г. Челябинск |
|
12 мая 2015 г. |
Дело N А76-24030/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2015 по делу N А76-24030/2014 (судья Елькина Л.А.).
В заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Аверьянова Е.Ю. (доверенность N 05-27/003477 от 20.03.2015).
23.09.2014 общество с ограниченной ответственностью "Инвест консалтинг" (далее - заявитель, общество, ООО "Инвест консалтинг") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - административный орган, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 11.08.2014 N 237 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), и начислении штрафа 40 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности является нарушение порядка хранения наличных денежных средств в обособленных подразделениях - отсутствие установленного и документально оформленного лимита остатка наличных денежных средств, неоприходование наличных денежных средств в размере 3 000 руб., полученных от Быковой А.А., в кассовую книгу общества.
Постановление является незаконным, так как в действиях заявителя отсутствует состава вменяемого административного правонарушения. Денежные средства в размере 3 000 руб. от Быковой А.А. общество не получало, так как договор цессии, заключенный между заявителем и гражданином, не предусматривает подобного расчета. Сделана ссылка на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.06.2014 по делу N А76-5557/2014, из которого следует, что денежные средства передавались ООО "Инвест консалтинг", а не Быковой А.А.
Заявитель не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела о нарушении и о составлении протокола об административном правонарушении. Телефонограммы, представленные административным органом, не могут быть признаны надлежащим доказательством извещения общества, в них не определены время и даты совершения значимых действий.
Истек двухмесячный срок привлечения к ответственности, который исчисляемый с даты совершения кассовой операции (т. 1 л.д. 3-5, 120-122, 128-129).
Инспекция возражает против заявленных требований, подтверждает обстоятельства, установленные проверкой, указывает на наличие административного нарушения, надлежащее извещение заявителя о составлении акта, протокола и постановления об административном правонарушении, привлечение общества к ответственности в пределах установленного законом срока (т.1 л.д. 106-111).
Решением суда первой инстанции от 27.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Суд указал на наличие в действиях заявителя состава вмененного ему административного правонарушения, но в связи с нарушением Инспекцией порядка рассмотрения дела признал обжалуемое постановление незаконным.
При составлении протокола и вынесении постановления у административного органа отсутствовали доказательства надлежащего извещения об этом заявителя, так как конверты возврата в налоговый орган не поступили, а в телефонограммах, переданных руководителю заявителя, нет указания на дату и время совершения значимых действий, из их содержания не представляется возможным определить время передачи, телефонограмма от 28.07.2014 передана в день составления протокола (т. 1 л.д. 136-140).
24.02.2015 от Инспекции поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Выводы суда о ненадлежащем извещении заявителя неверны, так как время составления протокола об административном правонарушении указано в акте проверки N 16-11/1/-3 от 14.07.2014, направленному с уведомлением N16-16/008762 от 16.07.2014 по юридическому адресу общества, что подтверждается списком N16-16/1 почтовых отправлений от 16.07.2014 и почтовой квитанцией N03873 от 18.07.2014.
14.07.2014 и 28.07.2014 по телефону директор общества дополнительно приглашался для вручения акта проверки, составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела о нарушении, что подтверждается имеющимися в деле телефонограммами.
Протокол и приглашение от 29.07.2014 N 16-16/1/009242 на рассмотрение дела об административном правонарушении 31.07.2014 были направлены заявителю по его юридическому адресу, что подтверждается списком N 16-16/1 почтовых отправлений от 28.07.2014 и почтовой квитанцией N 19504 от 31.07.2014.
Зная о начавшейся проверке, общество умышленно не получало почтовую корреспонденцию, в связи с чем, оно должно нести все связанные с этим неблагоприятные последствия (т. 2 л.д. 6-9).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен, представитель общества извещен о дате и времени рассмотрения дела, не явился. Суд определил рассмотреть дело без не явившегося лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, выслушав инспекцию, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующее.
ООО "Инвест консалтинг" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 23.01.2014 (т.1 л.д. 91-92).
17.02.2014 между Быковой А.А. и обществом заключен договор цессии N 2, согласно которому к заявителю перешло право требования возмещения ущерба, штрафа и расходов на проведение независимой оценки (т. 1 л.д. 39). В связи с этим от Быковой А.А. получены денежные средства в размере 3000 руб., что подтверждается расходным кассовым ордером N 2 от 17.02.2014 (т. 1 л.д. 41).
Административным органом проведена проверка ООО "Инвест консалтинг", выявлены нарушения, заключающиеся в отсутствии установленного и документально оформленного лимита остатка наличных денежных средств, неоприходовании наличных денежных средств в размере 3 000 руб., полученных от Быковой А.А. Факт получения обществом денежных средств подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру N 2 от 17.02.2014 (т. 1 л.д. 53).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки N 16-11/1/-3 от 14.07.2014 (т. 1 л.д. 49-50), указано на составление 28.07.2014 в 10:00 протокола об административном правонарушении.
