена подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации определен комплекс прав налоговых органов, при этом данный перечень не является исчерпывающим, поскольку налоговые органы осуществляют также и иные права, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статья 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках, устанавливает два случая истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации: 1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, плательщика страховых взносов), этих документов (информации) (пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации); 2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из приведенных пунктов статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует вывод, что в любом случае налоговый орган вправе истребовать как документы, так и информацию соответствующего содержания.
Из пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требовать у налогоплательщика копию договора, акта, первичных документов по сделке налоговые органы вправе.
Пунктами 3 и 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок истребования документов и/или информации.
В силу пункта 3 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (пункт 4 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из буквального понимания статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что требование о представлении документов (информации) должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) и по какой конкретно сделке
В то же время, согласно судебно-арбитражной практике обоснованная необходимость может и не быть связана с проведением каких-либо мероприятий налогового контроля.
Таким образом, если налоговая проверка не проводится, но у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, то должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки, располагающих информацией об этой сделке.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации в письме от 30.09.2014 г. N ЕД-4-2/19869 указало, что информация о конкретной сделке может включать, в частности, информацию о сторонах этой сделки, ее предмете, об условиях совершения сделки. Та же позиция изложена в более раннем письме Минфина России от 02.05.2007 г. N 03-02-07/1-209.
Таким образом, при истребовании документов (информации) по конкретной сделке:
- инспекция вправе истребовать какие-либо документы (могут запросить информацию не о деятельности налогоплательщика вообще, а только по конкретной сделке, при этом инспекция вправе истребовать сведения, как у контрагента, так и у любого другого лица, у которого, по мнению налогового органа, есть какие-либо документы (информация) о сделке);
- требование о предоставлении информации о сделке в обязательном порядке должно содержать сведения, позволяющие ее идентифицировать;
- запросить документы (информацию) вне мероприятий налогового контроля возможно в случае возникновения обоснованной необходимости;
- могут быть затребованы необходимые сведения о конкретной сделке с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац 3 пункта 5 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 6.4, 6.8 Типового положения о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по камеральному контролю (утв. Приказом Минфина России от 17.07.2014 г. N 61н), в круг полномочий инспекции входит:
1) осуществление автоматизированной сверки, сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по налогу на добавленную стоимость;
2)организация проведения территориальными налоговыми органами и осуществление контроля за проведением территориальными органами в отношении налогоплательщиков, их контрагентов (цепочки контрагентов) мероприятий налогового контроля по выявленным противоречиям между сведениями несоответствиями сведений) об операциях, содержащихся в налоговых декларациях по НДС, свидетельствующим о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению.
В пункте 5 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов (информации), утвержденного Приказом ФНС России от 08.05.2016 г. N ММВ-7-2/189@ закреплено, что лицо, располагающее документами (информацией) состоит на учете в налоговом органе, проводящем мероприятия налогового контроля, требование о представлении документов (информации) направляется этому лицу указанным налоговым органом. При этом, поручение об истребовании документов (информации) не составляется.
ИФНС России N 10 по г.Москве указывает, что письмом от 04.08.2015 г. УФНС России по г.Москве сообщило в инспекцию, что Межрегиональной ИФНС России по камеральному контролю проанализированы данные деклараций по НДС, книг покупок и книг продаж ООО "Прод Сигмент", контрагентов и по цепочке покупателей установлена схема, участником которой, в том числе является налогоплательщик.
Инспекцией проанализирована декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года ЗАО "ГРАНДМОТОРС".
Так, согласно разделу 8 налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2015 г. заявителем отражена операция по покупке товара у поставщика ООО "Энерго Интегра".
На основании вышеизложенного, в целях определения наименования товара, приобретенного заявителем у ООО "Энерго Интегра" ИНН 7705859404, а также установления цепочки поставщиков товара, инспекцией на основании сведений, отраженных заявителем в разделе 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 года, выставлено требование от 01.02.2016 г. N 26-21/108254 о предоставлении документов (информации).
