г. Киров |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А28-904/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Устюжанинова В.А.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сысолятиной К.А.,
при участии представителя заявителя Солодовникова А.Г., действующего по доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области"
на определение Арбитражного суда Кировской области от 03.04.2015 по делу N А28-904/2015, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" (ИНН: 4345080043; ОГРН: 1044316526187)
к Отделу ГИБДД УМВД России по городу Кирову (ИНН: 4345257660; ОГРН: 1094345009098)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности,
установил:
Кировское областное государственное казенное учреждение "Дорожный комитет Кировской области" (далее - заявитель, Комитет) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением к Отделу ГИБДД УМВД России по городу Кирову (далее - ответчик, Отдел ГИБДД) о признании недействительным постановления по делу об административном правонарушении от 29.01.2015 N 18810043142000000129 (далее - Постановление от 29.01.2015).
Данным постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Определением от 03.04.2015 производство по делу прекращено.
Комитет, не согласившись с указанным определением, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить названный судебный акт и направить дело в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
По мнению заявителя, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм права и при неполном выяснении обстоятельств дела, в частности, без установления характера деятельности, в которой допущено правонарушение.
В обоснование пояснено следующее. Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 5) применяется, если юридическое лицо привлекается к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. Данные разъяснения в рассматриваемом случае не подлежали применению, так как Комитет привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, а именно: архитектурной деятельности, выразившейся в координации разработки проектной документации на объекты уличного освещения на автомобильной дороге (далее - автодорога) и в надзоре за их строительством. Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения организуются заявителем исключительно в рамках экономической (хозяйственной) деятельности по проектированию и строительству автодорог.
Кроме того, вопреки положениям статьи 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), допускающей после исследования доказательств и судебных прений принятие единственного судебного акта - решения, суд первой инстанции в настоящем деле вынес определение.
Отдел ГИБДД в отзыве опровергает доводы жалобы, считает, что оснований для отмены обжалуемого определения не имеется. При этом поясняет, ссылаясь на положения Устава, что Комитет является некоммерческой организацией, выполняет организационно-управленческие, а не экономические функции. Кроме того, в рассматриваемом случае заявитель привлечен к ответственности не в качестве субъекта предпринимательской или иной экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а ввиду нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дорог.
В силу статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ судебное заседание проведено без участия ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не явившегося в апелляционный суд.
Представитель заявителя поддержал в судебном заседании доводы жалобы.
Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Комитет зарегистрирован в качестве юридического лица 19.05.2004, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1044316526187 (том 1, л.д. 32-44).
Помимо того, в ЕГРЮЛ отражено, что основным видом деятельности заявителя является регулирование и содействий эффективному ведению экономической деятельности, деятельность в области региональной, национальной и молодежной политики. Среди дополнительных видов деятельности указана архитектурная деятельность.
Из пунктов 1.1, 1.5, 1.9, 1.10, 2.1 Устава (том 1, л.д. 45-56), следует, что Комитет имеет статус некоммерческой организации в форме областного государственного казенного учреждения, осуществляет от имени Кировской области полномочия по управлению дорожным хозяйством Кировской области, для эффективного использования бюджетных средств является государственным заказчиком.
Цель деятельности Комитета - организация развития сети автодорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения и обеспечения их сохранности; осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автодорог; обеспечение соответствия сети автодорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Решением Ленинского районного суда города Кирова от 25.04.2013, вступившим в законную силу 09.07.2013, установлено, что пешеходный переход, расположенный на 18 километре автодороги Киров-Стрижи-Оричи, и остановка общественного транспорта в поселке Захарищевы, расположенная на этой же автодороге, должны быть оборудованы искусственным освещением. Данная автодорога является дорогой общего пользования Кировской области, находится в оперативном управлении Комитета. Исходя из приведенных обстоятельств, удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц; на Комитет возложена обязанность организовать искусственное освещение на упомянутых выше объектах - пешеходном переходе и остановке общественного транспорта (том 2, л.д. 15-20).
