г. Владивосток |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А51-26818/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общественной организации "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-3220/2015
на решение от 24.02.2015
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-26818/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общественной организации "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока (ИНН 2537045659, ОГРН 1072500001870, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 06.04.2007)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю (ИНН 2540101744, ОГРН 1042504353210, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.03.2004)
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России в лице филиала 247 военного лесничества, Администрация города Владивостока
о признании незаконным отказа выраженного в письме от 24.06.2014 N 08-6792;
при участии:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю: представитель Таряник Т.Н. по доверенности от 06.03.2015 N 03-2051, сроком на один год, удостоверение N 0222;
от администрации города Владивостока: представитель Морошкин А.Н. по доверенности от 22.12.2014 N 1-3/4336, сроком по 31.12.2015, удостоверение N 2084.
общественная организации "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России в лице филиала 247 военного лесничества - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общественная организация "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока (далее - заявитель, общественная организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление), выраженного в письме от 24.06.2014 N 08-6792, в предоставлении земельного участка, площадью 0,5978 га, кадастровый номер 25:28:060104:81, для целей не связанных со строительством, на праве аренды сроком на 20 лет; об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу направить заявителю договор аренды земельного участка, площадью 0,5978 га, кадастровый номер 25:28:060104:81 сроком на 20 лет.
В порядке статей 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России в лице филиала 247 военного лесничества, Администрация города Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, общественная организация "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Приморском крае не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком. Указывает, что поскольку на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано право Российской Федерации, то заявитель правомерно обратился в территориальный орган Росимущества.
Факт утверждения схемы расположения земельного участка по обращению УМС г. Владивостока, по мнению заявителя жалобы, не является препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка заявителю.
Кроме того, считает необоснованным указание суда первой инстанции на наличие в границах испрашиваемого земельного участка охранной зоны инженерных коммуникаций, поскольку такие сведения в кадастровом паспорте спорного земельного участка отсутствуют.
В судебном заседании представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю и администрации г. Владивостока представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела. На доводы апелляционной жалобы возразили. Решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Общественная организации "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" Минобороны России в лице филиала 247 военного лесничества, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие указанных представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом установлено, что 12.05.2014 общественная организация "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г. Владивостока обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае с заявлением, в котором просило предоставить в аренду сроком на двадцать лет для организации зоны отдыха земельный участок площадью 0,5978 га с кадастровым номером 25:28:060104:81, расположенный: Приморский край, г. Владивосток, остров Русский, в районе м. Ермолаева, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир м. Ермолаева. Участок находится примерно в 550 метрах от ориентира по направлению на юго-восток.
Письмом от 24.06.2014 N 08-6792 Управление отказало в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:060104:81, сообщив, что земельные участки, расположенные на о. Русский согласно распоряжению Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рс относятся к землям Министерства обороны Российской Федерации, за исключением земельных участков, от которых Министерство обороны Российской Федерации отказалось.
Со ссылкой на приказ Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" ответчик указал, что использование испрашиваемого земельного участка предполагает строительство объектов недвижимости, следовательно, отсутствуют основания для предоставления земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ.
Не согласившись с отказом Управления, посчитав его не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, общественная организация "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.04.2014 N 00/004/2014-14440, свидетельства о государственной регистрации права от 14.02.2014 серии 25-АВ N 159825 на основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" 14.02.2014 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: зоны отдыха, общая площадь 5978 кв.м, кадастровый номер 25:28:060104:81, адрес (местоположение) объекта: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир м. Ермолаева. Участок находится примерно в 550 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, остров Русский, в районе м. Ермолаева.
В данном случае ТУ Росимущества в Приморском крае считает, что рассмотрение заявления общественной организации о приобретении прав на земельный участок относится к компетенции Министерства обороны Российской Федерации.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (пункт 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу пунктов 1 и 3 статьи 125 и пункта 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, либо земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" определено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
В силу пункта 2 статьи 13 названного закона управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции и правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Пунктом 1, подпунктом "и" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из указанных положений, полномочия по распоряжению земельными участками, предоставленными Вооруженным Силам, принадлежат Министерству обороны Российской Федерации в лице его уполномоченных органов.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах земельного участка, расположенного в районе острова Русский, который был предоставлен в пользование Министерству обороны РФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 12.03.1955 N 1885-рм о закреплении за Военно-морскими силами Министерства обороны СССР леса на земельных участках, отведенных войсковым частям, учреждениям и организациям ВМС.
При этом на основании Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" и приказа Министерства природных ресурсов РФ, Министерства обороны РФ от 15.12.2000 N 555/592 "Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны", 247 военному лесничеству были переданы леса общей площадью 16194 га, в том числе на о. Русский.
