г. Саратов |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А06-10312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Пригаровой Н.Н., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244, адрес местонахождения: 344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова 58)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 февраля 2015 года по делу N А06-10312/2014 (судья Сорокин Н.А..)
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", г. Астрахань (ИНН 3017041554, ОГРН 1053000000041, адрес местонахождения: 414000, г. Астрахань, ул. Кр. Набережная, 32)
к Южному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244, адрес местонахождения: 344000, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова 58) в лице в лице Территориального отдела государственного надзора по Астраханской области (адрес местонахождения: 414014, г. Астрахань, ул. Бехтерева, 6)
о признании недействительными результатов проверки, проведенной с 15.07.2014 по 23.07.2014, содержащихся в акте проверки от 30.07.2014 N 04-26/28,
о признании недействительным предписания от 30.07.2014 N 04-27/04,
лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", Общество) с заявлением о признании недействительными: результатов проверки, проведенной с 15.07.2014 по 23.07.2014, содержащихся в акте проверки N 04-26/26 от 30.07.2014; предписания Территориального отдела государственного надзора по Астраханской области Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЮМТУ Росстандарта, Управление, административный орган) N 0427/04 от 30.07.2014.
Решением от 03 февраля 2015 года Арбитражный суд Астраханской области результаты проверки ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", содержащиеся в акте проверки Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта N 04-26/28 от 30.07.2014, признал незаконными.
Суд также признал недействительным предписание Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта N 04-27/04 от 30.07.2014.
Кроме того, суд взыскал с Южного межрегионального территориального управления Росстандарта в пользу ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей.
ЮМТУ Росстандарта не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, признать результаты проверки законными, а оспариваемое предписание действительным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания", ЮМТУ Росстандарта надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 30.04.2015 до 11 часов 30 минут.
Протокольное определение об объявлении перерыва оглашено в открытом судебном заседании; информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 26.06.2014 за N 01 -30/966 ЮМТУ Росстандарта в период с 15 июля по 23 июля 2014 г. Территориальным отделом государственного надзора по Астраханской области ЮМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" по вопросу соблюдения обязательных требований к продукции (электроэнергии) и соблюдения обязательных требований межгосударственного стандарта ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
На основании данной проверки ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" выдано предписание N 04-27/04 от 30.07.2014 об устранении в срок до 02 марта 2015 нарушений обязательных требований ГОСТа 32144-2013.
Не согласившись с результатами проверки и предписанием, ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, пришел к выводу, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" не является лицом, по вине которого электрическая энергия, поставляемая в с. Старокучергановка, не отвечает требованиям ГОСТа 32144-2013.
Суд также указал, что в акте не указаны мероприятия по обеспечению несанкционированного доступа к измерителям показателей качества (пломбирование мест подключения, пломбирование клеммной коробки прибора и оформление данной процедуры документально), исключающих воздействие на измерители и внешнюю схему включения.
Следовательно, несоответствие качества электрической энергии могло быть обусловлено действиями (бездействиями) самого потребителя, то есть потребитель не обеспечил надлежащее состояние внутридомовой проводки.
При таких обстоятельствах отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующих, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика, а не сетевой компании или потребителя электроэнергии.
Оспариваемое предписание ЮМТУ Росстандарта не содержит конкретного указания на совершение Обществом действий в целях улучшения качества электрической энергии, что является недопустимым при отсутствии анализа причин нарушения и определения конкретного виновника, поставки некачественного продукта.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проведенной административным органом проверкой установлено нарушение норм качества электроэнергии установленных ГОСТом 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июля 2013 года N 400-ст.
Правовые основы стандартизации урегулированы Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в статье 46 которого определено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов применение государственных стандартов, связанных с защитой жизни или здоровья граждан осуществляется в обязательном порядке.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" стандартизация представляет собой деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
ГОСТ 32144-2013 "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" предназначен для применения при установлении и нормировании показателей качества электрической энергии, связанных с характеристиками напряжения электропитания, относящимися к частоте, значениям и форме напряжения, а также к симметрии напряжений в трехфазных системах электроснабжения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Потребители коммунальной услуги по электроснабжению, которые в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не находятся на обслуживании у исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, принимаются на обслуживание гарантирующим поставщиком с даты, установленной для такого принятия уполномоченным органом субъекта Российской Федерации и вносят плату за потребленную с этой даты электрическую энергию в адрес гарантирующего поставщика. Соответствующие договоры с указанными потребителями коммунальной услуги электроснабжения, в том числе в отсутствие их письменной формы, заключаются в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 20 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012 N 442).
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) или сетевая организация несут ответственность за надежность энергоснабжения и качество электрической энергии на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Ответственность за надежность и качество электрической энергии в пределах границ балансовой принадлежности внутридомовых электрических сетей в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации несет лицо, осуществляющее обслуживание внутридомовых инженерных систем.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставку электрической энергии ее потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (абзац 15 статьи 6) с 01.04.2006 юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. В целях обеспечения реализации указанных требований с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком на территории Астраханской области (приказ Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-0), не имеет на праве собственности либо ином законном праве электросетевое оборудование, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, следовательно, не имеет возможности организовать надлежащее функционирование электросетевого оборудования и тем самым влиять на соответствие качества электрической энергии требованиям технических регламентов.
