Требование: о взыскании долга
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
13 сентября 2016 г. |
Дело N А46-3856/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Кудриной Е.Н., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Матвеевой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 08АП-9804/2016) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, (регистрационный номер 08АП-9255/2016) Главного управления финансового контроля Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2016 по делу N А46-3856/2016 (судья Г.В. Стрелкова), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ИНН 5503079359, ОГРН 1045504007658) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Боженовой Людмиле Ивановне (ИНН 554000829150, ОГРН 313551428800026) о взыскании 1 500 000 руб.,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Главного управления финансового контроля Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - Черновой И.А. (паспорт, доверенность N ИСХ-16/МСХ-1883 от 12.04.2016 сроком действия до 12.04.2017),
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Боженовой Людмилы Ивановны - Скрягина С.Н. (паспорт, доверенность б/н от 18.04.2016 сроком действия три года),
от Главного управления финансового контроля Омской области - Клепцовой А.В. удостоверение N 67 выдано 12.03.2015, доверенность N 4 от 16.02.2016 сроком действия до 31.12.2016); Ерёмина С.В. (паспорт, доверенность N 26 от 17.05.2016 сроком действия до 31.12.2016),
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее-Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Боженовой Людмилы Ивановны (далее - КФХ Боженова Л.И., ответчик) денежных средств, полученных из областного бюджета в качестве гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в сумме 1 500 000 руб.
Определением Арбитражного суда Омской области от 12.05.2016 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление финансового контроля Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.06.2016 по делу N А46-3856/2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что ответчиком нарушено условие предоставления гранта, предусмотренное подпунктом 8 пункта 17 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.06.2012 N 128-п. Считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что приобретение оборудования, указанного в плане расходов, грантополучателем за счет собственных средств по истечении 12 месяцев со дня поступления средства граната не являлось нарушением условия предоставления гранта.
От КФХ Боженовой Л.И. поступил отзыв на апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, в котором ответчик просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Оспаривая выводы суда первой инстанции, Главное управление финансового контроля Омской области обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой третье лицо просило решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что неприобретение начинающим фермером холодильного оборудования по истечении 12 месяцев со дня поступления средств гранта с использованием 10 процентов собственных средств противоречит целям и условиям предоставления гранта, установленным Порядком, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.06.2012 N 128-п, что является основанием для возврата средств гранта в бюджет.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Главного управления финансового контроля Омской области поддержали требования, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области поддержал требования, изложенные в своей апелляционной жалобе.
Представитель главы крестьянского (фермерского) хозяйства Боженовой Людмилы Ивановны высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, оценив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 15.04.2014 глава КФХ Боженова Л.И. подала в конкурсную комиссию заявку для получения гранта.
На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 29.05.2016 Боженова Л.И. признана победителем, включена в перечень глав КФХ, которым предоставляется грант, утвержденный распоряжением Министерства от 05.06.2014 N Р-14-74.
19.06.2014 денежные средства в сумме 1 500 000 руб. перечислены на расчетный счет Боженовой Л.И., открытый в дополнительном офисе N 8634/0369 ОАО "Сбербанк России" (платежное поручение от 19.06.2014 N 8202 на сумму 630 000 руб., заявка на кассовый ордер от 19.06.2014 N 8229 на перечисление средств федерального бюджета в сумме 870 000 руб.).
В 2015 году Главным управлением финансового контроля Омской области проведена проверка Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на предмет соблюдения условий и целей предоставления и использования, гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, выделенного в рамках государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области", ИП главой крестьянского (фермерского) хозяйства Боженовой Л.И.
В акте проверки от 15.10.2015, уведомлении о возврате средств областного бюджета от 22.01.2016 N ИСХ-16/МСХ-256 указано, что в нарушение подпункта 8 пункта 17 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного Постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 N128-п, ответчиком нарушено условие предоставления субсидии - оплата за счет собственных средств начинающего фермера не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов.
Несмотря на требование Министерства о возврате субсидии, КФХ Боженова Л.И. возврат выделенных денежных средств не произвела.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, судебная коллегия установила следующее.
На основании части 1 статьи 1 БК РФ отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Порядок и условия предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, к которым относится и ответчик, предусмотрены в статье 78 БК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, подлежащей применению), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ, субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
Таким образом, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии, определяются законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 N 3393/10).
Порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам установлены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 (далее - Правила N 166).
Правилами N 166 установлено, что предоставление субсидий осуществляется, в том числе при наличии утвержденных региональной и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия по поддержке начинающих фермеров, и расходных обязательств по финансированию программ, предусматривающих поддержку начинающих фермеров на соответствующий финансовый год, а также при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 166 Правительством Омской области 20.06.2012 постановлением N 128-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, соответствии с которым целью предоставления грантов является софинансирование из областного бюджета затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области крестьянских (фермерских) хозяйств.
В настоящем случае предоставление ответчику субсидии осуществлялось на основании Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 20.06.2012 N 128-п.