14.07.2014 сотрудником инспекции на телефонный номер 8908 579 19 47 передана телефонограмма о прибытии директора общества для ознакомления с актом проверки (т. 1 л.д. 84).
Телефонограммой от 28.07.2014, преданной на телефонный номер 8908 579 19 47, заявитель был приглашен для составления протокола об административном правонарушении (т. 1 л.д. 86).
Уведомлением N 16-16/0008762 от 16.07.2014 в адрес общества был направлен акт проверки и указано о составлении 28.07.2014 в 10:00 административного протокола (т. 1 л.д. 87).
28.07.2014 инспекцией в отсутствии представителя ООО "Инвест консалтинг" составлен протокол N 16-11/1-3 об административном правонарушении, сделана отметка о рассмотрении материалов дела 11.08.2014 в 10:00 (т.1 л.д. 81).
Телефонограммой 11.08.2014 заявитель приглашен в инспекцию для рассмотрения административного дела, без указания на дату и время его рассмотрения (т. 1 л.д. 85).
Уведомлением N 16-16/1/009242 от 29.07.2014, направленным 31.07.2014 почтовым отправлением по юридическому адресу заявителя, общество приглашено 11.08.2014 к 10:00 для рассмотрения административного дела (т. 1 л.д. 67).
Постановлением N 237 от 11.08.2014, вынесенным в отсутствии представителя заявителя, общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ, начислен штраф 40 000 руб. (т.1 л.д. 73).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/002942@ от 05.09.2014 обжалуемое постановление оставлено без изменения (т. 1 л.д. 20-24).
Уведомления N 16-16/0008762 от 16.07.2014, N 16-16/1/009242 от 29.07.2014 возвращены 11.11.2014 органом связи налоговому органу в связи с запросом (т. 1 л.д. 130, 131)
Податель жалобы - Инспекция указывает на отсутствие нарушений при привлечении к ответственности, наличии в действиях общества административного нарушения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности - неуведомлении о дате и времени составления административного протокола и рассмотрения дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. ч. 4, 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, а проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций регламентируется действующим в период совершения правонарушения Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации N 373-П (далее - Положение N 373-П).
В соответствии с п. 5.1 Положения N 373-П для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги (п. 5.2 Положения N 373-П)
Пунктом 5.3 Положения N 373-П установлено, что кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись.
Согласно п. 6.1 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе, внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров и расходных кассовых ордеров (полное оприходование в кассу наличных денег).
Установленные нарушения в виде неоприходования части денежной выручки подтверждены материалами проверки, квитанцией к приходному кассовому ордеру N 2 от 17.02.2014 (т. 1 л.д. 53). Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава правонарушения, выраженного в несоблюдении установленного нормативными правовыми актами порядка в области финансов и финансовой дисциплины, в связи с чем, вина заявителя в совершенном правонарушении является доказанной.
Общество не представило доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
В части 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (подпункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Согласно материалам дела инспекцией по юридическому адресу общества были направлены уведомления N 16-16/0008762 от 16.07.2014 и N 16-16/1/009242 от 29.07.2014 о составлении протокола и рассмотрении материалов административного дела. Указанные уведомления обществом не вручены, и возвращены в адрес отправителя органом связи только 11.11.2014 (т. 1 л.д. 130, 131). По пояснению инспекции в случае невручения адресату почтовые конверты с корреспонденцией возврату не подлежат, на протяжении полугода хранятся в почтовом отделении, могут быть возвращены по отдельному требованию.
Имеющиеся в материалах дела телефонограммы не могут служить доказательством надлежащего уведомления заявителя, так как в них отсутствует указание на время передачи, неясно, когда они были переданы, в них не указаны дата время совершения процессуальных действий.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на даты составления протокола 28.07.2014 и вынесения 11.08.2014 оспариваемого постановления у административного органа отсутствовали сведения о надлежащем уведомлении заявителя о времени и месте их составления и рассмотрения.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным органом своевременно направлялось уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела, однако общество не предприняло надлежащих мер по получению входящей корреспонденции, отклоняется.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ, административный орган, при рассмотрении материалов административного дела обязан выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из приведенных норм следует, что уполномоченное лицо на момент рассмотрения материалов обязано иметь достоверные сведения о надлежащем уведомлении лица, в отношении которого имеется административный материал.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о ненадлежащем извещении заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, что является существенным нарушением и самостоятельным основанием для признания постановления незаконным.
Основания для отмены судебного решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.01.2015 по делу N А76-24030/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г.Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24030/2014
Истец: ООО "ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска