город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2015 г. |
дело N А32-45973/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Смородиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности N 107 Мин А.И., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2015 по делу N А32-45973/2014,
принятое судьей Любченко Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мейра"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мейра" (далее общество, заявитель, ООО "Мейра") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей в сумме 520 879 рублей 54 копейки по ДТ N N 10317090/130613/0009618, 10317090/150613/0009749, 10317090/150613/0009750 по заявлению N 66 от 24.10.2014, изложенному в письме от 20.11.2014 N 13-13/38245, об обязании осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ NN 10317090/130613/0009618, 10317090/150613/0009749, 10317090/150613/0009750 в сумме 520 879 рублей 54 копейки.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008, Таможенного кодекса Таможенного союза, Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2015 бездействие Новороссийской таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 520 879 рублей 54 копейки по ДТ N N 10317090/130613/0009618, 10317090/150613/0009749, 10317090/150613/0009750 по заявлению N 66 от 24.10.2014, изложенному в письме от 20.11.2014 N 13-13/38245, признано незаконным.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также, указав, что общество самостоятельно откорректировало таможенную стоимость
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суд удовлетворил ходатайство ООО "Мейра" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя ООО "Мейра". Представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно контракту купли-продажи от 26.06.2012 N 1/2012, заключенным между ООО "Мейра" (г. Новороссийск - после перерегистрации г. Краснодар, Россия) и фирмой "STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI" (Турция), спецификацией N 1 от 18.07.2012 к контракту в 2013 году на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз плодоовощной продукции, страна происхождения Турция.
Доставка товаров осуществлялись из Турции на условиях поставки CFR Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Новороссийской таможне по декларациям на товары (далее ДТ) N 10317090/130613/0009618, N 10317090/150613/0009750.
По данным ДТ были оформлены:
- по ДТ N 10317090/130613/0009618:
товар N 1 - томаты свежие, F-190, класс 1, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 38700 кг, весом брутто - 41100 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA;
товар N 2 - томаты свежие на ветке "SALKIM", F-191, класс 1, размер 60+ мм, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 6600 кг, весом брутто - 7000 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA;
товар N 3 - черешня свежая сладкая "NAPOLYON", класс 1, размер 22+ мм, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 23100 кг, весом брутто - 24500 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA;
товар N 4 - баклажаны свежие, класс 1, размер 14-21+ см, урожай 2013 г., в пластиковых ящиках, весом нетто - 12600 кг, весом брутто - 13400 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA;
товар N 5 - перец свежий сладкий, "DOLMATIK", класс 1, размер 90-110+ мм, урожай 2013 г., в пластиковых ящиках, весом нетто - 2650 кг, весом брутто - 2800 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA.
- по ДТ N 10317090/150613/0009750 - томаты свежие, F-190, класс 1, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 23100 кг, весом брутто - 24500 кг, изготовитель STAR GIDA MADDELERI DIS TICARET VE NAK. LTD. STI, товарный знак STAR GIDA.
В соответствии с контрактом купли-продажи от 22.03.2013 N 4/2013, заключенным между ООО "Мейра" (Россия) и фирмой "TRABZON TARIM URUNLERI NAKLIYAT VE TIC. LTD. STI" (Турция), спецификацией N 1 от 25.03.2013 к контракту в 2013 году на территорию Российской Федерации также был осуществлен ввоз плодоовощной продукции, страна происхождения Турция.
Доставка товаров осуществлялись из Турции на условиях поставки CFR Новороссийск (в соответствии с Инкотермс 2000).
Указанный товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен в таможенном отношении в Новороссийской таможне по ДТ N 10317090/150613/0009749.
По ДТ N 10317090/150613/0009749 были оформлены: товар N 1 - томаты свежие, F-190, класс 1, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 62200 кг, весом брутто - 66100 кг, изготовитель TRABZON TARIM URUNLERI NAKLIYAT VE TIC. LTD. STI, товарный знак TRABZON TARIM;
товар N 2 - томаты свежие на ветке, F-191, сорт "SALKIM", класс 1, урожай 2013 г., в картонных коробках, весом нетто - 7450 кг, весом брутто - 7900 кг, изготовитель TRABZON TARIM URUNLERI NAKLIYAT VE TIC. LTD. STI, товарный знак TRABZON TARIM.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ N 10317090/130613/0009618, N 10317090/150613/0009749, N 10317090/150613/0009750 товаров была заявлена ООО "Мейра" 1 Методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст.4 и ст.5 Соглашения между Правительством РФ, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза".
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по данным ДТ, ООО "Мейра", в соответствии со ст.183 Таможенного кодекса таможенного союза, а также в соответствии с п.1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" были представлены следующие документы: контракт купли-продажи от 26.06.2012 N 1/2012 со спецификацией N 1 от 18.07.2012 и дополнительным соглашением N 2 от 21.01.2013 к нему (по ДТ N10317090/130613/0009618, N10317090/150613/0009750), контракт купли-продажи от 22.03.2013 N 4/2013 со спецификацией N 1 от 25.03.2013 (по ДТ N10317090/150613/0009749), коммерческие инвойсы (являющиеся неотъемлемой частью контракта) N 019099 от 12.06.2013 на сумму 84135,00 долларов США (по ДТ N10317090/130613/0009618); N 3541 от 13.06.2013 на сумму 44014,50 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009749); N 019101 от 14.06.2013 на сумму 11781,00 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009750), коносаменты, паспорт сделки, сертификат происхождения.
Вместе с тем, должностные лица Новороссийской таможни не согласились с заявленным 1 методом определения таможенной стоимости по ДТ N 10317090/130613/0009618, ДТ N 10317090/150613/0009749, ДТ N 10317090/150613/0009750 обосновав это тем, что выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров - установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза, в предоставленных коносаментах отсутствует отметка об оплате фрахта на условиях CFR Новороссийск. На основании данных доводов Новороссийской таможней в процессе таможенного оформления были приняты решения о проведении дополнительной проверки в отношении товаров, заявленных в таможенных декларациях.
В адрес ООО "Мейра" Новороссийской таможней были направлены Решения о проведении дополнительной проверки от 14.06.2013 по ДТ N 10317090/130613/0009618, от 16.06.2013 по ДТ N 10317090/150613/0009749, от 16.06.2013 по ДТ N 10317090/150613/0009750, расчеты обеспечения уплаты таможенных платежей и перечни документов, которые необходимо дополнительно представить в установленный, а именно: прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная декларация с переводом, заверенным в установленном порядке; иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; копии коносамента с обеих сторон; сведения о погрузке, выгрузке, перегрузке товара в пути следования; предоставить информацию о плательщике фрахта; бухгалтерские документы об оприходовании товара в рамках одного контракта (карточки счетов бухгалтерского учета, в части отражения операций с ввезенными товарами с момента оприходования до момента реализации: счета 10, 15, 41, 44, 52, 60, 62 и др.); ведомость банковского контроля, выписки по лицевым счетам, платежные поручения, заявления на перевод; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных, однородных товаров, а так же товаров того же класса или вида (если имеются); имеющаяся в распоряжении декларанта информация о стоимости однородных товаров.
После внесения ООО "Мейра" обеспечения уплаты таможенных платежей по спорным декларациям в размере - 534 063 рубля 94 копейки по ДТ N 10317090/130613/0009618, 399 007 рублей 38 копеек по ДТ N 10317090/150613/0009749, 139 824 рубля 82 копейки по ДТ N10317090/150613/0009750, товары были выпущены Новороссийской таможней в свободное обращение.
В соответствии с решениями о проведении дополнительной проверки, ООО "Мейра" в установленные сроки были представлены Новороссийской таможне необходимые пояснения и документы: прайс-лист производителя ввезенных товаров, экспортная декларации с переводом, копия коносамента, ведомость банковского контроля, заявление на перевод, свифт, договор реализации ввозимых товаров, товарная накладная, копия счета-фактуры реализованного товара, анализ счета 41, анализ счета 60.
Новороссийской таможней были приняты Решения о корректировке таможенной стоимости товаров от 23.08.2013 по ДТ N 10317090/130613/0009618, от 06.09.2013 по ДТ N 10317090/150613/0009749, от 06.09.2013 по ДТ N 10317090/150613/0009750 с частичным возвратом денежного залога.
В обоснование причин корректировки таможенной стоимости, Новороссийская таможня указала на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены.
Заявитель не согласился с решениями таможенного органа.
Новороссийской таможней самостоятельно была осуществлена корректировка таможенной стоимости выпущенных под обеспечение уплаты таможенных платежей товаров в соответствии с п.24 раздела III Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 и ст.68 Таможенного кодекса Таможенного Союза в рамках 6 Метода определения таможенной стоимости (Резервного метода) путем заполнения бланков КТС, ДТС-2: 02.09.2013 по ДТ N10317090/130613/0009618, 17.09.2013 по ДТ N10317090/150613/0009749, 17.09.2013 по ДТ N10317090/150613/0009750.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10317090/130613/0009618, ДТ N 10317090/150613/0009749, ДТ N 10317090/150613/0009750 Новороссийской таможней были излишне взысканы таможенные пошлины, налоги и пени в размере 520 879 рублей 54 копейки, в том числе: по ДТ N 10317090/130613/0009618 - 216 040 рублей 63 копейки, по ДТ N 10317090/150613/0009749 - 222 269 рублей 67 копеек, по ДТ N 10317090/150613/0009750 - 82 569 рублей 24 копейки.
