город Воронеж |
|
29 апреля 2015 г. |
Дело N А48-4655/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение арбитражного суда Орловской области от 17.02.2015 по делу N А48-4655/2014 (судья Клименко Е.В.), принятое по заявлению государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер" (ИНН 5753018736, ОГРН 1025700830671) о взыскании финансовых санкций в сумме 19 599,90 руб.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - представители не явились, надлежаще извещено;
от бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер" - представители не явились, надлежаще извещено,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее - управление Пенсионного фонда, фонд, страховщик) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер" (далее - Орловский противотуберкулезный диспансер, учреждение здравоохранения, страхователь) финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в сумме 19 599,90 руб.
Данное дело было принято арбитражным судом Орловской области к рассмотрению в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Определением арбитражного суда Орловской области от 04.12.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства.
Решением арбитражного суда Орловской области от 17.02.2015 в удовлетворении заявленных требований фонду было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление Пенсионного фонда обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а также при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы фонд указывает на доказанность совершения страхователем - Орловским противотуберкулезным диспансером нарушений Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Федеральный закон N 27-ФЗ), выразившихся в представлении неполных и недостоверных сведений в отношении сумм начисленных страховых взносов и страховых периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер" в представленном отзыве возразило против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, в связи с чем просило оставить его без изменения, а апелляционную жалобу фонда без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного фонда проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер", по результатам которой составлен акт от 03.06.2014 N 067 022 14 АВ 0000162.
Рассмотрев акт от 03.06.2014 N 067 022 14 АВ 0000162, другие материалы проверки, а также возражения страхователя, заместитель начальника фонда принял решение от 02.07.2014 N 105, которым Орловский противотуберкулезный диспансер привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 19 599,90 руб.
Из текста решения от 02.07.2014 N 105 усматривается, что данная санкция исчислена с суммы страховых взносов 391 997, 97 руб., из которой сумма 22 162,12 руб. исчислена фондом с заниженной базы для исчисления страховых взносов за 2012-2013 годы вследствие непринятия Фондом социального страхования Российской Федерации к зачету произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособности и в связи с материнством; сумма 369 835,87 руб. начислена за работников, в отношении которых неправильно определен страховой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости вследствие включения в страховой стаж периодов пребывания работников в командировках, на курсах повышения квалификации и иных оплачиваемых периодов отсутствия работников на рабочем месте.
На основании вынесенного решения управлением Пенсионного фонда в адрес учреждения здравоохранения было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 18.07.2014 N 94, которым обществу было предложено в срок до 08.08.2014 уплатить сумму финансовых санкций.
В связи с неисполнением последним в указанный в требовании срок обязанности по уплате финансовых санкций, фонд обратился в арбитражный суд Орловской области с заявлением о взыскании с Орловского противотуберкулезного диспансера финансовых санкций в сумме 19 599,90 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из недоказанности управлением Пенсионного фонда фактов представления страхователем неполных или недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Соглашаясь с данным выводом суда области, апелляционная коллегия исходит из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Федеральный закон N 167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Таким образом, применительно к сведениям о начисленных и уплаченных суммах страховых взносах страхователь обязан представить фонду лишь сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Данный вывод в отношении обязанности страхователей по представлению сведений индивидуального персонифицированного учета сделан в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12.
Управлением Пенсионного фонда было установлено, что сведения о выплатах, фактически включенных страхователем в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически начисленных на эти выплаты, были представлены им в установленном порядке.
Вывод о представлении недостоверных сведений в отношении сумм начисленных и уплаченных сумм страховых взносов сделан фондом в связи с выявлением факта непринятия Фондом социального страхования произведенных страхователем расходов на обязательное социальное страхование в связи с временной нетрудоспособностью и материнством, что увеличило базу для начисления страховых взносов по сравнению с тем, как она первоначально была определена страхователем.
Следовательно, поскольку материалами дела установлен факт представления учреждением здравоохранения сведений именно о тех суммах страховых взносов, которые были им фактически исчислены, с учетом правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 7828/12, судом области правомерно отказано управлению Пенсионного фонда во взыскании финансовых санкций по данному основанию, так как доказательств представления страхователем недостоверных, то есть не соответствующих данным его учета сведений о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов, фондом не представлено.
Что касается вывода фонда о представлении страхователем недостоверных сведений о страховом стаже в связи с необоснованным включением в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периодов пребывания работников в командировках, на курсах повышения квалификации и периодов оплачиваемых невыходов на работе, то оценивая указанный вывод апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно подпункту 20 пункта 1 и пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516, Правила).
В силу пункта 4 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, одним из оснований для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В рассматриваемом случае в 2012 - 2013 годах учреждение здравоохранения регулярно направляло своих работников в служебные командировки, а также на курсы повышения квалификации по должностям, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения, а также в дополнительные оплачиваемые отпуска.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Закон N 323-ФЗ) медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Данному праву корреспондирует обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (пункт 8 части 1 статьи 79 Закона N 323-ФЗ, часть 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, указанные командировки, а также направление на курсы повышения квалификации относятся непосредственно к профессиональной деятельности работников учреждения здравоохранения, являются обязательной частью их трудовой деятельности.
Пункт 9 Правил N 516 не содержит указания на то, что период нахождения на курсах повышения квалификации, а равно и в командировках не включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии.
При этом в указанные периоды сотрудники продолжали состоять с работодателем в трудовых отношениях, и им в эти периоды начислялась заработная плата, исчислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доказательства обратного управлением Пенсионного фонда не представлено.
Также, как обосновано указал суд области, в соответствии с пунктом 5.10 раздела 5 "Режим рабочего времени. Время отдыха" коллективного договора учреждения здравоохранения "Орловский противотуберкулезный диспансер" от 09.07.2010, администрация учреждения может предоставлять работникам кратковременные отпуска с сохранением средней заработной платы. Эти дополнительные отпуска предоставляются в соответствии с заявлением работника; в периоды отпусков сохраняется заработная плата и производятся отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 40 Федерального закона от 24.07.2012 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" основанием для привлечения страхователя к ответственности является совершение им нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, под которым названной статьей понимается является виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое законодательством о страховых взносах установлена ответственность.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) предусматривалось, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и(или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10-ти процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации
С 01.01.2014 указанная норма действует в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, устанавливающей за предусмотренные в ней правонарушения ответственность в виде взыскания финансовых санкций в размере 5-ти процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Исходя из установленных обстоятельств дела, апелляционная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях учреждения здравоохранения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
На основании части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Так как материалами дела основания взыскания с Орловского противотуберкулезного диспансера финансовой санкции, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, не доказаны, суд области обоснованно отказал управлению Пенсионного фонда в ее взыскании.
В указанной связи суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Обстоятельства рассматриваемого дела установлены судом области верно. Выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Орловской области от 17.02.2015 по делу N А48-4655/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-4655/2014
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Ответчик: БУЗ Орловской области "Орловский противотуберкулезный диспансер"