Во исполнение названного судебного решения заявителем подписаны государственные контракты (том 1, л.д. 111-124, 161-185):
- от 30.12.2013 N 0140200000813006029-0044953-02 на проектно-изыскательские работы, предусматривающий разработку проектной документации строительства линий электроосвещений на автодороге Киров-Стрижи-Оричи;
- от 14.11.2014 N 2014.328882 на выполнение дорожных работ по строительству, предусматривающий строительство объектов наружного освещения на автодороге Киров-Стрижи-Оричи в ноябре 2014 года.
10.12.2014 в ходе обследования автодороги Киров-Оричи-Стрижи выявлены недостатки в ее содержании в части обустройства стационарного электрического освещения, в связи с чем должностным лицом Отдела ГИБДД 11.12.2014 вынесено определение N 43ОР 028805 о возбуждении дела об административном правонарушении, 22.01.2015 в отношении Комитета составлен протокол N 43АА 131279 об административном правонарушении (том 2, л.д. 10, 19-20).
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов административного дела должностным лицом Отдела ГИБДД вынесено Постановление от 29.01.2015, которым Комитету назначен штраф в сумме 300 000 рублей (том 2, л.д. 24).
Из данного акта следует, что в действиях заявителя установлено наличие признаков правонарушения по статье 12.34 КоАП РФ.
При этом в качестве объективной стороны вменено нарушение требований пунктов 4.6.1.7, 4.6.1.10, 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 50597-93).
Комитет, полагая, что привлечен к административной ответственности незаконно, обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением об отмене Постановления от 29.01.2015.
В частности, заявитель ссылался на то, что по выявленным нарушениям не является субъектом ответственности и отсутствует его вина, в подтверждение чего обращал внимание на судебные акты по другим делам (том 1, л.д. 6-14).
Отдел ГИБДД не согласился с заявленными требованиями, по основаниям, приведенным в отзыве (том 2, л.д. 8-11).
Суд первой инстанции, прекращая производство по делу, руководствовался положениями статей 29, 150, 207 АПК РФ, 12.34, 30.1 КоАП РФ, 2, 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 33 Постановления Пленума ВС РФ N 5. При этом суд счел, что заявитель привлечен к административной ответственности не в качестве субъекта предпринимательской или экономической деятельности и не в связи с ее осуществлением, а ввиду нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. С учетом этого, суд признал настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование о признании незаконным и об отмене Постановления от 29.01.2015, то есть решения административного органа о привлечении к административной ответственности, которым ответчик назначил заявителю административное наказание по статье 12.34 КоАП РФ.
В силу статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
Вместе с тем, учитывая разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 19.07.2011 N 17-П, определение от 20.02.2014 N 261-О), право каждого на судебную защиту не предполагает возможность для заявителя по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. Они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами, к числу которых относится, в частности, АПК РФ и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
При этом никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело.
По смыслу статей 4, 27 АПК РФ, 3, 22 ГПК РФ дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, возникающие из публичных правоотношений, в частности об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, рассматриваются как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции.
Однако, в силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ, действующей с 15.11.2014) постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
Таким образом, необходимым условием для рассмотрения арбитражным судом дел по заявлениям юридического лица или индивидуального предпринимателя об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности является предпринимательский (экономический) характер административного правонарушения.
При этом имеются в виду случаи, когда при совершении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, за которое они привлечены к административной ответственности, допущены нарушения обязательных требований нормативных правовых актов, установленных применительно к соответствующим видам осуществляемой ими предпринимательской (экономической) деятельности с учетом содержания и особенностей данных видов деятельности.
Административное правонарушение, совершенное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и выразившееся в нарушении общих требований нормативных правовых актов, соблюдение которых является обязательным для всех юридических и (или) физических лиц, независимо от их категории и от видов осуществляемой ими деятельности, не может быть признано связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. То есть, в таком правонарушении отсутствует предпринимательский (экономический) характер.
Соответственно, постановление административного органа по делу о таком административном правонарушении не может быть оспорено юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в арбитражном суде. В этих случаях указанные споры рассматриваются судами общей юрисдикции.
По мнению апелляционного суда, у суда первой инстанции имелись основания признать настоящий спор не подлежащим рассмотрению в арбитражном суде, а с иным мнением заявителя не представляется возможным согласиться.
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно применен пункт 33 Постановления Пленума ВС РФ N 5, без учета того, что в данном случае Комитет привлечен к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, отклоняется.
