город Москва |
|
06 мая 2015 г. |
Дело N А40-160857/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Савенкова О.В., Александровой М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меликсетяном А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 10 февраля 2015 года по делу N А40-160857/2014,
принятое судьей Михайловой Е.В.
по иску Муниципального образования "города Брянск"
в лице Брянской городской администрации (ИНН 3201001909, ОГРН 1023202743574)
к Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации
(ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
третьи лица: Департамент финансов Брянской области,
Финансовое управление Брянской городской администрации
о взыскании убытков,
при участи в судебном заседании:
от истца Фоменко А.В. по доверенности от 22.12.2014
от ответчика представитель не явился, извещен
от третьих лиц представители не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование "города Брянск" в лице Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1099 000 руб.
Решением суда от 10.02.2015 исковые требования удовлетворены.
На указанное решение Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Истца поддержал требования и доводы жалобы; неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Исковые требования мотивированы тем, что муниципальным образованием - городским округом Брянск, на основании вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции, гражданину, страдающему хроническим заболеванием входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378 по договору социального найма квартир было предоставлено из муниципального жилищного фонда жилое помещение. Обязанность компенсации в виде предоставления субвенций на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержке инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов по обеспечению жильем имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, закреплена действующим законодательство за Российской Федерацией.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия заявленных ко взысканию убытков вследствие ненадлежащего исполнения Российской Федерацией обязанностей по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья гражданину, размер понесенных расходов и причинно-следственная связь между этими обстоятельствами.
Апелляционный суд с указанным выводом суда первой инстанции соглашается.
Обеспечение инвалидов жильем относится к мерам социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, и регулируется Федеральным законом от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ). Согласно положениям ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст.ст. 11, 72 и 76 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе устанавливать как компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в той или иной сфере совместного ведения, так и принципы разграничения их полномочий в соответствующей сфере совместного ведения (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 09.01.1988 N 1-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.1997 N 13-0, от 01.12.2005 N 521-0 и др.).
Тем самым предполагается возможность определения федеральным законом принадлежности части полномочий по предметам совместного ведения органам государственной власти субъектов Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении указанных полномочий (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 N 462-0, от 11.07.2006 N 353-0 и др.).
Правовое регулирование, позволяющее точно и однозначно определить принадлежность того или иного полномочия, в том числе обеспечивающего осуществление прав граждан, нуждающихся в государственной поддержке, органам публичной влаети конкретного уровня, является - в силу ст. 5, 7, 12, 18, 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации - необходимым элементом надлежащего распределения обязанностей между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями по реализации данного полномочия и тем самым создания в России как правовом социальном государстве условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Жилищным кодексом РФ, системно урегулированы вопросы, касающиеся реализации гражданами конституционного права на жилище.
Закрепляя основные принципы предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, ст. 49 ЖК РФ предусматривает, в частности, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставляются в установленном данным Кодексом порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3); при этом указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4).
Таким образом, жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным ЖК РФ основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. При этом, во всяком случае обязанности публичной власти по обеспечению реализации гражданами, относящимися к каждой определенной законодательством категории, права на жилище должны быть также четко определены законом.
Действующее жилищное законодательство относит к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого но договору социального найма или принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Перечень соответствующих заболеваний установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (и. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
В связи с чем, при рассмотрении данного дела, во внимание должна быть принята позиция Конституционного Суда РФ изложенная в Постановлении от 24.12.2013 N 30-П, которым был рассмотрен вопрос о принадлежности конкретному уровню публичной власти установленного им полномочия по внеочередному предоставлению гражданам, больным заразными формами туберкулеза (заболевание включенное в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378), отдельных жилых помещений с учетом права этих граждан на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, а также обязанности по обеспечению данного полномочия материальными и финансовыми средствами.
Так Конституционный суд РФ установил, что внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза, отдельных жилых помещений не входит в установленный и.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Между тем, но смыслу статей 40, 41, 71, 72 и 76 Конституции Российской Федерации, предполагается, что если в сфере совместною ведения Российской Федерации и се субъектов установленное федеральным законом конкретное полномочие нс отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), и нс передано им для осуществления, но общему правилу, за счет субвенций из федерального бюджета, то такое полномочие принадлежит органам государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, противоправность бездействия Российской Федерации напрямую установлена Постановлением Конституционною Суда РФ изложенная в Постановлении от 24.12.2013 N 30-П.
