г. Владивосток |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А24-5704/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.М. Грачёва,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Дальрыбстрой", Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю,
апелляционные производства N N 05АП-2369/2015, 05АП-2371/2015
на решение от 18.02.2015
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-5704/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (ИНН 4101120894, ОГРН 1074101008134, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.12.2007)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ИНН 4101036307, ОГРН 1024101041470, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2002)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дальрыбстрой" (ИНН 4101089605, ОГРН 1034100642564, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.01.2003)
об оспаривании решения от 23.10.2014 N 21-05/20-14А и предписания от 23.10.2014,
при участии:
лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - УФАС по Камчатскому краю, Камчатское УФАС, управление, антимонопольный орган) от 23.10.2014 по делу N 21-05/20-14А.
Определением суда от 20.01.2015 в соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальрыбстрой" (далее - ООО "Дальрыбстрой", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 заявленные Министерством требования удовлетворены, суд признал решение и предписание УФАС по Камчатскому краю от 23.10.2014, вынесенные по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 21-05/20-14А, недействительными, как не соответствующие законодательству Российской Федерации о защите конкуренции, и обязал УФАС по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 ООО "Дальрыбстрой" и УФАС по Камчатскому краю поданы апелляционные жалобы.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015, ООО "Дальрыбстрой" считает его незаконным по следующим основаниям. Общество полагает, что судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что между Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и ООО "Дальрыбстрой" заключён договор от 24.06.2011 N 41/11 аренды земельного участка общего пользования, в районе Халактырского пляжа, для размещения временного объекта (не капитального строительства) - площадки для добычи песка. Возникшие у Министерства сомнения в законности заключения данного договора по причине отсутствия у ООО "Дальрыбстрой" лицензии на пользование недрами общество считает необоснованными.
Также ООО "Дальрыбстрой" полагает, что то обстоятельство, что право пользования участками недр месторождения строительного песка "Халатырка-1" имеют несколько недропользователей, не могло повлиять на решение о включении заявленного обществом участка в перечень участков недр местного значения, для его дальнейшего выставления на аукцион на право пользование недрами, о чём общество просило в своем заявлении, направленном в Министерство. В связи с этим указание Министерства в обоснование отказа в выставлении на аукцион спорного участка недр только на то основание, что пять компаний уже занимаются таким же видом деятельности (добыча песка), ООО "Дальрыбстрой" считает ограничением конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, заявитель апелляционной жалобы считает, что со стороны Министерства имело место незаконное бездействие по рассмотрению вопроса о проведении аукциона на право пользование недрами на спорном участке, необоснованное затягивании рассмотрения вопроса как о самом проведении аукциона, так и рассмотрении заявления общества от 18.07.2013, которое подано и зарегистрировано в сентябре 2012 года, а ответ на него дан Министерством только в апреле 2013 года, что в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" может быть квалифицированно как уклонение и волокита, дискриминация в отношении общества, и, как следствие, ограничение конкуренции хозяйствующих субъектов.
Также заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что в силу то статьи 17 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" только федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование, и в обоснование ссылается на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 15.02.2006 N 74-Г05-25.
На основании вышеизложенного, ООО "Дальрыбстрой" просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
УФАС по Камчатскому краю в апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 указывает на то, что в рассматриваемом случае основанием для отказа Министерства во включении испрашиваемого обществом земельного участка в Перечень участков недр местного значения, подлежащих выставлению на аукцион на право пользования недрами, явилось то обстоятельство, что в настоящее время потребность Камчатского края в строительном песке полностью обеспечена и Халактырское месторождение в перечень участков недр местного значения на 2014 год не включено. Между тем, в протоколе совместного заседания рабочей группы по анализу и корректировке основных направлений Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2015 года и отраслевой группы Инвестиционного совета Камчатского края по развитию минерально-сырьевого комплекса от 20.12.2013, размещенном на официальном сайте Министерства, содержится решение о поручении Министерству провести работы по оценке месторождения строительного песка на перспективной площадке в Елизовском муниципальном районе и проведению поисковых работ с целью выявления песчано-гравийных смесей на перспективной площадке в микр. Халатырка в г. Петропавловск-Камчатский.
В связи с этим управление считает, что поскольку основания для ограничения количества землепользователей на указанном ООО "Дальрыбстрой" земельном участке с кадастровым номером 41:01:01 01 09:492, отсутствовали, то со стороны Министерства имело место незаконное бездействие по не проведению по заявлению общества спорного аукциона.