Согласно указанному требованию заявителю необходимо было представить:
- счет-фактура от 02.10.2015 г. N 00000180, от 02.11.2015 г. N 00000201, от 25.11.2015 г. N 00000217, от 26.11.2015 г. N 00000214 от 08.12.2015 г. N 00000225, от 28.10.2015 г. N 00000195, от 30.10.2015 г. N 00000198, от 17.12.2015 г. N 00000227;
- товарные накладные к указанным счетам-фактурам;
- договор на приобретение товаров по указанным счетам-фактурам;
- оборотно-сальдовую ведомость и карточки бухгалтерских счетов по счетам: 19, 41, 60, 51 за период с 01.10.2015 г. по 31.12.2015 г. (в разрезе контрагента ООО "Энерго Интегра");
Как усматривается из материалов дела, в ответ на требование от 01.02.2016 г. N 26-21/108254 обществом представлены пояснения от 11.02.2016 г., согласно которым налогоплательщик выразило отказ в предоставлении запрашиваемых документов, в связи с тем, что указанное требование не содержит никаких данных, позволяющих идентифицировать сделку, в отношении которой истребуются документы (информация).
Между тем, действия заявителя по непредставлению сведений по вышеуказанному требованию суд расценивает как противодействие мероприятиям налогового контроля.
Содержащиеся в требовании от 20.01.2016 г. N 26-21/107669 о предоставлении документов (информации) данные позволяют в полной мере идентифицировать конкретную сделку, на основании данных самого заявителя, а именно: на основании номеров и дат счетов-фактур, которые выставляются поставщиком товаров, работ, услуг и содержат в себе вид товаров, работ, услуг, единицу измерения, количество, стоимость, а также, покупателя и поставщика, грузоотправителя и грузополучателя товаров, работ, услуг.
Следовательно, выставленное требование от 01.02.2016 г. N 26-21/108254 о представлении документов (информации) полностью соответствует положениям пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Более того, указанное требование полностью соответствует форме требования о предоставлении документов (информации), утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 г. N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации".
Довод заявителя о том, что в соответствии с требованием от 01.02.2016 г. N 26- 21/108254 о представлении документов (информации) невозможно идентифицировать конкретную сделку, является необоснованным ввиду следующего.
В ходе судебного разбирательства инспекция пояснила, что заявителем в разделе 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2015 г. отражены операции с контрагентом ООО "Энерго Интегра" ИНН 7705859404, в связи с чем, в адрес налогоплательщика выставлено требование от 01.02.2016 г. N 26-21/108254 о предоставлении документов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - ФЗ от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ФЗ от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ст.3 ФЗ от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ).
Таким образом, информация, содержащаяся в истребуемых первичных документах, является достаточно определенной и позволяет идентифицировать конкретную сделку. Довод заявителя о том, что счет-фактура не содержит каких-либо сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку, подлежит также отклонению.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру.
Срок составления и выставления счета-фактуры - пять календарных дней со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (пункт 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, составленные и выставленные продавцом в адрес покупателя счета-фактуры и операции, в рамках которых они выставлены, имеют взаимное и однозначное соответствие по отношению друг к другу.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 и подпункта 1 пункта 5.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также счете- фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, в числе прочих реквизитов счета-фактуры должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 разд. II Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" порядковые номера корректировочного счета фактуры, счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке.
Таким образом, нумерация счетов-фактур, выставленных организацией за один и тот же период, не может повторяться, что также подтверждает обоснованные выводы инспекции о том, что указание в требовании номеров и дат счетов-фактур является достаточной информацией для конкретизации определенной сделки.
Довод заявителя о том, что он не составляет товарные накладные к счетам- фактурам и не заключает договоров на приобретение товаров по счетам-фактурам, в связи с чем, не имел возможности представить данные документы, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В рамках заключенных договоров при передаче товаров покупателю или перевозчику должна быть составлена товарная накладная, а счет-фактура должна быть выставлена в течении пяти календарных дней со дня передачи товаров по накладной (п.3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, Письма Минфина от 17.07.2015 г. N 07-01- 06/41127, от 26.03.2015 г. N 03-07-11/16655).