Согласно фрагменту плана лесонасаждений и лесоустроительного планшета спорный участок расположен в границах 247 лесничества.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что исторически спорный земельный участок, расположенный на острове Русский, эксплуатировался для нужд учреждений и организаций Минобороны РФ.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, обращения по вопросам выделения земель Вооруженных сил Российской Федерации рассматриваются только при наличии положительного решения Министерства обороны Российской Федерации
Таким образом, именно Минобороны России является тем органом государственной власти, который вправе решить вопрос о предоставлении спорного земельного участка.
При таких обстоятельствах Управление не является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на распоряжение указанным земельным участком, выделение такого участка возможно исключительно при наличии положительного заключения Минобороны РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
Указание заявителя на тот факт, что в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, утвержденным решением Думы г. Владивостока 15.09.2008 N 119, спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов, не имеет в данном случае правового значения для целей определения уровня собственности и не влияет на то обстоятельство, что распоряжение таким участком с учетом вышеизложенного осуществляет исключительно Минобороны РФ.
Кроме того, при оценке наличия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания решения органа, осуществляющего публичные полномочия незаконным, коллегия не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением в силу следующего.
В рассматриваемом случае, заявитель испрашивает земельный участок для организации зоны отдыха.
Муниципальным правовым актом Думы г. Владивостока от 05.04.2011 N 297-МПА утверждены Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты в городе Владивостоке, которые в силу 1.1 устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере благоустройства города Владивостока, определяют порядок санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты городских территорий, включая прилегающие к границам зданий, земельных участков и ограждений, а также внутренние территории для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами, арендаторами, пользователями зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Владивостока, независимо от организационно-правовой формы и гражданства.
В соответствии с пунктом 2.1 Правил под благоустройством понимается деятельность, направленная на обеспечение безопасности, удобства и художественной выразительности городской среды, осуществляемая с использованием средств пластической организации рельефа, покрытия поверхности земли, декоративного озеленения и обводнения, малых архитектурных форм, наружного освещения, визуальной информации и рекламы.
Согласно пунктам 5.1.1, 5.2.1 - 5.2.4 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" зоны отдыха являются объектами благоустройства территорий рекреационного назначения, предназначенными и обустроенными для организации активного массового отдыха, купания и рекреации.
Из толкования приведенных норм права в их совокупности и из прямого указания пункта 5.1.1 приказа Минрегионразвития России от 27.12.2011 N 613 следует, что организация зоны отдыха по существу представляет собой благоустройство территории общего пользования.
В свою очередь, благоустройство территории является деятельностью по обслуживанию земельного участка и не может быть его самостоятельным целевым назначением.
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу подпункта 1 пункта 1, подпункта 11 пункта 2 статьи 50 указанного Федерального закона имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Следовательно, земельные участки не могут быть предоставлены в аренду частным лицам для осуществления благоустройства, чем по своей сути является размещение зоны отдыха.
Кроме того, испрашиваемый земельный участок сформирован по заявлению администрации г. Владивостока, и на сегодняшний день решается вопрос о возможности его передачи в муниципальную собственность.
Установив при рассмотрении дела указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Общественной организации.
Иные доводы, с учетом установленных по делу обстоятельств, судом апелляционной инстанции не оцениваются, как не имеющие правового значения для целей разрешения настоящего спора.
Вместе с тем, коллегия считает необходимым отметить, что предусмотренная ст.ст.31, 34 ЗК РФ процедура выбора земельного участка не распространяется на случаи обращения заинтересованного лица по вопросу предоставления уже сформированного и прошедшего кадастровый учет земельного участка.
Следовательно, ссылки суда первой инстанции на положения ст. 34 ЗК РФ, а также выводы о возможности формирования спорного земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ, признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, коллегия приходит к выводу о том, что принятое Управлением решение от 24.06.2014 N 08-6792 является законным и обоснованным и не нарушает права и интересы заявителя.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная общественной организацией "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 500 руб. подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.02.2015 по делу N А51-26818/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить общественной организации "Яхт-клуб "Ветераны и юнги флота" г.Владивостока из федерального бюджета 500 (пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 2 от 19.03.2015.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-26818/2014
Истец: Общественная организация "ЯХТ-КЛУБ "ВЕТЕРАНЫ И ЮНГИ ФЛОТА" Г. ВЛАДИВОСТОКА
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю
Третье лицо: 247 военное лесничество, 247 Военное лесничество Министерства обороны России, Администрация г. Владивостока, Министерсво обороны Российской Федерации, ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства" МО РФ, ФГКУ Территориальное управление имущественных отношений МО РФ, Федеральное государственное казенное управление "Территориальное управление имущественных отношений Министерство обороны Российской Федерации", Федеральное государственное казенное управление "Территориальное управление лесного хозяйства" Министерство обороны Российской Федерации в лице филиала 247 военного лесничества