В связи с тем, что Конституционный суд, дав оценку совокупности норм действующего законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ, п.2 ст. 26,3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ, постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N378), пришел к выводу, что внеочередное предоставление гражданам, больным заразными формами туберкулеза (т.е. одним из заболеваний, включенным в перечень, утвержденный постановления Правительства РФ от 16.06.2006 N378) не входит в установленный н.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочии органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) и такое полномочие принадлежит органам государственной власти Российской Федерации, оснований для отнесения к полномочиям субъектов Российской Федерации обязанности но предоставлению жилых помещений гражданам, страдающих иными формами заболеваний, включенными в Перечень утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N378 не имеется.
Таким образом, указание на п. 24 ст. 20.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ не может расцениваться как надлежащая передача Российской Федерацией данного полномочия для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, поскольку в названном Федеральном законе не закреплены необходимые для такой передачи условия, предусмотренные п.4 ст. 26.1 и п. 7 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ.
Таким образом, согласно п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" надлежащим ответчиком по настоящему иску является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, но только с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств. Положениями п.3 ст.20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131--ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Поскольку возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти, нс допускается в силу главы 4 БК РФ, Брянская городская администрация и обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что понесенные ею убытки подлежат компенсации Российской Федерацией.
Ссылка Министерства финансов РФ на возможность предоставления межбюджетных трансферов из бюджетов субъектов РФ в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и на отсутствие обращения муниципального образования "город Брянск" в финансовый орган с обоснованием предоставления ему дополнительной финансовой помощи, в связи возникновением обязательства вытекающего из решения Советского районного суда г. Брянска от 12.10.2012 безосновательна в связи с тем, что действующее законодательство предусматривает предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) исключительно в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается (ст. 135 - 138 БК РФ, ст. 55, ст. 60. ст. 61 Федерального закона о т 06.10.2003 N 131~ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, перечисление денежных средств в бюджет Брянской области в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год", а также бюджетам муниципальных образований (городских округов) Брянской области в рамках Закона Брянской области "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" от 08.07.2013 N 50-3 не могут расцениваться как финансирование органов местного самоуправления города Брянска для реализации отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам, страдающим заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006.
Согласно ст. 133 БК РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции.
Бюджетам субъектов Российской Федерации ежегодно предоставляются субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом данные средства являются целевыми и предназначены для реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005.
Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2014 N 614 утверждены "Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Согласно и. 1 указанных Правил, они определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся и улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее соответственно - субвенции, граждане). Финансовое обеспечение расходов, связанных с обесценением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций (п. 2 Правил).
В соответствии с п. 10 Правил в случае осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, не по целевому назначению соответствующие средства взыскиваются в федеральный бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В Отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 12.12.2008 N 285) также включаются исключительно ветераны (по категориям), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005.
Таким образом, ежегодно предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции из Федерального бюджета на осуществление полномочий но обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" являются целевыми и предназначены для реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учёт до 01.01.2005. Средства на реализацию указанных полномочий не могут быть использованы на другие цели.
В связи с вышеизложенным, перечисление денежных средств в бюджет Брянской области в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 N 371 "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 год", а также бюджетам муниципальных образований (городских округов) Брянской области в рамках Закона Брянской области "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" от N 50-3 не могут расцениваться как финансирование органов местного самоуправления города Брянска для реализации отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений лицам, страдающим заболеваниями, включенными в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006.
Российская Федерация законодательно не урегулировала порядок финансирования мероприятий по предоставлению жилья инвалидам, принятым на учет после 01.01.2005. В частности, Министерством финансов РФ, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не представлены суду доказательства того, что из средств федерального бюджета выделялись субвенции субъекту Российской Федерации - Брянской области на обеспечение жильем указанной категории граждан.
Кроме того, вступившими в законную силу судебными актами по делу N А40-39011/2013 и N А40-38733/2013, по аналогичным исковым заявлением муниципального образования "город Брянск" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков, установлено, что органу местного самоуправления не были выделены финансовые средства для реализации вышеуказанных государственных полномочий, предусмотренных ст. 57 ЖК РФ, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года.
Решением Советского районного суда города Брянска от 05.09.2011, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 15.12.2011, суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить Першиковой Л.И. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Брянска.
