город Воронеж |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А35-11458/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макоер" на определение арбитражного суда Курской области от 16.02.2015 по делу N А35-11458/2014 (судья Кузнецова Т.В.) об обеспечении требований, заявленных Козаченко Владимиром Андреевичем к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Макоер" (ИНН 8903017144, ОГРН 1028900577518),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Макоер": Шелухина К.Ю., представителя по доверенности от 19.12.2014;
от Козаченко Владимира Андреевича: Стрекачева Т.В., представителя по доверенности от 04.03.2014; Петрова С.А., представителя по доверенности от 06.06.2014;
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Козаченко Владимир Андреевич (далее - Козаченко В.А., заявитель) обратился в арбитражный суд Курской области с требованием к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Макоер" (далее - общество "Макоер", общество), принятого 10.12.2014.
Одновременно с заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа Козаченко В.А. заявил ходатайство (исправленное) о принятии обеспечительной меры в виде запрета инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску принимать решения и вносить в сведения единого государственного реестра юридических лиц записи об окончании ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) общества с ограниченной ответственностью "Макоер".
Определением от 16.02.2015 заявление о принятии обеспечительной меры удовлетворено, инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Курску запрещено принимать решения и вносить в сведения единого государственного реестра юридических лиц записи об окончании ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) общества "Макоер".
Не согласившись с указанным судебным актом как с вынесенным с нарушением норм действующего законодательства и без учета фактических обстоятельств дела, общество "Макоер" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить определение арбитражного суда Курской области от 16.02.2015, отказав Козаченко В.А. в удовлетворении заявления о принятии обеспечительной меры.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что в рамках настоящего дела заявитель оспаривает законность решения регистрирующего органа о государственной регистрации общества "Макоер" при наличии состоявшегося и не оспоренного решения общего собрания акционеров указанного юридического лица о реорганизации. Указанное, по мнению общества, означает, что в рамках рассматриваемого дела оспаривается лишь вопрос соответствия закону действий инспекции при регистрации соответствующих изменений, в связи с чем принятые по делу обеспечительные меры не подлежат применению как не связанные с предметом спора и не обеспечивающие реализацию целей принятия обеспечительных мер.
Кроме того, общество указывает, что Козаченко В.А. не обосновал необходимость принятия по делу обеспечительных мер, поскольку принятая обеспечительная мера не исключает для него необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров о реорганизации.
В представленном отзыве Козаченко В.А. возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, считая доводы общества необоснованными, в связи с чем просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При этом Козаченко В.А. указывает на то, что недобросовестные действия единственного участника общества "Макоер" Ершова Ю.Н., а также генерального директора общества Муратова С.В., связанные с реорганизацией или ликвидацией общества "Макоер", а также с отчуждением его имущества, могут существенно затруднить восстановление его правоспособности, поскольку заявителю потребуется дополнительно оспаривать реорганизацию либо ликвидацию общества.
Таким образом, с учетом характера заявленных требований, а также баланса частных и публичных интересов сторон, Козаченко В.А. полагает, что принятые по делу обеспечительные меры направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами спора и не ведут к фактической невозможности общества "Макоер" осуществлять хозяйственную и организационную деятельность, в связи с чем являются законными и обоснованными.
Представители инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску, извещенной о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Поскольку в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, дело было рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей общества "Макоер" и Козаченко В.А., суд апелляционной инстанции считает, что определение арбитражного суда Курской области от 16.02.2015 подлежит отмене.
Как следует из имеющейся в материалах дела выписки из реестра владельцев именных ценных бумаг по состоянию на 05.05.2014, Козаченко В.А. является владельцем 2 530 акаций обыкновенных именных бездокументарных номиналом 1 руб. закрытого акционерного общества "Макоер".
01.12.2014 состоялось повторное внеочередное собрание акционеров закрытого акционерного общества "Макоер", на котором при наличии кворума в 41,67% было принято решение о реорганизации юридического лица в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Макоер".
На основании указанного решения общество "Макоер" обратилось в регистрирующий орган - инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску, которая приняла решения от 10.12.2014 N 6370 о государственной регистрации внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования, а также сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования.
Не согласившись с решением от 10.12.2014 N 6370 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Макоер", полагая его нарушающим его права и законные интересы, Козаченко В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции незаконным.
Одновременно с подачей заявления о признании незаконным решения от 10.12.2014 Козаченко В.А. было заявлено ходатайство о принятии по делу обеспечительных мер в виде запрета инспекции принимать решения и вносить в сведения единого государственного реестра юридических лиц записи об окончании ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) общества с ограниченной ответственностью "Макоер", обосновываемое вероятными недобросовестными действиями участника общества "Макоер", связанными с ликвидацией или реорганизацией общества, что существенно затруднит восстановление правоспособности закрытого акционерного общества "Макоер", поскольку истцу потребуется дополнительно оспаривать ликвидацию или реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Макоер" в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление и принимая обеспечительные меры по делу, суд области исходил из того, что непринятие истребуемой обеспечительной меры может существенно затруднить восстановление правоспособности закрытого акционерного общества "Макоер", поскольку заявителю потребуется дополнительно оспаривать ликвидацию или реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Макоер" в судебном порядке.