С учётом изложенного выше, УФАС по Камчатскому краю просит решение суда первой инстанции от 18.02.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определениями Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 и от 27.03.2015 апелляционные жалобы ООО "Дальрыбстрой" и Камчатского УФАС приняты к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 08.04.2015.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 в связи с отсутствием в материалах дела доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось на 29.04.2015.
В судебное заседание апелляционной инстанции 29.04.2015 представители общества, антимонопольного органа, Министерства не явилиcь, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционные жалобы в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле документам.
От Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края в материалы дела поступили письменные отзывы на апелляционные жалобы ООО "Дальрыбстрой" и УФАС по Камчатскому краю, которые судебная коллегия вместе с приложенными к ним документами, в порядке статьи 262 АПК РФ, с учётом абзаца 2 части 2 статьи 268 АПК РФ, приобщила к материалам дела.
В представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Дальрыбстрой" Министерство с доводами жалобы не согласно, указывает на то, что поскольку выставление на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения строительного песка было признано Комиссией по недропользованию по Камчатскому краю и отраслевой группой Инвестиционного совета в Камчатском крае по объективным основаниям нерациональным, что подтверждается протоколом заседания Комиссии по недропользованию по Камчатскому краю от 02.07.2014 N 1, и о чём ООО "Дальрыбстрой" было проинформировано Министерством письмом от 10.04.2013 N 2602/893, то предложенный ООО "Дальрыбстрой" участок недр местного значения в границах месторождения строительного песка "Халактырка-1" Министерством в Перечень участков недр местного значения, подлежащих выставлению на аукцион на право пользования недрами данного участка, не включался и такой аукцион не объявлялся.
Также Министерство ссылается на то, что договор аренды земельного участка от 24.06.2011 N 41/11 между Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и ООО "Дальрыбстрой" заключён с нарушением требований части 4 статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", поскольку у общества отсутствовала лицензия на пользование недрами, в связи с чем письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2015 N 01-08-01/383/15 в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа направлен проект постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании утратившим силу решения органа местного самоуправления о предоставлении ООО "Дальрыбстрой" земельного участка с кадастровым номером 41:01:010109:492.
На основании изложенного, Министерство просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Дальрыбстрой" - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Камчатскому краю Министерство указывает на то, что решение о включении участка недр в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, подлежащих выставлению на аукцион, принимается Министерством, исходя из принципов рационального использования недрами и потребностей экономики в строительном сырье. В границах Халактырского месторождения право пользования недрами предоставлено пяти недропользователям, осуществляющим добычные работы на участках недр 2-6 месяцев в году и обеспечивающим в полной мере потребности Камчатского края в данном виде полезного ископаемого. Поскольку объём добычи строительного песка регулируется региональным спросом, и динамика добычи в период с 2011 - 2013 годы имела тенденцию к снижению и составляла: в 2011 году - 143,876 тыс.м3; в 2012 году - 139,347 тыс.м3; в 2013 году - 129,900 тыс.м3, то на заседании рабочей группы по анализу и корректировке основных направлений Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае от 20.12.2013 было приято решение считать выставление на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактрыского месторождения строительного песка нерациональным.
Кроме того, Министерство указывает на то, что в соответствии с внесёнными Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ изменениями в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в настоящее время разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых в границах водоохранных зон прямо запрещена законом. Поскольку Халактырское месторождение строительного песка находится в границах водоохраной зоны Тихого океана, то на него распространяется указанное ограничение. В связи с этим, Министерство считает, что УФАС по Камчатскому краю, выдавая оспариваемое предписание от 23.10.2014 и обязывая Министерство выдать ООО "Дальрыбстрой" лицензию на право пользования недрами без проведения процедуры аукциона и разрешить разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых в границах водоохраной зон, действовало в нарушение действующего законодательства.
На основании изложенного, Министерство просит решение суда первой инстанции от 18.02.2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФАС по Камчатскому краю - оставить без удовлетворения.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
На основании постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 23.12.2009 N 3996 между Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ООО "Дальрыбстрой" заключён сроком до 23.06.2026 договор аренды от 24.06.2011 N 41/11 земельного участка, расположенного в районе Халактырского пляжа площадью 0,5073 га, (кадастровый номер участка 41:01:010109:492) для размещения временного объекта (не капитального строительства) - площадки для добычи песка. Указанный договор аренды зарегистрирован 20.10.2011 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю.
