г. Хабаровск |
|
05 мая 2015 г. |
Дело N А73-62/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 мая 2015 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.И. Балинской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 27.02.2015
по делу N А73-62/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г. Шестак
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю
об оспаривании постановления отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска от 24.12.2014 о наложении административного штрафа по исполнительному производству
N 40106/11/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю (далее - отдел) от 24.12.2014, вынесенное в рамках исполнительного производства N 40106/11/01/27, которым министерство привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 27.02.2015 в удовлетворении заявленных требований министерству отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Министерство считает, что оснований для привлечения его к ответственности не имелось, его вина не доказана.
Отдел отзыв на жалобу не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения Центрального районного суда по делу N 2-6395/11 выдан исполнительный лист от 09.12.2011 серии ВС N 041047922, на основании которого 19.12.2011 возбуждено исполнительное производство N 40106/11/01/27 в отношении должника с указанием в установленный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
В связи с тем, что в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 07.09.2012 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, явилось основанием для вынесения ОСП по Центральному району г. Хабаровска постановления от 22.01.2014 о наложении на Министерство ЖКХ Хабаровского края административного штрафа в размере 30 000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Этим же требованием должник уведомлен о времени и месте рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ (22.12.2014 в 15 час. 20 мин. в отделе судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6), в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок.
22.12.2014 в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, судебным приставом-
исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска Пешковым Ф.Ю. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 013267/01 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Определением от 22.12.2014, полученным Министерством ЖКХ Хабаровского края, рассмотрение дела об административном правонарушении по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ назначено на 24.12.2014 в 15 час. 20 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 1.
24.12.2014 начальником отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска вынесено постановление, которым Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением по рассматриваемому делу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 N 1 - ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 105 Закона N 229-ФЗ установлены общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также предусмотрены возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 ЗаконаN 229-ФЗ).
Апелляционным судом по материалам дела установлено, что отделом на основании исполнительного листа серии ВС N 041047922, выданного 09.12.2011 Центральным районным судом г. Хабаровска, 19.12.2011 возбуждено исполнительное производство N 40106/11/01/27, во исполнение которого министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить гражданину Казакову Александру Павловичу благоустроенное жилое помещение в пределах города Хабаровска.
Однако министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Субъективная сторона (вина) министерства заключается в том, что оно не предприняло необходимых мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Доказательств того, что суд, выдавший исполнительный лист, предоставил должнику отсрочку исполнения содержащегося в нем требования, в деле также не имеется.
Уведомление министерства в уполномоченный орган о невозможности исполнения судебного решения ввиду отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в городе Хабаровске не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок.
Следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда о наличии вины министерства во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, апелляционным судом признается обоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Министерства ЖКХ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Суд апелляционной инстанции с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, пренебрежительного отношения к исполнению возложенной обязанности по надлежащему и своевременному исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта, обязательность исполнения которого предусмотрена нормами действующего законодательства, поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что министерство не является надлежащим ответчиком в рамках гражданского иска по делу, рассмотренному в суде общей юрисдикции, на основании которого выдан спорный исполнительный лист, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения в рамках данного спора, предметом которого является оспаривание постановления о привлечении министерства к административной ответственности в связи с неисполнением в установленный срок без уважительных причин требования, содержащегося в исполнительном документе.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о том, что в спорном исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции проверен и отклоняется ввиду следующего.
Главой 13 Закона N 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность именно совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, в связи с чем довод жалобы в данной части подлежит отклонению как несостоятельный.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства ЖКХ Хабаровского края отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2015 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-62/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-62/2015
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: Начальник ОСП по Центральному району г. Хабаровска - старшего судебного пристава, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю