г. Москва |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А40-202648/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д. Ш., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Минкультуры России по ЦФО на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2015 г. по делу N А40-202648/14 (154-1691) судьи Полукарова А.В.
по заявлению ООО "ПКФ "Виктория-5"
к Управлению Минкультуры России по ЦФО
о признании незаконным предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ПКФ "Виктория-5" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании предписания Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу (административный орган) от 18.11.2014 г. N 23-п о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ в охранной зоне объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" по адресу: г.Сергиев Посад, ул.1-й Ударной Армии, в районе школы N 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000674905 и 50:05:0000000:470.
Решением от 09.02.2015 г. арбитражный суд заявленные требования удовлетворил. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности и необоснованности вынесенного предписания.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с нормами федерального законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Отзыв на апелляционную жалобу представлен в порядке ст.262 АПК РФ, в котором заявитель просит оставить решения суда без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Девятый арбитражный апелляционный суд, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как видно из материалов дела, в соответствии с распоряжением Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу от 24.10.2014 г. N 142-нд, о проведении осмотра территории объекта культурного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры 1540-1550г.г.", включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенного по адресу: Московская область, г.Загорск (Московская область, г.Сергиев Посад), Управлением Минкультуры России по Центральному федеральному округу 30.10.2014 г. был произведен осмотр объекта культурного наследия "Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры 1540-1550г.г.", включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По результатам осмотра ответчиком был составлен акт осмотра от 30.10.2014 г. N 142/1.
В результате проведенного осмотра были выявлены нарушения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия и несоблюдении ограничений, установленных в границах их зон охраны Обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Виктория-5" (141303, Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Глинки, д.13, ИНН 5042025750, КПП 504201001, ОГРН 1025005335080, далее - ООО "ПКФ "Виктория-5").
В результате проведенного осмотра было установлено, что ООО "ПКФ "Виктория-5" в зоне охраняемого природного ландшафта (участок Л-8) объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" по адресу: г.Сергиев Посад, ул.1-й Ударной Армии, в районе школы N 1 на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 осуществляется строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра.
В соответствии с требованиями к градостроительному регламенту зоны охраняемого природного ландшафта объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде", утвержденными приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 22.04.2011 г. N 262, градостроительным регламентом должно предусматриваться:
запрещение возведения новых объектов капитального строительства, за исключением объектов, предназначенных для обеспечения санитарных норм содержания городской садово-парковой зоны;
ограничение хозяйственной деятельности и проведения мероприятий, нарушающих природно-историческую среду и сложившиеся взаимосвязи исторического ландшафта с объектом всемирного наследия.
Оспариваемым предписанием на ООО "ПКФ "Виктория-5" была наложена обязанность приостановить земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы в зоне охраняемого природного ландшафта (в части, попадающей в участок Л-8) объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" на земельных участках с кадастровыми номерами 50:05:0000000:74905 и 50:05:0000000:470 в срок до 31.03.2015 г.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт подлежит признанию недействительным при одновременном наличии следующих условий: в случае несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону и нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, ООО "ПКФ "Виктория-5" на основании договоров уступки прав аренды земельного участка является правообладателем земельных участков с КН 50:05:0000000:470 общей площадью 7 500 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра и с КН 50:05:0000000:74905 общей площадью 26 639,00 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для благоустройства и размещения автомобильных стоянок, при строительстве многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра, которые были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области за N 50-50-05/044/2012-336 от 25.04.2012 г. и N 50-50-05/139/2012-366 от 18.12.2012 г.
В последующем Заявителем было получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 50-1-4-0066-13 от 25.01.2013 г.
В ходе рассмотрения указанного спора судом было установлено, что органами местного самоуправления на чертежах ГПЗУ Архитектурный ансамбль Троице - Сергиевой лавры не обозначена и не установлена его охранная зона, следовательно, его влияние на строящийся объект оценке не подлежит.