05.09.2012 ООО "Дальрыбстрой" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края с заявлением от 18.07.2012 исх.N 28, о рассмотрении вопроса о возможности включения в перечень участков недр местного значения, для дальнейшего выставления на аукцион на правопользование недрами, земельного участка в пределах Халактырского месторождения строительного песка с географическими координатами 41:01:0010109:492.
В письме от 10.04.2013 N 2602/893 Министерство указало обществу, что перечень участков недр местного значения Камчатского края на 2013 год согласован и размещён на официальном сайте Министерства. При этом в настоящее время право пользования участками недр месторождения строительного песка "Халактырка-1" имеют пять недропользователей. работа на участках недр ведётся сезонно (не более полугода), добытое количество полезного ископаемого удовлетворяет спрос на данный вид полезного ископаемого. В связи с этим вопрос о целесообразности выставления на аукцион ещё одного участка недр с целью добычи строительного песка в границах Халактырского месторождения будет рассмотрен Министерством на ближайшем заседании Комиссии по недропользованию по Камчатскому краю
В ответе от 18.12.2013 N 26.02/3666 (получен обществом в январе 2014 года) в дополнение к письму от 10.04.2013 N 2602/893 Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края указало, что вопрос о целесообразности включения участка недр в границах Халактырского месторождения строительного песка в Перечень участков недр местного значения, подлежащих выставлению на аукцион на право пользования недрами в 2014 году, был вынесен 29.11.2013 на заседание отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию минерально-сырьевого комплекса, на котором единогласно принято решение считать выставление на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения строительного песка нерациональным с учётом вышеназванных обстоятельств.
09.04.2014 ООО "Дальрыбстрой" обратилось в УФАС по Камчатскому краю с заявлением о возбуждении в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края дела о нарушении антимонопольного законодательства, которое выразилось в отказе в выставлении на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения строительного песка и реализации права на добычу строительного песка.
Приказом исполняющего обязанности руководителя УФАС по Камчатскому краю от 09.07.2014 N 114-П было возбуждено дело N 21-05/20-14А по признакам нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
23.10.2014 по результатам рассмотрения дела N 21-05/20-14А Комиссией УФАС по Камчатскому краю принято решение, которым действия Министерства, выразившиеся в отказе в выставлении на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения и выдачи лицензии на право пользования участком недр для добычи полезного ископаемого, признаны совершёнными с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1 резолютивной части решения). Также решено выдать Министерству предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства и его последствий о совершении действий, направленных на обеспечении конкуренции (пункт 2 резолютивной части решения). Решение изготовлено в полном объеме 07.11.2014.
23.10.2014 УФАС по Камчатскому краю выдало Министерству предписание об обязании в срок до 12.12.2014 устранить последствия нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции (пункт 1 предписания); подготовить и провести заседание комиссии по недропользованию в отношении заявки ООО "Дальрыбстрой" (пункт 2 предписания); внести в перечень участков недр местного значения по Камчатскому краю участок недр, арендуемый ООО "Дальрыбстрой" по договору аренды от 24.06.2011 N 41/11, с целью добычи строительного песка (пункт 3 предписания); подготовить проект распоряжения Правительства Камчатского края о предоставлении ООО "Дальрыбстрой" права пользования участком недр местного значения и внести проект в Правительство Камчатского края (пункт 4 предписания); надлежащим образом оформить и выдать ООО "Дальрыбстрой" лицензию на право пользования участком недр для добычи общераспространенного полезного ископаемого - строительного песка (пункт 5 предписания). О выполнении настоящего предписания Министерству необходимо сообщить в срок до 17.12.2014 (пункт 6 предписания).
Не согласившись с вынесенными УФАС по Камчатскому краю решение и предписанием по делу N 21-05/20-14А, Министерство обратилось рассматриваемым заявлением в арбитражный суд, указав дату принятия решения как 23.10.2014.