В силу статьи 170 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.204 N 186-ФЗ) мотивировочная часть судебного акта арбитражного суда может содержать ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Из пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ N 5 следует, что жалобы юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на постановление о привлечении к административной ответственности, если они привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение безопасности дорожного движения.
Более того, в пункте 10 раздела 6 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, отражено следующее. Если объективная сторона правонарушения, совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, то жалобы на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.
Постановлением от 29.01.2015, оспариваемым в настоящем деле, заявитель привлечен к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ.
Данной статьей предусмотрена административная ответственность, в частности, за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Исходя из диспозиции названной нормы, описанное в ней правонарушение не увязано с осуществлением физическими и юридическими лицами каких-либо видов предпринимательской или иной экономической деятельности, а заключается именно в нарушении или невыполнении норм действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Иного не следует и из оспариваемого в настоящем деле Постановления от 29.01.2015, в котором Комитету вменено нарушение требований, установленных пунктами 4.6.1.10, 4.6.1.11, 4.6.1.7 ГОСТ Р 52766-2007, 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93.
В упомянутых государственных стандартах предусмотрено, что содержащиеся в них требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения.
Тем самым, объективная сторона вмененного заявителю правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила содержания дорог, в невыполнении обязанности по обеспечению при содержании дорог их состояния, соответствующего государственным стандартам.
Аргумент о том, что выявленные нарушения вменены в связи с осуществлением заявителем архитектурной деятельности, выразившейся в координации разработки проектной документации на объекты уличного освещения на автодороге и в надзоре за их строительством, не имеет правового значения.
В действующем правовом регулировании правоотношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения рассматриваются и охраняются законом как самостоятельная разновидность общественных отношений, независимо от того, какие виды деятельности осуществляет лицо, ставшее участником таких правоотношений.
Ссылки заявителя на судебную практику, в том числе приведенную в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства названных дел не идентичны обстоятельствам настоящего спора.
Следовательно, заявитель привлечен ответчиком к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а ввиду несоблюдения установленных требований безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах заявление Комитета об оспаривании Постановления от 29.01.2015 о назначении административного наказания по статье 12.34 КоАП РФ не подлежало рассмотрению в арбитражном суде.
Доказательств обращения в суд общей юрисдикции с заявлением об оспаривании Постановления от 29.01.2015, возврата или отказа в его удовлетворении, не представлено. Возможности обратиться с таким заявлением в суд общей юрисдикции, заявив ходатайство о восстановлении соответствующего процессуального срока в случае его пропуска, Комитет не лишен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции обоснованно, оценив представленные доказательства с соблюдением статьи 71 АПК РФ, прекратил производство по настоящему делу.
Довод о том, что вопреки положениям статьи 166 АПК РФ, допускающей после исследования доказательств и судебных прений принятие единственного судебного акта - решения, суд первой инстанции в настоящем деле вынес определение, отклоняется.
Заявитель, указывая на нарушение процессуальной нормы, основывается на ее буквальном толковании, однако, в данном случае следует исходить из системного толкования. При этом анализ названной нормы во взаимосвязи с нормами о формах судебных актов, принимаемых арбитражным судом, и о правилах вынесения определений в виде отдельного судебного акта (часть 1 статьи 15, часть 4 статьи 184 АПК РФ) позволяет сделать следующий вывод.
После исследования доказательств и судебных прений возможно принятие не только решения, но и определения, так как определение в виде отдельного судебного акта выносится по тем же правилам, что установлены для принятия решения.
Таким образом, обжалуемое определение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в жалобе доводам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Ссылка в жалобе на освобождение от уплаты государственной пошлины, исходя из подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и по причине выполнения заявителем функций государственного органа, несостоятельна.
В силу части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 АПК РФ и статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности, в том числе по апелляционной инстанции, не уплачивается.
Соответственно, судебные расходы в указанной части не несет ни одна из сторон независимо от ее статуса, а потому вопрос о распределении данных расходов по результатам рассмотрения жалобы не разрешается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 03.04.2015 по делу N А28-904/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения "Дорожный комитет Кировской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
В.А. Устюжанинов |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-904/2015
Истец: КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области"
Ответчик: Отдел ГИБДД УМВД России по городу Кирову, Отдел Государственной Инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел России по городу Кирову