г. Москва |
|
07 мая 2015 г. |
Дело N А40-167715/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бытдаевой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.01.2015, по делу N А40-167715/14, принятое судьей Буниной О.П. (шифр судьи 60-1420),
по иску Государственного унитарного предприятия города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор" (ОГРН 1027700385008, адрес: 129090, г. Москва, 1-ый Коптельский переулок, 14-16, стр. 4)
к открытому акционерному обществу "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092, адрес: 119048, г. Москва, ул. Ефремова, д. 10)
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Пашкина Е.Н. по доверенности от 14.01.2008,
от ответчика: Мефед А.Д. по доверенности от 16.09.2014,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" задолженности в размере 4.117.561 руб. 34 коп., состоящей из основного долга за период с 01 марта 2014 года по 30 июня 2014 в размере 4.011.213 руб. 44 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2014 г. по 28.08.2014 в размере 106.347 руб. 44 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.08.2014 года по день фактической уплаты задолженности по ставке рефинансирования 8,25% годовых, начисленных на сумму долга в размере 4.011.213 руб. 44 коп., на основании договора на услуги по эксплуатации коллекторов N 78-3 от 01.04.2006 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 19.02.2015, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2015 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Государственным унитарным предприятием города Москвы по эксплуатации коммунальных коллекторов "Москоллектор" (далее - предприятие, истец) и открытым акционерным обществом "МОЭК" филиал N 10 "Зеленоградский" (далее -потребитель, ответчик) заключен договор на услуги по эксплуатации коллекторов N 78-3 от 01.04.2006 года, в соответствии с условиями которого предприятие оказывает потребителю услуги по эксплуатации коллекторов и создает условия для осуществления прокладки и эксплуатации коммуникаций, расположенных в коллекторах в соответствии с требованиями Технических правил на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию коллекторов для инженерных коммуникаций в г. Москве (п. 1.1).
Согласно п. 6.5 договор является действующим и действует до момента демонтажа коммуникаций или передачи коммуникаций новому владельцу и предоставления ответчиком истцу соответствующего акта приемки-передачи или акта демонтажа.
Согласно п. 4.2 договора (в редакции Дополнительного соглашения от 01.09.2009 г.) оплата услуг производится потребителем на основании счетов, актов и счет - фактур предприятия. Счета выставляются до 10-го числа расчетного месяца. Срок оплаты - до 05-го числа месяца, следующего за расчетным. Исполнением обязательства является зачисление денежных средств на расчетный счет предприятия. В случае неполучения счета до 20 числа расчетного месяца, потребитель обязан сообщить предприятию о неполучении счета. При отсутствии сообщения счет считается потребителем полученным.
На основании п. 4.1 договора размер ежемесячного платежа определяется в соответствии с тарифами, утвержденными нормативными актами г. Москвы и расчетом (Приложение N 1 к договору). Пунктом 3 расчета предусмотрено, что он действует до изменения протяженности коммуникации ответчика или изменения тарифов. В случае изменения тарифов предприятие извещает ответчика. Тарифы вводятся с момента, предусмотренного в соответствующем нормативном акте. Дополнительное соглашение в указанном случае не подписывается.
Суд первой инстанции установил, что тарифы на услуги истца с 01 января 2014 года установлены распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы N 49-Р от 18.11.2013 года. Распоряжение от 31.10.2012 года N 30-Р утратило силу, в связи с чем, в соответствии с п. 4.1 договора ответчик обязан производить оплату услуг, оказанных истцом, по тарифам, утвержденным Распоряжением от 18.11.2013 года N 49 -Р.
Суд первой инстанции также установил, что ответчик был извещен об изменении тарифов уведомлением N 04-08/7721 от 24.12. 2013 года.
Истцом были оказаны ответчику услуги по эксплуатации коллекторов в период с 01.03.2014 г -30.06.2014 г., что подтверждается актами об оказанных услугах за указанный период, однако ответчиком услуги были оплачены частично на основании платежных поручений N N 56245 от 07.04.2014 года, 72159 от 07.05.2014 года, 85461 от 05.06.2014 года, 1229 от 07.07.2014 г. (по тарифам, утвержденным на 2013 год)
Также с учетом положений ст.ст.329, 330, 395 ГК РФ суд первой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.04.2014 г. по 28.08.2014 в размере 106.347 руб. 44 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.08.2014 года по день фактической уплаты задолженности по ставке рефинансирования 8,25% годовых, начисленных на сумму долга в размере 4.011.213 руб. 44 коп., на основании договора на услуги по эксплуатации коллекторов N 78-3 от 01.04.2006 года.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что расчеты по спорному договору должны осуществляться на основании дополнительного соглашении от 09.08.2013 г. N 2 к договору на услуги по эксплуатации коллекторов N 78-3 от 01.04.2006 года, поскольку тарифы на услуги ГУП "Москоллектор", установленные Департаментом экономической политики и развития города Москвы (распоряжение N 49-Р от18.11.2013 года) в пределах полномочий, определенных статьей 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 года N 65 "О правительстве Москвы", п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 года N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210 ПП "Об утверждении Департамента экономической политики и развития города Москвы", являются регулируемыми ценами, в связи, с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером тарифа независимо от предусмотренного договором механизма изменения тарифа, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса РФ.