В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ 06.05.2013 г. обществу муниципальным образованием "Городское поселение Сергиев Посад" Сергиево-Посадского муниципального района Московской области было выдано разрешение на строительство многоэтажного жилого дома и культурно-коммерческого центра, которое было отозвано у Общества, после чего решением Арбитражного суда Московской области от 18.08.2014 г. по делу N А41-33318/14 был признан незаконным отказ Администрации города Сергиев Посад Московской области в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома и культурно коммерческого центра, располагающегося по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.1-й Ударной Армии в районе школы N 1 и постановлено обязать Администрацию города Сергиев Посад Московской области выдать ООО "ПКФ "Викгория-5" новое разрешение на строительство объекта капитального строительства многоэтажного жилого дома и культурно коммерческого центра, располагающегося по названному адресу.
Одним из доказательств правомочности требований Заявителя о выдаче разрешения на строительство объекта на спорных земельных участках, явилось Заключение землеустроительной экспертизы от 06.08.2014 года, проведенной в рамках арбитражного дела N А41-33318/14, по результатам которой установлено, что границы территорий и охранных зон объекта всемирного наследия "Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" не описаны и не установлены в соответствии с нормами действующего законодательства и не могут рассматриваться как основания для установления обременении на хмельными участки с кадастровыми номерами 50:05:00000000:74905 и 50:05:0000000:470.
24 сентября 2014 года во исполнение вышеуказанного решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-33318/14, ООО "ПКФ "Виктория-5" было выдано новое разрешение на строительство объекта на земельных участках с кадастровыми N 50:05:00000000:74905 и N 50:05:00000000:470.
Кроме того, ранее ответчиком в адрес заявителя выносилось аналогичное ходатайство от 08.11.2013 г., которое вступившим в законную силу решением суда от 16.07.2014 г. признано недействительным.
Согласно п.3 ст.69 АПК РФ, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст.70 Земельного кодекса РФ, все земельные участки в Российской Федерации подлежат государственному кадастровому учёту, который осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
На каждый земельный участок должен быть кадастровый паспорт.
Кадастровый паспорт земель, входящих в зону охраны комплекса "Ансамбля Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде" Управлением Минкультуры России по ЦФО не был представлен, так как его не существует, как и границ охраны данного комплекса.
В соответствии с п.3 ст.34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации", границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения федеральном государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Согласно Предписанию Управление Минкультуры России по Центральному федеральному округу ссылается на Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации" и приказ Росохранкультуры N 262 от 22.04.2011 г.
Однако в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации" необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. Но при постановке на кадастровый учет и получении кадастровых планов земельных участков предназначенных под строительство многоэтажного жилого дома, какие-либо сведения об ограничении или обременении в том числе связанных с приказом Росохранкультуры от 22.04.2011 г. N 262 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а указано, что категория земель: земли населенных пунктов, что подтверждается имеющимися в материалах дела копиями кадастрового паспорта N МО-13/ЗВ-1215593 от 02.10.2013 г. и N МО-13/ЗВ-1215769 от 02.10.2013 г., а так же письмом Сергиево-Посадского отдела филиала ФГБУ "Федеральная палата Росреестра" (исх. N 50:05-106 от 20.01.2014 г.) в котором указано, что ограничениях и обременениях земельных участков с кадастровыми номерами 50:05:00000000:74905 и 50:05:0000000:470, наложенных на основании приказа Федеральной службы за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) N262 от 22.04.2011 г., в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Вышеуказанное подтверждается письмом Администрации г.Сергиев Посад риской области исх. N 64 от 07.02.2014 г., в котором указано, что кадастровый паспорт от 03.10.2012 г. N МО-12/3В-721155 на земельный участок с кадастровым номером 50:05:00000000:74905 и кадастровый паспорт от 05.07.2012 г. N МО-12/ЗВ-469430 с кадастровым 50:05:0000000:470 не отражают сведений об ограничении или обременении данных участков. Приказ Росохранкультуры от 22.04.2011 г. N 262 в Администрацию городского поселения Сергиев посад в официальном порядке не поступал.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем подлежит признанию незаконным.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы, указанные в обжалуемом судебном решении.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2015 г. по делу N А40-202648/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-202648/2014
Истец: ООО "ПКФ "Виктория-5", ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ВИКТОРИЯ -5
Ответчик: Руководитель Управления Минкультуры России по ЦФО Богатырев С. Е., Управление Минкультуры России по ЦФО