В соответствии со ст.129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ООО "Мейра" обратилось в Новороссийскую таможню с Заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств N 66 от 24.10.2014 (вх. таможни от 13.11.2014 N 43286) на сумму 520 879 рублей 54 копейки, считая незаконными принятые Новороссийской таможней Решения о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N10317090/130613/0009618, N10317090/150613/0009749, N10317090/150613/0009750.
Новороссийская таможня отказала в рассмотрении данного заявления, о чем известила ООО "Мейра" письмом от 20.11.2014 N 13-13/38245.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления Новороссийская таможня указала на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.
Считая бездействие Новороссийской таможни, выразившееся в отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей и пеней в размере 520 879 рублей 54 копейки по ДТ N 10317090/130613/0009618, ДТ N 10317090/150613/0009749, ДТ N 10317090/150613/0009750, изложенный в письме от 20.11.2014 N 13-13/38245, незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ, вступил в силу с 06.07.2010 с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 01.07.2010.
Таким образом, правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01.07.2010, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.
В силу части 2 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
Согласно пункту 3 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Так, порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости" таможенной стоимостью товаров, товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при выполнении условий, указанных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения "О таможенной стоимости").
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения "О таможенной стоимости" в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
В силу пункта 4 статьи 10 указанного Соглашения Таможенная стоимость товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе:
1) цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на таможенной территории Таможенного союза;
2) системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;
3) цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;
4) иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения;
5) цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;
6) минимальной таможенной стоимости;
7) произвольной или фиктивной стоимости.
В случае если настоящая статья применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" указано, что при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.
Между тем, при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
В соответствии со ст. 66 Таможенного кодекса Таможенного союза контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
При этом согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Из материалов дела усматривается, что в ходе контроля таможенной стоимости таможенный орган установил признаки, указывающие на то, что сведения, представленные ООО "Мейра" о таможенной стоимости могут являться недостоверными, в связи с чем таможенным органом была проведена дополнительная проверка и произведена корректировка.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным декларациям, ООО "Мейра" были представлены следующие документы: контракт купли-продажи от 26.06.2012 N 1/2012 со спецификацией N 1 от 18.07.2012 и дополнительным соглашением N 2 от 21.01.2013 к нему (по ДТ N10317090/130613/0009618, N10317090/150613/0009750), контракт купли-продажи от 22.03.2013 N 4/2013 со спецификацией N 1 от 25.03.2013 (по ДТ N10317090/150613/0009749), коммерческие инвойсы (являющиеся неотъемлемой частью контракта) N019099 от 12.06.2013 на сумму 84135,00 долларов США (по ДТ N10317090/130613/0009618); N3541 от 13.06.2013 на сумму 44014,50 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009749); N019101 от 14.06.2013 на сумму 11781,00 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009750), коносаменты, паспорт сделки, сертификат происхождения.
Материалами дела подтверждается уплата обществом таможенных платежей в полном объеме по корректировкам таможенной стоимости по спорным ДТ (ведомость банковского контроля - том 1 л.д. 44).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что корректировка таможенным органом была проведена без достаточных на то оснований.
Так, положения статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза указывают на право таможенных органов истребовать не все документы, а лишь необходимые для определения таможенной стоимости товаров.
Данное право не позволяет руководствоваться одним лишь фактом непредставления документов, если такие документы не способны повлиять на определение таможенной стоимости товаров при их таможенном оформлении.
Непредставление обществом истребованных у него таможней документов, само по себе не является доказательством недостоверности представленных обществом сведений, подтвержденных иными документами.
В представленном в материалы дела контракте указано, что поставка товара по настоящему контракту производится на условиях CFR Новороссийск. В инвойсах по данным поставкам указаны условия поставки CFR Новороссийск.
Также, контрактом определен порядок расчетов за поставляемый товар, способ платежа, в инвойсах на поставляемую партию указаны сроки оплаты за товар.
В п.1.1 контракта купли-продажи от 26.06.2012 N 1/2012 указано, что Продавец продает, а Покупатель покупает плодоовощную продукцию импортного производства, именуемую в дальнейшем товара, а именно: виноград, персики, нектарины, сливы, груши, абрикосы, черешню, вишню, дыни, арбузы, айву, гранаты, инжир, хурму, перец сладкий, баклажаны, кабачки, лук репчатый, картофель, морковь, огурцы, томаты мандарины, грейпфруты, апельсины, лимоны, клубнику и прочие овощи и фрукты. В п.1.2 Контракта указано, что цены на товар устанавливаются в Приложении, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта. В п.2.2 контракта указано, что в цену товара, зафиксированную в Приложениях и инвойсах, входит стоимость тары, поддонов, упаковки и маркировки, все расходы, связанные с погрузкой, доставкой и выгрузкой товара в порту: Сочи, Новороссийск и т.п. Согласованная цена в Инвойсах является твердой и изменению не подлежит. В п.4.2 контракта указано, что количество отгружаемой партии товара указывается в товаро-транспортных документах и инвойсах. В Спецификации к контракту N 1 от 18.07.2012 года определена номенклатура поставляемого товара на условиях CFR Новороссийск, цена в минимальных и максимальных пределах за тонну. В инвойсах на ассортиментном уровне зафиксирована цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара с указанием его наименования, калибра, сорта, года сбора урожая.