Во исполнение решения Советского районного суда города Брянска от 05.09.2011 Брянская городская администрация предоставила Першиковой Л.И. по договору социального найма находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, по адресу: г. Брянск, ул. Чернышевского, д. 52, кв, 14, общей площадью 29,7 кв.м.
Согласно отчету об оценке от 27.06.2014 N 120-06/14Н рыночная стоимость предоставленной из муниципальной собственности Першиковой Л.И. квартиры, общей площадью 29,7 кв.м., расположенной по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул.Чернышевского, д. 52, кв. 14, составляет 1099 000 руб.
Брянская городская администрация выполнила обязанность по исполнению решения суда по предоставлению жилого помещения инвалиду Першиковой Л.Н., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал, что повлекло увеличение расходов бюджета города Брянска.
На территории муниципального образования "город Брянск" в качестве малоимущих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда в соответствии со ст. 49 ЖК РФ, состоят на учете: по состоянию на 01.04.2011 - 6981 семей: на 01.04.2012 - 6750 семей: на 01.04.2013 - 6231 семей: на 01.04.2014-6124 семей.
В связи с отсутствием свободного муниципального жилищного фонда время ожидания в очереди в списке предоставления жилья по общей очереди (малоимущие граждане) составляет более 60 лет. Все освобождающиеся муниципальные помещения жилищного фонда, количество которых крайне мало в связи с приватизацией жилья гражданами, распределяются Брянской городской администрацией во исполнение решений судов лицам, имеющим право на внеочередное обеспечение жилыми помещения в связи с наличием тяжелых форм хронического заболеваний.
Кроме того, возмещение расходов Брянской городской администрации на обеспечение жильем инвалидов не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения инвалиду, относящемуся к гражданам отдельной категории, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение Першиковой Л.Н., администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и. соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных ЖК РФ, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Таким образом, муниципальным образованием "город Брянск" доказаны противоправность действий Российской Федерации, факт и размер понесенных убытков, а также причинная связь между указанными действиями и возникшим ущербом.
Следовательно, арбитражный суд правомерно пришел к выводу, что исковые требования муниципального образования "город Брянск" подлежат удовлетворению.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Между Истцом и Ответчиком возникли бюджетные правоотношения, к которым в соответствии с п.1 ст. 1 БК РФ относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 30 БК РФ закреплен принцип разграничения доходов, расходов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, который означает закрепление и соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) гго формированию доходов бюджетов и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Принцип самостоятельности бюджетов не допускает установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 31 БК РФ).
Под расходным обязательством понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
В соответствии с п. 1 ст.84 БК расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии е федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Таким образом, учитывая то, что гр. Першикова Л.Н., принята на учет и обеспечена жилым помещением на основании ст. 17 Федерального закона N 181 -ФЗ и ст. 49 ЖК РФ, расходные обязательства по обеспечению гр. Першиковой Л.Н. жилым помещением относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, поскольку она относится к категории граждан, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма, установленной федеральным законом.
С целью финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке, в соответствии с п. 1 ст. 133 БК РФ бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета должны предоставляться межбюджетные трансферты в форме субвенций.
Указанные субвенции на основании статьи 146 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации передаются в соответствующий местный бюджет в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации.
При вышеизложенных обстоятельствах и силу статьи 65 АПК РФ на Министерство финансов Российской Федерации перешло бремя доказывания обратного: факта перечисления бюджетных средств из бюджета Российской Федерации в бюджет Брянской области с целью финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, находящихся на территории указанного субъекта, возникающих при выполнении полномочий Российской Федераций.
Между тем Ответчиком указанные доказательства суду не представлены.
В соответствии си. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из л их оснований или но основаниям.
При этом в любом случае, согласно и. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Таким образом, гр. Першикова Л.Н. воспользовалась своим законным правом при поставке на учет в качестве нуждающегося, а Брянская городская администрация в законном порядке исполнила обязанности по его постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленного иска.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 февраля 2015 года по делу N А40-160857/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160857/2014
Истец: МО "город Брянск" в лице Брянской городской администрации, Муниципальное образование ГОРОД БРЯНСК В ЛИЦЕ БРЯНСКОЙ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
Ответчик: Министерство финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Департамент финансов Брянской области, Финансовое управление Брянской городской администрации, Финансовое управление Брянской области