г. Томск |
|
7 мая 2015 г. |
Дело N А27-22610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Шабалина Е.Ю. по доверенности от 15.12.2014 года (сроком до 31.12.2015 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Транс дизель"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 02 марта 2015 года по делу N А27-22610/2014 (судья Т.И. Гуль)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс дизель" (ОГРН 1064205117460, ИНН 4205111667), г. Белово
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (ОГРН 1044202010456, ИНН 4202007359), г. Белово
об оспаривании бездействия регистрирующего органа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс дизель" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Транс дизель") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области (далее по тексту - регистрирующий орган, Инспекция, заинтересованное лицо), выразившееся в не направлении Обществу в период с 18.09.2014 года по 04.12.2014 года документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 02 марта 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на нарушение регистрирующим органом Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Закон N 129-ФЗ).
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку оспариваемое бездействие не нарушило права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Инспекции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Транс дизель" в адрес Инспекции направлено заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, с приложением необходимых документов.
Согласно базе данных "Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации", размещенный на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, документы Общества поступили в регистрирующий орган 09.09.2014 года (вх. номер 677).
По результатам рассмотрения указанного выше заявления Инспекцией принято решение о государственной регистрации, ГРН внесенной в ЕГРЮЛ записи 2144202017716, дата готовности документов 17.09.2014 года.
В представленном Обществом заявлении по форме Р13001 указан способ получения документов - направление по почте.
Однако на поступившее от Общества заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, регистрирующий орган не направил.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Транс дизель" в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения заявления Общества в суде первой инстанции, допущенное регистрирующим органом нарушение, устранено, документ подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ направлен в адрес ООО "Транс дизель" почтой, получены последним 04.12.2014 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что основания для удовлетворения заявления Общества отсутствуют, поскольку оспариваемое бездействие регистрирующего органа не нарушает законных прав и интересов заявителя.
Апелляционная инстанция находит указанные выше выводы арбитражного суда ошибочными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемые действия (бездействия) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия (бездействия), то есть совершения (не совершение) соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия (бездействия) закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 9 Закона N 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или ообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.
Из анализа вышеизложенной правовой нормы следует, что способ получения документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, заявителем должен быть указан заранее, а именно при подаче заявления, уведомления или сообщения.
Из материалов дела следует, что Обществом при подаче заявления по форме Р13001 указан способ получения документов - направить по почте.
Однако в нарушение пункта 3 статьи 11 Закона N 129-ФЗ, действие по направлению документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, в адрес Общества регистрирующий орган совершил только после обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Таким образом, налоговым органом нарушен порядок и срок вручения заявителю документов по государственной регистрации юридического лица, что не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества.
Доказательств обратного Инспекцией в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
При этом совершение регистрирующим органом испрашиваемых действий в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции не свидетельствует об отсутствии нарушенных прав и законных интересов заявителя, поскольку оспариваемое бездействие явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим требованием, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С данным обстоятельством представитель Инспекции в судебном заседании согласился.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таких обстоятельствах, решение арбитражного суда первой инстанции основано на неполном исследовании доказательств и неправильном применении норм материального права, в связи с чем, имеются основания для отмены решения суда в части, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В связи с удовлетворением требований апелляционной жалобы Общества судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьей 110, статьей 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 02 марта 2015 года по делу N А27-22610/2014 в части отказа в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Транс дизель" о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области, выразившегося в не направлении Обществу с ограниченной ответственностью "Транс дизель" в период с 18.09.2014 года по 04.12.2014 года документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, отменить.
Принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Транс дизель".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Транс Дизель" судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Колупаева Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22610/2014
Истец: ООО "Транс дизель"
Ответчик: межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 3 по Кемеровской области