Пунктом 1.3 постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 г. N 1030-ПП " О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" утвержден "Перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными организациями города Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества города Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы." Пунктом 2 вышеуказанного перечня Департамент экономической политики и развития города Москвы утверждает тарифы на услуги ГУП "Москоллектор" по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов.
Сторонами в договоре и приложении к нему согласовано условие об изменении цены услуги при наступлении определенных обстоятельств без подписания дополнительного соглашения, а именно в случае установления нормативным актом города Москвы новых тарифов на услуги ГУП "Москоллектор", оказываемых по договору.
Тарифы на услуги истца с 01 января 2014 года установлены распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы N 49-Р от 18.11.2013 года, таким образом, судом установлено, что задолженность ответчика по оплате оказанных истцом услуг за период 01 марта 2014 года по 30 июня 2014 составляет 4 011 213 руб. 44 коп.
Также обоснованно отклонены доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года N 239 поскольку тарифы на услуги ГУП "Москоллектор" по эксплуатации объектов коллекторного хозяйства, устанавливаемые уполномоченным государственным органом-Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, являются регулируемыми ценами в соответствии с законодательством города Москвы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что к отношениям сторон по договору с 01.01.2014 не подлежат применению тарифы, установленные Распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 18.11.2013 N 49-РП, противоречит ст. 424 Гражданского кодекса РФ, законодательству города Москвы, условиям договора.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с действующим законодательством города Москвы: п. 7 и п. 13 ч. 1 ст. 13 Устава города Москвы; ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными актами; п. 1.3 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве"; Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП "Об утверждении положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы"; тарифы на услуги ГУП "Москоллектор", устанавливаемые уполномоченным государственным органом - Департаментом экономической политики и развития города Москвы, являются регулируемыми ценами.
Эксплуатация объектов коллекторного хозяйства, находящихся в собственности города Москвы и расположенных на территории города Москвы, не относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации город Москвы.
В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 5, 44 Устава города Москвы, ст. 1, п. п. 9 и 11 ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы. В пределах своих полномочий Правительство Москвы обеспечивает проведение тарифной политики, устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление контроля за их применением.
Постановлением от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" в рамках реализации полномочий по государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в городе Москве Правительство Москвы установило Перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными организациями города Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества города Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
При этом в данном Постановлении установлены еще 2 перечня продукции (услуг), применительно к которым прямо указано, что право регулирования цен на них предоставлено Правительству Москвы в соответствии с правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП утверждено Положение о Департаменте экономической политики и развития города Москвы. Указанным Положением предусмотрено, что Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о государственном регулировании цен (тарифов) на товары, работы, услуги и проведении на территории города Москвы ценовой и тарифной политики в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми актами города Москвы.
Таким образом, тарифы на услуги ГУП "Москоллектор", установленные Департаментом экономической политики и развития города Москвы (Распоряжение от 18.11.2013 N 49-Р) в пределах полномочий, определенных ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", п. 1.3 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы", являются регулируемыми ценами.
Поскольку указанные тарифы являются регулируемыми ценами, в соответствии с положениями ст. 424 Гражданского кодекса РФ, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером тарифа вне зависимости от предусмотренного договором механизма изменения тарифа, новый размер тарифа подлежит применению с даты, предусмотренной в соответствующем нормативном акте.
Распоряжение от 18.11.2013 49-Р "Об утверждении тарифов на услуги ГУП "Москоллектор" по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов" является правовым актом нормативного характера, обязательным для неограниченного круга лиц, в том числе для и ответчика.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" нормативные правовые акты города Москвы - правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.
Исчерпывающий перечень правовых актов органов исполнительный власти города Москвы, которые являются нормативными, действующим законодательством не предусмотрен.
По смыслу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" к нормативным актам, принятым органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, относятся акты, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.
Распоряжение от 18.11.2013 N 49-Р рассчитано на неоднократное применение и влечет юридические последствия для неопределенного круга лиц - потребителей услуг ГУП "Москоллектор".
Указанное Распоряжение было официально опубликовано путем размещения на официальном сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы".
Таким образом, Распоряжение от 18.11.2013 N 49-Р является нормативным правовым актом города Москвы, в соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса РФ и договором подлежит обязательному применению сторонами при расчетах по договору с даты, предусмотренной в Распоряжении, то есть с 01.01.2014.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.01.2015 по делу N А40-167715/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-167715/2014
Истец: ГУП "Москоллектор", ГУП г. Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов "Москоллектор"
Ответчик: ОАО "Московская объединенная энергетическая компания", ОАО "МОЭК"