При этом в силу части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, пункта 10.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия. В рассматриваемом случае датой оглашения решения комиссии Камчатского УФАС по делу N 21-05/20-14А является 23.10.2014, а датой изготовления решения в полном объеме - 07.11.2014, которая и считается датой его принятия. Таким образом, фактически в рассматриваемом случае обществом оспаривается решение УФАС по Камчатскому краю от 07.11.2014 по делу N 21-05/20-14А и предписание от 23.10.2014 по делу N 21-05/20-14А.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах ООО "Дальрыбстрой" и УФАС по Камчатскому краю и в отзывах Министерства на жалобы, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьёй 3 Закона о защите конкуренции названный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Полномочия антимонопольного органа предусмотрены в статье 23 Закона о защите конкуренции. В том числе административный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1); проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 11 части 1).
Порядок рассмотрения антимонопольным органом заявлений о нарушении антимонопольного законодательства предусмотрен статьёй 44 Закона N 135-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений: 1) о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства; 2) об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 3, 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства определяет нормы антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации, нарушенные в результате осуществления рассматриваемых комиссией действий (бездействия).
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В рассматриваемом случае установленное антимонопольным органом нарушение Министерством части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в отказе Министерства выставить на аукцион в 2014 году дополнительный участок недр в районе Халактырского месторождения и выдать ООО "Дальрыбстрой" лицензию на право пользования участком недр для добычи полезного ископаемого - строительного песка.
В соответствии со статьёй 17 Закона о недрах федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
При этом статьёй 18 Закона о недрах установлено, что участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 статьи 4 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
В связи с этим подлежит отклонению ссылка ООО "Дальрыбстрой" на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 15.02.2006 N 74-Г05-25 в обоснование того, что в силу статьи 17 Закона о недрах только федеральный орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр, количество участков и предельные запасы полезных ископаемых, предоставляемых в пользование.
Соответственно, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции также правомерно указал, что требования при пользовании недрами, установленные в статье 17 Закона о недрах, не имеют отношения к вопросам формирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации перечней участков недр местного значения.
Пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах, установлено, что основанием для возникновения права пользования участками недр местного значения является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации соответствующее решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включённым в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Постановлением Правительства Камчатского края от 11.06.2009 N 248-П установлен порядок предоставления участков недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых (далее - Порядок предоставления участков недр местного значения, Порядок).
В пункте 1.2 данного Порядка установлено, что, основанием возникновения права пользования участком недр местного значения является решение Правительства Камчатского края, в том числе, о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения, включённым в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления участков недр местного значения принятие решений о проведении аукционов на право пользования участками недр местного значения в соответствии с пунктом 1 части 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, о составе и порядке работы аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр местного значения осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края в соответствии с утвержденным перечнем участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.
Из указанных норм следует, что для добычи общераспространенных полезных ископаемых по результатам аукциона может быть предоставлен лишь участок недр, включенный в соответствующий перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые.
Согласно пункту 7.1 статьи 4 Закона о недрах подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.
Таким образом, выставлению участка недр местного значения на аукцион на право пользования участком недр местного значения и решению вопроса о предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения предшествует внесение такого участка в перечень участков недр местного значения, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, подлежащих выставлению на аукцион.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 4 Закона о недрах, пунктом 15(2) части 3 статьи 3 Закона Камчатского края от 19.09.2008 N 127 "О полномочиях органов государственной власти Камчатского края в сфере недропользования" Министерство осуществляет подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании таких перечней утверждён Приказом Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687 (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2012 N 24960).
При этом названный Порядок, а также Закон о недрах не предусматривают заявительного характера формирования перечней участков недр местного значения и не устанавливают обязанности уполномоченного органа (в рассматриваемом случае Министерства) проводить работу по подготовке и утверждению таких перечней по заявлениям третьих лиц, заинтересованных в получении участков недр.
Заявительный характер носит лишь выставление участков уже включенных в перечень участков недр местного значения, на аукцион для предоставлении по результатам аукциона права пользования участком недр местного значения.
В рассматриваемом случае согласно материалам дела 05.09.2012 ООО "Дальрыбстрой" обратилось в Министерство с заявлением от 18.07.2012 N 28 о рассмотрении возможности включения в перечень участков недр местного значения для дальнейшего выставления на аукцион на право пользования недрами в пределах Халактырского месторождения строительного песка арендуемого обществом по договору от 24.06.2011 N 41/11 земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010109:492 (т. 1 л.д. 113), сославшись на то, что данный участок необходим ООО "Дальрыбстрой" для добычи песка при производстве строительных материалов.
