город Омск |
|
30 апреля 2015 г. |
Дело N А75-11312/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1436/2015) открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2014 по делу N А75-11312/2014 (судья Федоров А.Е.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124, ИНН 7740000076) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) об оспаривании предписания,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (далее - заявитель, ООО "Мобильные ТелеСистемы", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -заинтересованное лицо, Служба) о признании недействительным предписания об устранении нарушений лесного законодательства от 19.08.2014 N 09-288-1/2014.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2014 по делу N А75-11312/2014 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое предписание, обязывающее Общество прекратить использование лесного участка по договору аренды без проекта освоения лесов, является законным, и неподлежащим отмене.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Мобильные ТелеСистемы" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что лесной участок, предоставленный Обществу по договору аренды, последним не используется с начала 2011 года; неподписание акта приема - передачи лесного участка не означает использование этого земельного участка в соответствии с теми видами его использования, исчерпывающий перечень которых установлен в статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Службой представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Общества, в котором заинтересованное лицо не согласилось с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Служба, Общество, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ООО "Мобильные ТелеСистемы" 19.05.2010 был заключен договор аренды лесного участка N 084/10-07 под объект: "Башня связи N 86-138 цифровой сотовой системы связи стандарта GSM-900 (в том числе ЛЭП 6-кВ), район куста N 28, Южно-Балыкское месторождение" (далее - договор). Условиями договора определен срок его действия на 1 год (пункт 2.1 договора).
С 18.08.2014 по 19.08.2014 в ходе внеплановой выездной документарной проверки исполнения обязательного предписания N 09-288/2014 от 04.04.22014 об устранении нарушения лесного законодательства было установлено использование Обществом указанного лесного участка без проекта освоения лесов, лесной декларации.
По данному факту административным органом возбуждено дело N 09-806/2014 об административном правонарушении. Постановлением от 09.09.2014 N 09-806/2014 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
09.09.2014 Обществу выдано предписание N 09-806/2014 о прекращении использования лесного участка по договору аренды N 084/10-07 от 19.05.2010 (без проекта освоения лесов, лесной декларации).
Не согласившись с предписанием от 09.09.2014 N 09-806/2014, общество обратилось с соответствующими требованиями в арбитражный в суд.
15.12.2014 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, применительно к рассматриваемому спору требования Общества подлежат удовлетворению только в том случае, если будет установлено несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, и оспариваемое предписание повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязательным условием выдачи предписания, является установленный в ходе проверки факт нарушения со стороны проверяемого лица. При этом выданное предписание об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
Оспариваемым предписание на Общество возложена обязанность прекратить использование лесного участка по договору аренды N 084/10-07 от 19.05.2010 без проекта освоения лесов, лесной декларации.
В силу части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 88 ЛК РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Аналогичная норма закреплена в пункте 28 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, в котором установлено, что проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены, в том числе в аренду в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка.
Согласно части 1 статьи 12 ЛК РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
В соответствии со статьей 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов (применяется с 29.04.2012).
В силу пункта 2 Приказа Рослесхоза от 22.12.2011 N 545 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.
В пункте 3 указано, что целью Экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения лесов на бумажном носителе в двух экземплярах в прошитом и пронумерованном виде и в электронном виде (пункт 5).
Экспертиза оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления. Заключение Экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Согласна подпункту "а" пункта 4.3 договора аренды лесного участка N 084/10-07 от 19.05.2010 арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после предоставления арендодателю установленном порядке разработанного проекта освоения лесов, с положительным, заключением государственной экспертизы, а также подачи лесной декларации.
В соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 4.4 указанного договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов.
Таким образом, по верному замечанию заинтересованного лица, приведенные нормы свидетельствуют о безусловной обязанности арендатора перед началом использования лесного участка, переданного в аренду, разработать и получить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В нарушение приведенных выше положений, Общество не представило доказательств разработки в установленном порядке проекта освоения лесов.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание соответствует законодательству.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что срок действия договора аренды лесного участка N 084/10-07 от 19.05.2010 истец 16.06.2011, договор не перезаключался и не продлевался, в связи с чем у заявителю отсутствуют основания разработки проекта освоения лесов.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, указанный договор аренды N 084/10-07 от 19.05.2010 расторгнут и прекратил свое действие.
Согласно подпункту "н" пункта 4.4 договора аренды от 19.05.2010 N 084/10-07 арендатор обязан в случае прекращения действия договора, в том числе при его расторжении передать лесной участок арендодателю по акту приема-передачи, форма которого указана в приложении 5 к договору.
В материалах дела отсутствуют доказательства возврата арендованного обществом имущества, а также составления акта приема-передачи.
Арендодатель по окончании срока действия договора не направлял Обществу уведомление о прекращении арендных отношений либо об отказе от договора аренды, не требовал возвратить лесной участок.
Поскольку по истечении определенного в договоре срока его действия Общество продолжало пользоваться лесным участком, а арендодатель не выразил намерение на прекращение арендных отношений, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок в силу положений, предусмотренных статьями 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, факт нарушения Обществом требований лесного законодательства, выразившегося в использовании лесного участка по действующему договору аренды лесного участка N 084110-07 от 19.05.2010 без проекта освоения лесов, подтверждается материалами дела для устранения которого Службой было выдано оспариваемое предписание от 19.08.2014 N 09-288-1/2014.
Довод Общества о неиспользовании лесного участка, предоставленного ему по договору N 084110-07 от 19.05.2010, с начала 2011 года не находит документального подтверждения, в связи с чем подлежит отклонению как необоснованный.
Более того, материалы дела не содержат доказательств того, что Общество оспаривало установленный в ходе проверки факт использования спорного лесного участка без проекта освоения лесов.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае Общество не доказало несоответствие оспариваемого предписания нормам действующего законодательства и нарушение этим предписанием прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на Общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.12.2014 по делу N А75-11312/2014-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11312/2014
Истец: ОАО "Мобильные ТелеСистемы"
Ответчик: Нефтеюганское управление Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1436/15
15.12.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11312/14
13.12.2014 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-11312/14