Таможня указывает на расхождение ценовой информации в приложении N 1 к контракту и инвойсах.
Обществом в материалы дела представлены экспортные декларации с переводом и пояснениями, которые суд к делу приобщил. Противоречий в установлении стоимости ввезенного обществом товара турецким контрагентом и обществом суд не усматривает. В графе 44 указаны номера инвойсов по которым осуществлялась поставка товара - N 019099 от 12.06.2013 на сумму 84135,00 долларов США (по ДТ N 10317090/130613/0009618); N3541 от 13.06.2013 на сумму 44014,50 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009749); N 019101 от 14.06.2013 на сумму 11781,00 долларов США (по ДТ N10317090/150613/0009750). В графе 22 экспортных деклараций указана фактурная стоимость товара, которая полностью совпадает со стоимостью товара, указанной заявителем в спорных декларациях. Условия поставки также совпадают. Судом не выявлено противоречий между представленными заявителем коммерческими документами и экспортными декларациями.
Судом также не были приняты как законные и обоснованные доводы таможни о том, что не предоставлены банковские платежные документы по оплате транспортных расходов. Судом установлено, а материалами дела подтверждается, что поставка товаров осуществлялась в соответствии с условиями поставки CFR Новороссийск, в соответствии с которыми на продавца возлагается обязанность по заключению договора по перевозке товара и оплате за перевозку по этому договору, которая затем включается в стоимость продаваемого товара. В соответствии с отметками, содержащимися в коносаментах, оплата фрахта осуществляется в соответствии с датой чартер - партии и аванс фрахта получен в счет фрахта. Таким образом, заявитель не должен иметь данные документы.
Таким образом, подтверждение недостоверности сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, таможенным органом не представлено.
Одновременно, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к спорным ДТ и контракту от 26.06.2012 N 1/2012, судом первой инстанции не выявлено.
Различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке (в том числе в информационной системе "Мониторинг-Анализ"), не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и не может служить основанием для корректировки таможенной стоимости товара.
Помимо указанного, судом первой инстанции установлено, что корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317090/130613/0009618, ДТ N 10317090/150613/0009749, ДТ N 10317090/150613/0009750 была на основе сведений только о биологическом наименовании товара, без учета стоимости товаров, ввезенных на территорию Таможенного союза в другом количестве, другого качества, другого производителя, на других коммерческих условиях.
Достоверность ценовой информации, использованной для определения таможенной стоимости по методу, отличному от предложенного декларантом, не подтверждена таможней в порядке, установленном как нормами таможенного, так и арбитражного процессуального законодательства.
Представленные обществом в таможенный орган документы не содержали признаков недостоверности, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена и основания для ее корректировки у таможенного органа отсутствовали, признается апелляционной инстанцией обоснованным.
Учитывая изложенное, внесенные ООО "Мейра" на счет таможни денежные средства в сумме 520 879 рублей 54 копейки, доначисленные в связи с необоснованной корректировкой таможенной стоимости, являются излишне уплаченными и согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного Союза подлежат возврату заявителю в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств на сумму 520 879 рублей 54 копейки, в рассмотрении которого таможня отказала.
В силу части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установлен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
В силу пункта 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" при рассмотрении требований о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога судам необходимо исходить из того, что такие требования должны быть рассмотрены по существу независимо от того, оспаривались ли в судебном порядке решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров), решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.
Таким образом, незаявление в арбитражный суд требований о признании незаконными решений о корректировке таможенной стоимости не лишает общество возможности защитить свои права, иным способом, что соответствует положениям статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, таможня неправомерно оставила заявление общества о возврате излишне уплаченных платежей без рассмотрения.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженность по уплате таможенных платежей общество не имеет, и обоснованно обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Таким образом, бездействие таможни по возврату излишне взысканных таможенных платежей в сумме 520 879 рублей 54 копейки по ДТ N 10317090/130613/0009618, ДТ N 10317090/150613/0009749, ДТ N 10317090/150613/0009750, выразившееся в отказе в рассмотрении заявления, является незаконным как несоответствующее таможенному законодательству и нарушающее права и законные интересы общества в экономической деятельности.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2015 по делу N А32-45973/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45973/2014
Истец: ООО "МЕЙРА", Представитель ООО "МЕЙРА" Зайцева Наталья Владимировна
Ответчик: НОВОРОССИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: Новоросийская таможня