В соответствии Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края и Правительства Камчатского края от 09.11.2009 N 67-р и N 452-РП, пески (кроме формовочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях) включены в перечень общераспространённых полезных ископаемых по Камчатскому краю.
Обращение ООО "Дальрыбстрой" о включении вышеуказанного земельного участка в перечень участков недр местного значения было рассмотрено 02.07.2013 Комиссией по недропользованию Камчатского края (т. 1 л.д. 140-142) и установлено, что право пользования недрами в границах Халактырского месторождения строительного песка предоставлено пяти недропользователям, осуществляющим добычные работы на участках недр 2-6 месяцев в году и обеспечивающим в полной мере потребности Камчатского края в данном виде полезного ископаемого. В связи с этим выставление на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения строительного песка было признано Комиссией по недропользованию по Камчатскому краю нерациональным, о чём ООО "Дальрыбстрой" было извещено.
Кроме того, в целях учета мнения отраслевых министерств и представителей бизнес-сообщества вопрос о целесообразности включения дополнительного участка недр в границах Халактырского месторождения строительного песка в Перечень на 2014 год был вынесен 29.11.2013 (вопрос N 5) на заседание отраслевой группы Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию минерально-сырьевого комплекса (далее - Отраслевая группа), на котором также принято решение считать выставление на аукцион в 2014 году дополнительного участка недр в районе Халактырского месторождения строительного песка нерациональным. При этом, при вынесении данного решения было принято во внимание, объём добычи строительного песка регулируется региональным спросом, динамика добычи в период с 2011 - 2013 годы имела тенденцию к снижению и составляла: в 2011 году - 143,876 тыс.м3; в 2012 году - 139,347 тыс.м3; в 2013 году - 129,900 тыс.м3.
С учётом изложенного, предложенный ООО "Дальрыбстрой" участок недр местного значения в границах месторождения строительного песка "Халактырка-1" Министерством в перечень участков недр местного значения для дальнейшего выставления на аукцион на право пользования недрами, не включался и аукцион на право пользования недрами данного участка не объявлялся.
Письмом от 18.12.2013 N 2602/3666 Министерство сообщило ООО "Дальрыбстрой" о принятом Комиссией по недропользованию Камчатского края решении, а также сообщило об аналогичном решении, принятом 29.11.2013 отраслевой группой Инвестиционного совета в Камчатском крае по развитию минерально-сырьевого комплекса (т. 1 л.д. 139).
Таким образом, поскольку испрашиваемый ООО "Дальрыбстрой" участок не включён в перечень участков недр местного значения Камчатского края, и учитывая принятое Комиссией по недропользованию Камчатского края решение о нерациональности выставления на аукцион дополнительного участка недр по заявлению ООО "Дальрыбстрой", судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что отказ Министерства выставить на аукцион в 2014 году испрашиваемый ООО "Дальрыбстрой" участок недр соответствует требованиям действующего законодательства о недропользовании и не свидетельствует о нарушении Министерством запретов, установленных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Ссылка ООО "Дальрыбстрой" на заключённый с Администрацией Петропавловск-Камчатского городского сроком до 23.06.2026 договор аренды от 24.06.2011 N 41/11 земельного участка, расположенного в районе Халактырского пляжа площадью 0,5073 га, (кадастровый номер участка 41:01:010109:492) для размещения временного объекта (не капитального строительства) - площадки для добычи песка, судебной коллегией отклоняется, поскольку перечень оснований возникновения права пользования участками недр местного значения установлен пунктом 6 статьи 10.1 Закона о недрах и наличие документов на право пользования земельным участком в качестве основания права пользования недрами в нём не предусмотрено.
Частью 2 статьи 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). При этом земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (часть 4 статьи 25.1 Закона о недрах)
Между тем, такая лицензия на пользование недрами у общества отсутствует.
Также как указало Министерство, и не опровергнуто обществом, поскольку договор аренды земельного участка от 24.06.2011 N 41/11, заключённый между Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа и ООО "Дальрыбстрой", оформлен с нарушением требований части 4 статьи 25.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", так как у общества отсутствовала лицензия на пользование недрами, то письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.02.2015 N 01-08-01/383/15 в Администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа направлен проект постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании утратившим силу решения органа местного самоуправления о предоставлении ООО "Дальрыбстрой" земельного участка с кадастровым номером 41:01:010109:492.