Пунктом 24 данного Порядка предусмотрено, что в случае нарушения начинающими фермерами условий, установленных при предоставлении гранта и (или) единовременной помощи, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения указанных нарушений направляет начинающим фермерам уведомление о возврате гранта и (или) единовременной помощи в полном объеме, а в случае выявления факта нецелевого использования полученного гранта и (или) единовременной помощи - уведомление о возврате средств, составляющих сумму нецелевого использования.
В течение 30 календарных дней со дня получения уведомлений, указанных в пункте 24 настоящего Порядка, средства гранта и (или) единовременной помощи подлежат возврату в областной бюджет (пункт 25 Порядка).
На момент подачи заявления о предоставлении гранта, в соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления из областного бюджета грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, утвержденного постановлением Правительства Омской области N 128-п, условиями предоставления гранта являлись, в том числе: использование гранта и (или) единовременной помощи в течение 12 месяцев со дня поступления соответствующих средств на счет начинающего фермера; оплата за счет собственных средств начинающего фермера не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов, предусмотренном подпунктом 12 пункта 8 настоящего Порядка;
Как установлено выше, ответчику предоставлен грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 500 000 руб.
Из акта проверки от 15.10.2015 следует, что ответчиком средства гранта использованы по целевому назначению, не выполнено лишь условие оплаты за счет собственных средств не менее 10% стоимости в отношении одного наименования (статьи расходов), указанного в бизнес-плане.
Данное замечание по результатам проведенной проверки сделано в отношении холодильного оборудования, которое не приобретено ответчиком в течение 12 месяцев с момента получения гранта.
Как следует из искового заявления, в качестве основания для возврата ответчиком субсидии явилось несоблюдение последним условия об оплате за счет собственных средств начинающего фермера не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов (подпункт 8 пункта 17 настоящего Порядка).
По обоснованному мнению суда первой инстанции, указанное обстоятельство достаточным основанием для возврата полученного КФХ Боженовой Л.И. гранта, не является.
Так, в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Как усматривает из материалов дела, на момент рассмотрения данного спора по существу постановление Правительства Омской области N 128-п от 20.06.2012, утвердившее Порядок, постановлением Правительства Омской области от 11.03.2015 N 51-п признано утратившим силу с 20.03.2015.
Подпункт 8 пункта 17 Порядка, предусматривающий оплату за счет собственных средств начинающего фермера не менее 10 процентов стоимости каждого наименования (статьи расходов), указанного в плане расходов, исключен из Порядка с 01.01.2015 (Постановление Правительства Омской области от 27.10.2014 N 260-п).
Таким образом, на момент рассмотрения спора произошли изменения законодательства, улучшающие положения ответчика, в связи с чем к нему не могут быть применены в силу статьи 54 Конституции РФ установленные Постановлением N 128-п меры ответственности.
Пунктом 4 Правил N 166, возврат полученного гранта в бюджет предусмотрен лишь в случае его нецелевого использования.
Статьей 28 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Как отмечено выше, в силу статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг, должны определять, в частности, цели, условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Омской области N 128-п, целью предоставления грантов является софинансирование затрат начинающих фермеров по созданию и развитию на территории сельских поселений Омской области крестьянских (фермерских) хозяйств, включая: приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию; строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре; приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции; приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений; приобретение удобрений и ядохимикатов.
По смыслу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым является использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств.
Между тем, истцом доказательства нецелевого использования ответчиком средств гранта не представлены.
Так согласно плану расходов общая стоимость проекта составляла 1666,66 тыс. руб., в том числе за счет собственных средств фермера в сумме 166, 66 тыс. руб., за счет гранта в сумме 1500,0 тыс. руб.
В акте проверки от 15.10.2015 отражено, что средства гранта и собственные средства израсходованы на общую сумму 1688, 8 тыс. руб. на приобретение оборудования согласно перечню, приведенному в акте.
При этом в ходе проверки установлено, что фактические затраты Боженовой Л.И. на 22, 14 тыс. руб. больше планируемых. Расход произведен за счет собственных средств.
Таким образом, использованные Боженовой Л.И. на указанные цели собственные средства превысили 10% общей стоимости расходов, в том числе с учетом плана расходов на проект.
То обстоятельство, что долевое софинансирование в размере 10% собственных средств ответчиком по каждой статье расходов не производилось, не является основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств, полученных грантополучателем из регионального бюджета.
Правильность толкования судом первой инстанции применимых в настоящем споре норм материального права, включая применение положений статьи 54 Конституции РФ, подтверждена правоприменительной практикой по делам со схожими фактическими обстоятельствами (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.07.2016 по делу N А46-12761/2015, от 25.11.2015 по делу N А46-2307/2015).
На основании изложенного, отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Принятое по делу решение подлежит оставлению без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, так как податели жалоб согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.06.2016 по делу N А46-3856/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3856/2016
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Ответчик: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Баженова Л.И., ИП БОЖЕНОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Третье лицо: Главное управление финансового контроля Омской области