Таким образом, при наличии договора между сторонами и передаче товаров (работ, услуг) по данному договору, составление товарных накладных и выставление счетов-фактур является обязательным условием, в связи с чем, доводы заявителя о том, что им не составляются товарные накладные и не заключался сам договор, при наличии соответствующих счетов-фактур, являются абсурдными и подлежат отклонению судом. Довод заявителя о том, что оборотно-сальдовая ведомость не содержит информацию относительно конкретной сделки, также является необоснованным.
Указанные документы подтверждают (либо не подтверждает) факт исполнения сторонами обязательств по договорам.
Кроме того, данные документы запрошены инспекцией в виде выписки в разрезе ООО "Энерго Интегра" в рамках истребуемой информации по конкретной сделке между обществом и ООО "Энерго Интегра" за определенный период - с 01.10.2015 г. по 31.12.2015 г.
Довод заявителя о том, что он письменно сообщил в инспекцию об отсутствии у него части истребуемых документов, является необоснованным.
Как следует из текста ответа налогоплательщика на требование инспекции о предоставлении документов (информации), из текста которого не следует, что какие- либо документы у заявителя отсутствуют. Не следует этого и из письменных возражений на акт от 26.02.2016 г. N 26-21/1610 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях.
Как указывалось выше, в ответе на требование инспекции содержится именно отказ общества в предоставлении истребованных документов. Кроме того, в указанном ответе содержатся абсурдные доводы заявителя о том, что договоров на приобретение товаров по счетам-фактурам им не заключается, товарных накладных и оборотно-сальдовых ведомостей не составляется, а карточки бухгалтерских счетов - не ведутся. Однако инспекцией запрашивались конкретные документы, оформляющие конкретную сделку с указанным контрагентом и периодом сделки. Вместе с тем, никаких других писем и сообщений об отсутствии у заявителя истребованных документов в инспекцию не поступало и в материалы дела не представлено.
Довод ЗАО "ГранМоторс" о том, что непредставление документов, истребуемых вне рамок проведения налоговых проверок, или непредставление их в установленные статьей 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки не признаются налоговым правонарушением, суд считает необоснованный.
Согласно требованиям статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление документов в установленные сроки, признается налоговым правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, влечет взыскание штрафа с организации в размере десяти тысяч рублей. Из материалов дела следует, что ЗАО "ГранМоторс" в установленный срок не представило в ИФНС России N 10 по г.Москве документы в соответствии с требованием N26-21/108254 от 01.02.2016 г., в связи с чем обоснованно было привлечено к налоговой ответственности.
Довод ЗАО "ГранМоторс" о неправомерности запроса ИФНС России N 10 по г.Москве документов, не являющимися первичными (платежные поручения и другие), судом отклонен правомерно.
Положения статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации не определяют конкретный круг документов, которые могут запрашиваться у заявителя.
В свою очередь, заявитель не вправе оценивать обоснованность истребования налоговым органом у него документов, после которой решать вопрос об отказе в предоставлении документов. Довод ЗАО "ГранМоторс" о том, что за непредставление информации он не был привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, он неправомерно привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, также отклонен правомерно.
Согласно требованию N 26-21/108254 от 01.02.2016 г. инспекция у заявителя истребовала документы и информацию. В свою очередь, заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов. За непредставление информации, оспариваемым ненормативным актом заявитель к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не привлекался. Кроме того, непривлечение заявителя к ответственности, предусмотренной статьей 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не нарушает его права и законные интересы.
Таким образом, в данном случае инспекция в установленном порядке реализовала предоставленное ей законодательством о налогах и сборах право на получение сведений о налогоплательщике, а ЗАО "ГранМоторс" обязано было исполнить корреспондирующую данному праву обязанность по предоставлению инспекции документов (информации) необходимых для целей налогового контроля, в связи с чем оспариваемый ненормативный акт является законным и обоснованным.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.10.20.16г. по делу N А40-163446/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163446/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 апреля 2017 г. N Ф05-3065/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "ГРАНДМОТОРС", ЗАО "ГрандМоторс" (Адвокатский кабинет К.Н. Семенко)
Ответчик: ИФНС N10 по г. Москве