При этом как указано Министерство и не опровергнуто обществом, в 2013 году из 19-ти объявленных открытых аукционов на право пользования недрами признаны состоявшимися 11, в 2014 году из 23 - 13, в которых ООО "Дальрыбстрой" имело возможность принять участие в установленном порядке. Информация об аукционах размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет www.torgi.gov.ru и на официальном сайте Правительства Камчатского края www.kamchatka.gov.ru на странице Министерства, во вкладке "Недропользование". Однако общество указанным правом не воспользовалось, а попросило выставить на аукцион дополнительный земельный участок.
Ссылка УФАС по Камчатскому краю в апелляционной жалобе на то, что в протоколе совместного заседания рабочей группы по анализу и корректировке основных направлений Стратегии развития добычи и переработки минерально-сырьевых ресурсов в Камчатском крае на период до 2015 года и отраслевой группы Инвестиционного совета Камчатского края по развитию минерально-сырьевого комплекса от 20.12.2013, размещенном на официальном сайте Министерства, (также представлено в материалах дела - том 1 л.д. 143-148) содержится решение о поручении Министерству провести работы по оценке месторождения строительного песка на перспективной площадке в Елизовском муниципальном районе и проведению поисковых работ с целью выявления песчано-гравийных смесей на перспективной площадке в микр. Халатырка в г. Петропавловск-Камчатский, на вышеизложенные выводы судебной коллегии не влияет.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что у УФАС по Камчатскому краю отсутствовали законные основания для вынесения в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края решения от 23.10.2014 N 21-05/20-14А, соответственно, выдачи предписания от 23.10.2014 об устранении последствий нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в соответствии с внесёнными Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ в Водный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" изменениями, согласно пункту 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в настоящее время разведка и добыча общераспространённых полезных ископаемых в границах водоохранных зон запрещена. Поскольку Халактырское месторождение строительного песка находится в границах водоохраной зоны Тихого океана, то на него также распространяется указанный запрет.
Согласно статье 6.5 Федерального закона от 21.10.2013 N 282-ФЗ "О внесении изменений (вступил в силу с 15.11.2014) в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 21.10.2013 N 282-ФЗ) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых в границах водоохранных зон допускаются лишь на основании лицензии на пользование недрами, выданной до дня вступления в силу пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (01.11.2013), на срок действия такой лицензии. То есть ранее выданные (до 01.11.2013) лицензии сохраняют действие до установленного в них срока, на который они выданы.
Между тем, как следует из материалов дела и обществом не опровергнуто, что такая лицензия, выданная до 01.11.2013, у него отсутствует.
В связи с этим как верно указал суд первой инстанции рассматриваемом случае выполнение Министерством оспариваемого предписания антимонопольного органа, путём включения спорного участка недр в перечень участков недр местного значения Камчатского края и выдачи ООО "Дальрыбстрой" лицензии на право пользования таким участком недр для добычи строительного песка, приведёт к нарушению водоохранного законодательства Российской Федерации. Поскольку решение УФАС по Камчатскому краю от 23.10.2014 N 21-05/20-14А и предписание от 23.10.2014 не соответствуют положениям Закона о защите конкуренции, Закона о недрах, Водного кодекса Российской Федерации, и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, то суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ признал названые решение и предписание недействительными, и с учётом пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, обязал УФАС по Камчатскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Таким образом, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции нормы материального и процессуального права применены верно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Иные доводы заявителей апелляционных жалоб не опровергают выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, и по существу сводятся к иному толкованию заявителем подлежащих применению в споре норм материального права, которое расценивается судом апелляционной инстанции как ошибочное.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судебной коллегией не установлено.
С учётом изложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах ООО "Дальрыбстрой" и УФАС по Камчатскому краю.
Излишне уплаченная ООО "Дальрыбстрой" при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 18 от 25.02.2015 на сумму 3000 рублей госпошлина в сумме 1500 рублей в силу подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом пункта 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со статьёй 104 АПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, поскольку обществом в материалы дела представлена копия платежного поручении N 18 от 25.02.2015, то справка на возврат государственной пошлины подлежит выдаче судом первой инстанции после предоставления обществом в материалы дела подлинника данного платежного поручения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.02.2015 по делу N А24-5704/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Дальрыбстрой" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платёжному поручению N 18 от 25.02.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.М. Грачёв |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5704/2014
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Третье лицо: ООО "Дальрыбстрой"