Кроме того, из представленных в материалы дела документов регистрационного дела суд области сделал вывод о том, что акционерами постоянного совершаются сделки с принадлежащими им акциями, действительность которых оспаривается заявителем в суде, в связи с чем истребуемые обеспечительные меры способствуют сохранению баланса частных и публичных интересов, способны обеспечить исполнение решения судебного акта, направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами спора, не приведут к фактической невозможности осуществлять обществом с ограниченной ответственностью "Макоер" хозяйственную и организационную деятельность.
Арбитражный суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда области согласиться не может, исходя при этом из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 55), при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований:
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации;
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 12.10.2006 N 55 следует, что арбитражный суд должен дать оценку обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер.
В связи с этим при оценке доводов заявителя, в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса, арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса.
Материалами дела установлено, что, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения инспекции от 10.12.2014 и с заявлением о принятии по данному делу обеспечительных мер, Козаченко В.А. исходил из того, что непринятие обеспечительной меры затруднит реальное исполнение судебного акта в случае удовлетворения его требований о признании незаконным решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Макоер", поскольку повлечет за собой необходимость дополнительно оспаривать ликвидацию или реорганизацию общества "Макоер" в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, Кодекс) по общим правилам реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно положениям статьи 104 Гражданского кодекса, акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
В силу пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.
Порядок государственной регистрации юридических лиц, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон N 129-ФЗ).
Так, порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его реорганизацией регулируется главой V Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Статьей 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.
Государственная регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица в сроки, предусмотренные статьей 8 Закона N 129-ФЗ (статья 15).
Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность (статья 16 Закона N 129-ФЗ).
Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица регулируется главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации.
Опубликование сведений о принятии решения о ликвидации юридического лица может быть осуществлено только после представления сообщения об этом в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. При этом уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее сроков, указанных в пункте 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ.
В случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (пункт 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ).
Согласно статье 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются определенные положениями указанной статьи документы.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено названным Законом (пункт 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура государственной регистрации юридического лица в связи с его реорганизацией или ликвидацией, начинающаяся подачей уполномоченными лицами юридического лица соответствующего заявления и документов и завершающаяся внесением в единый государственный реестр сведений о реорганизации или ликвидации на основании соответствующего решения регистрирующего органа.
Следовательно, основанием для запрещения регистрирующему органу принимать решения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об окончании ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) общества с ограниченной ответственностью "Макоер" и вносить указанные сведения в единый государственный реестр юридических лиц должно являться наличие в нем сведений о начале процедуры реорганизации или ликвидации названного общества.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что процесс реорганизации закрытого акционерного общества "Макоер" в общество с ограниченной ответственностью "Макоер" уже завершен, в связи с чем Козаченко В.А. и обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа о регистрации общества с ограниченной ответственностью "Макоер", созданного в процессе реорганизации закрытого акционерного общества.
Данные о начале процедуры реорганизации уже зарегистрированного общества с ограниченной ответственностью "Макоер" или о начале процедуры его ликвидации в материалах рассматриваемого дела отсутствуют.
Указанное обстоятельство свидетельствует о недоказанности Козаченко В.А. необходимости принятия обеспечительных мер в виде запрета регистрирующему органу принимать решения о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о завершении процедур реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Макоер" и вносить в единый государственный реестр сведения о завершении процедур реорганизации или ликвидации названного общества в отсутствие сведений о том, что такие процедуры уже начаты.
Вывод суда области о том, что непринятие обеспечительной меры в виде запрета регистрирующему органу вносить в единый государственный реестр юридических лиц сведения о завершении процедур реорганизации или ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Макоер" может существенно затруднить восстановление правоспособности закрытого акционерного общества "Макоер", поскольку заявителю потребуется дополнительно оспаривать ликвидацию или реорганизацию общества с ограниченной ответственностью "Макоер" в судебном порядке, ошибочен и сделан без учета фактических обстоятельств дела, существовавших на момент разрешения вопроса о принятии обеспечительных мер.
По мнению апелляционной коллеги, принятые обеспечительной меры в рассматриваемом случае не связаны с предметом спора по делу N А35-11458/2014, а Козаченко В.А. не представлено доказательств, свидетельствующих о необходимости их принятия.
В связи с изложенным апелляционная коллегия полагает необходимым отменить определение суда области о принятии обеспечительных мер как вынесенное необоснованно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не решается, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации рассматриваемая жалоба не подлежит обложению государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Макоер" удовлетворить.
Определение арбитражного суда Курской области от 16.02.2015 по делу N А35-11458/2014 отменить.
Отказать Козаченко Владимиру Андреевичу в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде запрета инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску принимать решения и вносить в единый государственный реестр юридических лиц сведения об окончании ликвидации или реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Макоер".
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение одного месяца через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11458/2014
Истец: Козаченко Владимир Андреевич
Ответчик: ИФНС России по г. Курску
Третье лицо: ЗАО "МАКОЕР", ООО "Макоер", Стекачева Т. В.
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1764/15