г. Вологда |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А05-12912/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макаридина Андрея Валентиновича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу N А05-12912/2014 (судья Звездина Л.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Макаридин Андрей Валентинович (ОГРНИП 304290131600055, ИНН 292800262160; место жительства: 163025, город Архангельск; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к агентству по тарифам и ценам Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, кабинет 606; далее - административный орган, агентство) о признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2014 N 100АП, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу N А05-12912/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Индивидуальный предприниматель Макаридин А.В. с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на несоблюдение административным органом положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Агентство в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, административным органом на основании заявлений гражданки Ситниковой Нины Владимировны (от 09.01.2014 вх. N 313/ж-13; от 03.02.2014 вх. N 313/ж-16) и распоряжения агентства от 29.04.2014 N 18р проведена внеплановая выездная проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Макаридиновым А.В. порядка применения тарифов на пассажирские перевозки автомобильным транспортом в пригородном и междугороднем сообщении.
В ходе проверки агентством установлено, что предприниматель 05.05.2014 оказывал услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользовании по маршруту N 108 "город Архангельск - поселок Боброво". Сотрудниками агентства в период времени с 14 час 45 мин по 15 час 10 мин в автотранспортном средстве, имеющим государственный регистрационный номер АС 671 29, приобретены проездные билеты от остановочного пункта "Новый поселок" до остановочного пункта "Хорьково" на сумму 51 рубль, в то время как стоимость проезда по данному маршруту не может превышать 46 рублей.
Факт завышения стоимости проезда по упомянутому маршруту административный орган расценил как нарушение Предельных максимальных тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении, утвержденных постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.10.2013 N 57-п/6.
Результаты проверки отражены в акте от 30.05.2014 N 18.
По факту нарушения порядка ценообразования 16.09.2014 административным органом в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 100АП и 02.10.2014 вынесено постановление, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Объектом данного правонарушения является нарушение установленного государством порядка ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" установлено, что Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 (далее - постановление N 239) утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данный Перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Согласно указанному Постановлению перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) включены в перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации постановления N 239, постановлением агентства от 10.10.2013 N 57-п/6 утверждены Предельные максимальные тарифы на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении (далее - постановление N 57-п/6), в которых содержится методика расчета стоимости проезда автомобильным транспортом в пригородном сообщении.
Согласно указанному Постановлению соответствующая стоимость проезда определяется исходя из покилометрового расчета, а именно: стоимость одного километра, равная 2 руб. 10 коп., умножается на количество пройденных километров.
Настоящее постановление вступило в силу с 16.10.2013 и действовало на момент совершения правонарушения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается предпринимателем, протяженность маршрута от пункта "Новый поселок" до пункта "Хорьково" составляет 22,1 км.
Как установлено судом первой инстанции, автобусный маршрут N 108 "город Архангельск - поселок Боброво" согласно паспорту относится к межмуниципальному пригородному внутриобластному автобусному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещенном правилами дорожного движения месте.
Исходя из методики расчета стоимости проезда автомобильным транспортом в пригородном сообщении, содержащейся в постановлении N 57-п/6, стоимость проезда в данном случае определяется по формуле: 2,10 х 22,1 = 46 руб. 41 коп., где 2,10 - предельный тариф, 22,1 - количество пройденных транспортным средством километров.
Поскольку в силу пункта 1 приложения к указанному Постановлению стоимость проезда пассажиров необходимо округлять до полного рубля (при этом сумма менее 50 копеек отбрасывается), стоимость проезда в рассматриваемом случае от остановки "Харьково" до остановки "Новый Поселок" должна была быть установлена не более 46 рублей.
Из заявлений Ситниковой Н.В., поступивших в административный орган, и приложенных к нему копий автобусных билетов следует, что стоимость проезда по маршруту N 108 от остановки "Харьково" до остановки "Новый Поселок" составила 51 руб. В салоне транспортного средства указана следующая информация о лице, осуществляющем пассажирские перевозки, - ИП Макаридин А.В.
Кроме этого, в материалах дела также имеются копии проездных билетов N 035848, 006020, 015545 - 015548 (стоимостью 51 рубль), полученные сотрудником агентства Костылевой Е.Г. в ходе проведения проверки по маршруту N 108 "город Архангельск - поселок Боброво" от остановки "Новый поселок" до остановки "Хорьково" и копии проездных билетов N 035849, 006021, 015549 - 015552 (общая стоимость 51 рубль), которые также получены сотрудником агентства Чертовым Д.А. в ходе проведения указанной проверки.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает на то, что он не является владельцем спорного транспортного средства и не использует его в своей деятельности по перевозке пассажиров по маршруту N 108. Кроме того ссылается на то, что административным органом не представлено достаточных доказательств совершения предпринимателем вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Данные доводы не принимаются апелляционной коллегией, как противоречащие материалам дела.
В силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 2 указанной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В рассматриваемом случае факт совершения административного правонарушения именно предпринимателем подтверждается договором от 04.09.2013 N 108160901 на осуществление предпринимателем Макаридиным А.В. регулярных перевозки пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении по маршруту N 108 "город Архангельск-поселок Боброво" (том 1, листы 87-88), паспортом автобусного маршрута N 108, утвержденного среди прочих и предпринимателем (том 1, листы 22-24).
На каждом из билетов, представленных Ситниковой Н.В.(том 1, лист 81), а также полученных сотрудниками агентства в ходе проведения проверки (том 1, лист 74), значится статус - индивидуальный предприниматель и фамилия, имя, отчество заявителя - ИП Макаридин А.В.
Кроме этого, из пояснений кондуктора Клишовой Е.В. от 29.04.2014 N 18р (том 1, лист 76) следует, что предприниматель является ее работодателем, билеты с целью взимания платы с граждан за проезд ей выдал его бухгалтер, отчет о проданных билетах и сумме выручки за отработанную смену осуществляется ежедневной сдачей билетно-учетного листа.
В материалы дела представлен также билетно-учетный лист от 05.05.2014 N 566, заверенный печатью предпринимателя (том 1, листы 77-78).
Указание подателя жалобы на то, представленный в материалы дела путевой лист от 05.05.2014 (том 1, лист 25) содержит печать общества с ограниченной ответственностью "Норд экспресс", что, по его мнению, свидетельствует о недоказанности совершения предпринимателем правонарушения, не принимается апелляционной коллегией, поскольку данный факт опровергается указанными выше доказательствами.
Кроме того, доказательств того, что указанный довод, со ссылкой на данный путевой лист, предпринимателем заявлялся в ходе административного расследования не представлено.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу пункта 2 данной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, апелляционная инстанция считает, что перевозчиком по маршруту N 108 от пункта "Новый поселок" до пункта "Хорьково" являлся именно предприниматель, реализация автобусных билетов производилась от имени заявителя, при этом документы, имеющиеся в материалах дела, подтверждают факт взимания именно предпринимателем платы за проезд по маршруту N 108 от остановки "Новый поселок" до остановки "Хорьково" в размере 51 рубль.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что агентство пришло к правомерному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе предприниматель указывает на недопустимость в качестве доказательства акта проверки, поскольку проверка административным органом проведена с нарушениями требований Закона N 294-ФЗ, которые выразились в следующем:
- акт проверки составлен в отсутствие его представителя;
- проверяющими истребовались документы и информация, не относящиеся к предмету проверки;
- предпринимателю были выданы предписание или предложение о проведении за его счет мероприятий по контролю.
Данный довод не принимается апелляционной коллегией, как не подтвержденный документально.
Как следует из материалов дела внеплановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 30.05.2014 N 18, проведена на основании обращения гражданки Ситниковой Н.В. о нарушении ее прав как потребителя транспортной услуги (перевозка пассажиров).
Таким образом, принимая во внимание положения части 16 статьи 10, подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, в данном случае, уведомление о проведении проверки лица, в отношении которого она проводится, не требуется.
Часть 2 статьи 12 закона N 294-ФЗ предусматривает, что выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
В рассматриваемом случае контрольные мероприятия проводились по месту фактического осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.
Также подлежит отклонению довод подателя жалобы о том, что административным органом нарушены требования пункта 3 статьи 15 Закона N 294-ФЗ, поскольку должностными лицами агентства не запрашивались документы, не имеющие отношения к предмету проверки. Все документы, обозначенные в пункте 10 распоряжения от 29.04.2014 N 18р, относятся к предмету проверки. При этом истребуемые документы индивидуальным предпринимателем в ходе проверки не представлены.
Поверка проведена с соблюдением сроков установленных статьей 13 Закона N 294-ФЗ.
Во исполнение положений части 4 статьи 16 закона 294-ФЗ акт проверки направлен в адрес предпринимателя и получен им 09.06.2014. На данный акт индивидуальный предприниматель Макаридин А.В. направил возражения от 16.06.2014 N 32-П.
Производство по делу осуществлялось в порядке, предусмотренном данным КоАП РФ. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ. Порядок проведения административного расследования установлен в статье 28.7 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, порядок производства по делу об административном правонарушении установлен КоАП РФ и положения Закона N 294-ФЗ на правоотношения, связанные с привлечением лица к административной ответственности, не распространяются.
Также податель жалобы ссылается на то, что протокол об административном правонарушении от 16.09.2014 N 100 АП оформлен с нарушениями части 3 статьи 28.2 КоАП РФ.
Из содержания части 2 статьи 28.2 КоАП РФ следует, что при составлении протокола об административном правонарушении указывается дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также запись о разъяснении данным лицам их прав и обязанностей, определенных КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу также разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае протокол от 16.09.2014 N 100 АП об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении предприниматель был извещен надлежащим образом, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления N 07850. При этом редприниматель, извещенный о составлении протокола об административном правонарушении, не явился на его составление и не обеспечил явку своего представителя для участия в составлении протокола.
Ввиду отсутствия предпринимателя или его представителя при составлении протокола у агентства по смыслу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ отсутствовал повод для разъяснения предпринимателю соответствующих прав
Таким образом, в рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении от 16.09.2014 N 100 АП содержит необходимые сведения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны дата и место совершения правонарушения, установлено само событие.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 февраля 2015 года по делу N А05-12912/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Макаридина Андрея Валентиновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12912/2014
Истец: ИП Макаридин Андрей Валентинович
Ответчик: Агентство по тарифам и ценам Архангельской области