г. Пермь |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А60-32547/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 апреля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Базановой Т. С.,
при участии:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Нерчинская горнодобывающая компания" (ОГРН 1056604493802, ИНН 6672194566): не явились;
от заинтересованных лиц - Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 1046604000277, ИНН 6671151707), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (ОГРН 1047796357553, ИНН 7708525287): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нерчинская горнодобывающая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2014 года
по делу N А60-32547/2014, принятое судьей Мартемьяновым В. Б.,
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нерчинская горнодобывающая компания"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора,
об изменении постановления о назначении административного наказания, отмене решения по жалобе на постановление,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нерчинская горнодобывающая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об изменении постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - Территориальное управление) от 22.04.2014 N 65-14/288 о назначении административного наказания по ч. 6.3 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб. и об отмене решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Служба, Росфиннадзор) от 03.07.2014 N43-00-14/44Р об отказе в удовлетворении жалобы на данное постановление.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.11.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, постановление о назначении наказания изменить, назначить наказание за допущенное административное правонарушение в виде административного штрафа должностному лицу.
В апелляционной жалобе ее податель приводит доводы о необоснованном назначении наказания в отношении юридического лица, а не в отношении должностного лица, что свидетельствует о выборе административным органом более строгой меры наказания, тогда как частью 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрено два варианта наказания: на должностных лиц или на юридических лиц. Учитывая, что ранее подобных нарушений обществом не допускалось, оснований применять более строгое наказание в виде привлечения к административной ответственности юридического лица не имелось.
Территориальное управление, Служба по мотивам письменных отзывов против доводов жалобы возражают, решение суда считают законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом, представителей в судебное заседание не направили (Росфиннадзор ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя), что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268, 272? АПК РФ.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении ООО "Нерчинская горнодобывающая компания" проведена проверка по вопросу соблюдения правил предоставления документов и информации, связанных с проведением валютных операций.
В ходе проверки административным органом были выявлены нарушения обществом требований ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 9.2.1 Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 16.04.2014 N 65-14/288.
Постановлением от 22.04.2014 N 65-14/288 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в вышестоящий орган - Службу. По результатам рассмотрения жалобы Служба вынесла решение от 03.07.2014 N 43-00-14/44Р, которым оставила жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности и решением по жалобе, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных отзывов, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, необходимые для осуществления валютного контроля в пределах их компетенции.
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации как орган валютного регулирования в Российской Федерации издает в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, а также устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Статьей 20 Закона N 173-ФЗ предусмотрено право Центрального Банка Российской Федерации устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Порядок оформления паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами установлен Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
В соответствии с п. 1.5 Инструкции справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены данной Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.
В главе 9 указанной Инструкции прописан порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки.
Согласно п.п. 9.1, 9.2, 9.2.1 Инструкции (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) при исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту иным способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной во второй части регистрационного номера таможенной декларации, или даты выпуска (условного выпуска) товаров, проставляемых должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации, в зависимости от того, какая из дат является наиболее поздней. При наличии в таможенной декларации нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной в таможенной декларации.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 14.06.2013 N 3016-У в главу 9 Инструкции внесены изменения, которые вступили в законную силу 01.09.2013.
В соответствии с п.п. 9.1, 9.2, 9.2.1 Инструкции (в редакции названного Указания) при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту способом, отличным от исполнения обязательств по контракту в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту. Справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе.
Частью 2 ст. 1.7 КоАП РФ установлено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Судом первой инстанции установлено, из материалов дела следует, что между обществом (продавцом) и компанией Gradex WorldWide Limited заключен договор купли-продажи N КС-4 от 01.02.2013 (далее - контракт). 01.12.2013 стороны заключили дополнительное соглашение, которым изменили срок действия контракта до 31.12.2014.
Обществом 16.04.2013 оформлен паспорт сделки N 130400052227/0000/1/1 в банке "Банк24.ру", а позднее контракт переведен на обслуживание в другой банк - Банк "Нейва".
Во исполнение условий названного контракта общество поставило контрагенту товар (осуществлен вывоз товара с территории Российской Федерации) общей стоимостью 127 323,74 долларов США по декларации на товары N 10612010/260713/0000339; согласно отметке Читинской таможни выпуск товаров по данной накладной разрешен 26.07.2013.
При таких обстоятельствах, управление указало, что общество обязано было представить справку о подтверждающих документах в срок не позднее 15 рабочих дней после даты выпуска товаров, проставляемой должностным лицом таможенных органов в таможенной декларации (26.07.2013), то есть не позднее 16.08.2013. Суд, применив положения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, с учетом вышеприведенных положений п.п. 9.1, 9.2, 9.2.1 Инструкции (в редакции Указания Центрального банка Российской Федерации от 14.06.2013 N 3016-У), правомерно указал на то, что справку о подтверждающих документах общество обязано было представить в уполномоченный банк не позднее 21.08.2013.
Фактически общество представило указанную справку в уполномоченный банк только 13.11.2013, то есть с нарушением установленного законодательством срока более чем на тридцать дней.
Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и обществом не оспаривается.
Таким образом, наличие в действиях общества события вменяемого административного правонарушения является доказанным.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения административным органом исследован, что отражено в оспариваемом постановлении. Административным органом установлено, что общество имело возможность выполнить требования законодательства о валютном регулировании, но не приняло соответствующих мер для недопущения правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола, рассмотрении административного дела общество извещено надлежащим образом.
Срок привлечения к административной ответственности не пропущен, наказание назначено в минимальном размере установленной ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ санкции.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется.
Таким образом, оспариваемое постановление является законным и обоснованным.
Относительно доводов и требований жалобы о необходимости изменения постановления в части назначения наказания юридическому лицу, поскольку санкция ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает ответственность должностного лица, апелляционный суд отмечает следующее.
Арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности в соответствии с § 2 Главы 25 АПК РФ.
При рассмотрении вышеуказанной категории дел арбитражный суд проверяет законность оспариваемого постановления, а также процессуальный порядок его вынесения, и в случае выявления нарушений, поименованных в ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании такого постановления незаконным и его отмене, либо его изменении.
В компетенцию арбитражного суда при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов не входят такие полномочия как установление обстоятельств дела и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В силу ст. 23.60 КоАП РФ полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, отнесены к органам валютного контроля, которым является в частности, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области.
Кроме того, назначение административного наказания юридическому лицу, как верно указал суд, не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
В этой связи, доводы общества, полагающего, что назначение наказания в отношении юридического лица, а не в отношении должностного лица, свидетельствует о выборе административным органом более строгой меры наказания, а также о возможности изменения арбитражным судом постановления административного органа с назначением наказания должностному лицу, отклонены апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление по административному делу является законным и обоснованным.
Решение Росфиннадзора от 03.07.2014 N 43-00-14/44Р об отказе в удовлетворении жалобы общества, содержащее выводы о доказанности состава административного правонарушения, также является обоснованным и законным.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы, приведенные подателем жалобы, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могут повлечь отмену или изменение судебного акта в порядке ст. 270 АПК РФ, апелляционный суд при рассмотрении дела не установил.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 ноября 2014 года по делу N А60-32547/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нерчинская горнодобывающая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-32547/2014
Истец: ООО "Нерчинская горнодобывающая компания"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Третье лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области