Пунктом 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлено, что при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии), в интересах которого заключается договор к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам.
Согласно подпункту "в" пункта 13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 ответственность потребителя услуг и сетевой организации за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства определяется балансовой принадлежностью сетевой организации и потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) и фиксируется в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей и акте эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" урегулировало отношения по передаче электрической энергии в интересах своих потребителей, заключив договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 28.06.2013 N 30000130000394 с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, проживающих по адресам: Астраханская область, Наримановский район, с. Старокучергановка, ул. Проездная, д.84, ул. Бугровая, д. 16.
Пунктом 3.4.1 договора N 30000130000394 предусмотрено, что ОАО "МРСК Юга" обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электроэнергии до точек поставки электроэнергии потребителям, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам. Подпунктом "в" пункта 2.2 установлена ответственность потребителя услуг и ОАО "МРСК Юга" за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства, которая определяется балансовой принадлежностью таких объектов.
При этом подпунктом "в" пункта 8.2.2 договора N 30000130000394 предусмотрена ответственность ОАО "МРСК Юга" за отклонение показателей качества электроэнергии от сверх величин, установленных обязательными требованиями, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" предприняло все зависящие от него меры по реализации потребителям качественной электрической энергии, а именно: купило электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии; урегулировало в интересах потребителей отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией ОАО "МРСК Юга", включив в условия договора N 30000130000394 обязанность сетевой организации по соблюдению качества электрической энергии требованиям ГОСТов.
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии, должны проводиться в центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
Как следует из актов отбора образцов и экспертного заключения ФБУ "Ставропольский ЦСМ" контрольно-измерительные приборы устанавливались на контактных клеммах электрических счетчиков потребителей, который установлен в жилом доме.
Судом первой инстанции установлено, что измерения показателей качества электроэнергии (в соответствии с указанными в акте местами установки измерителей показателей качества электроэнергии) производились в сетях у потребителей, т.е. измерялись показатели качества электроэнергии во внутридомовой проводке абонента.
Административным органом не представлены бесспорные доказательства того, что точка, в которой был осуществлен отбор образцов электрической энергии, является зоной ответственности ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
При таких обстоятельствах отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующие, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика, а не сетевой компании или потребителя электроэнергии.
ГОСТ 32144-2013 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливают показатели в точках передачи электрической энергии.
Как правомерно указал суд первой инстанции, указанные в акте точки таковыми не являются. Ответственность за состоянием внутридомовой проводки несет потребитель.
В акте не указаны мероприятия по обеспечению несанкционированного доступа к измерителям показателей качества (пломбирование мест подключения, пломбирование клеммной коробки прибора и оформление данной процедуры документально), исключающих воздействие на измерители и внешнею схему включения.
Административным органом не представлены бесспорные доказательства того, что точка, в которой был осуществлен отбор образцов электрической энергии, является зоной ответственности ОАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Судом также установлено, что в ходе проверки показатели поступающей в сети ОАО "МРСК Юга" от ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" электрической энергии не фиксировались и не исследовались, доказательств того, что на входе в электрические сети ОАО "МРСК Юга" электрическая энергия была ненадлежащего качества, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют доказательства, безусловно свидетельствующих, что отклонение электроэнергии от норм качества произошло в результате виновных действий именно гарантирующего поставщика, а не сетевой компании или потребителя электроэнергии.
Учитывая изложенное, суд первый инстанции пришел к правомерному выводу, что из перечисленных причин отклонения напряжения следует, что необходимые Мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться в Центрах питания электрической сети, трансформаторах и иных объектах электросетевого оборудования, находящихся в сфере контроля региональной сетевой компании ОАО "МРСК Юга".
Таким образом, из материалов дела не следует, что ОАО "Астраханская энергосбытовая компания" является лицом, по вине которого электрическая энергия, поставляемая в с. Старокучергановка, не отвечает требованиям ГОСТа 32144-2013.
Кроме того, оспариваемое предписание ЮМТУ Росстандарта не содержит конкретного указания на совершение Обществом действий в целях улучшения качества электрической энергии, что является недопустимым при отсутствии анализа причин нарушения и определения конкретного виновника, поставки некачественного продукта.
При таких обстоятельствах, возможность выполнения предписания N 04-27/20 от 21.11.2013 у заявителя отсутствует.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, оснований, для отмены которого не имеется, а апелляционную жалобу ЮМТУ Росстандарта следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03 февраля 2015 года по делу N А06-10312/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-10312/2014
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ЮМТУ Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора, ЮМТУ Росстандарта в лице Астраханского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта
Третье лицо: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"